Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
Министерство социального обеспечения РСФСР
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
Программа
Обучения глубоко умственно отсталых детей
Москва, 1989 г.
Примечание
1. Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам установленным для вспомогательных школ.
2. Наполняемость класса, группы продленного дня – 1 человек.
3. Для занятий по труду класс делится на 2 группы.
4. Уроки предметно-практической деятельности (ППД), конструирования и ручного труда распределяются в I – III классах следующим образом: 2 часа в неделю проводится ППД и конструирование, 2 часа ручной труд.
5. Часы, отведенные на хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания, в I и II классах посвящаются полностью привитию санитарно-гигиенических навыков и самообслуживанию (2 часа в неделю), в III классе 1 час отводится на привитие санитарно-гигиенических навыков и самообслуживания, 1 час – на хозяйственно-бытовой труд. Начиная с IV класса, учащиеся на этих уроках занимаются только хозяйственно-бытовым трудом.
6. Уроки трудового обучения проводятся: в IV классе – 3 раза в неделю, в V классе – 5 раз в неделю, в VI классе – 5 раз в неделю. В VII и VIII классах наряду с отдельными уроками труда один раз в неделю проводятся трудовые дни.
Чтение и письмо.
(I – VIII классы)
Объяснительная записка
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводятся на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).
В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста.
Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда. Кроме того, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками бытовой ориентации), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков, безопасности и информации.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Так, например, если отдельные ученики II класса не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться написанием отдельных слов. В случае невозможности некоторыми воспитанниками усвоить написание поздравительных открыток (VII класс), следует ограничиться заполнением дневника, адреса на конверте. Необходимо также подчеркнуть, что обучению письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текс (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Программа
Класс (210 час.)
Добукварный период (3 месяца)
1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указания учителя, поднимать руку при желании, что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
2. Специальная логопедическая работа (проводиться логопедом и закрепляется учителями на уроках). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.
Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у – у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Название слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений их 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» употребляется учителем. Учащиеся должны понимать или выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Без речевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.
4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
5. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Букварный период (I этап).
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа; аш, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов.
II класс (210 час.)
Букварный период (II этап)
Чтение.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г. Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а также предложений из двух слов (Ма-ша, ма-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).
Письмо.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв (Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Пп, Тт, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг).
Списывание с классной доски букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ша, шум).
Списывание по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.
III класс (210 час.)
Букварный период (III этап)
Чтение
Повторение звуков и букв. Изучение новых: д, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк).
Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря.
Письмо
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ.
Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными слогами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных, двусложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.
IV класс (210 час.)
Письмо
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и – ш, о – и), пространственным расположением элементов (б – д), а также трудные по начертанию (з – к).
Звуки и буквы.
Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различение.
Слово.
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
Практические упражнения, со словами отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение.
Построения простого предложения:
1) составление предложений по вопросу, картинки, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя);
2) списывание предложений, вставка пропущенных слов, в соответствии с данными картинками;
3) написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Чтение.
Повторение материала III класса.
Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Чтение коротких, сюжетно-завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.
Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.
Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.
V класс (210 час.)
Письмо
Звуки и буквы
Повторение материала IV класса.
Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающихся названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это?
Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилия людей, клички животных.
Предложение
Построение предложений:
1) составление предложений на заданную тему;
2) умение закончить предложение по вопросу что это? Кто это?;
3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности, записать ответ с помощью учителя;
4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;
5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
6) написание зрительных и слуховых диктантов.
Чтение
Закрепление навыков сознательного и по возможности выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителем и по сюжетным картинкам.
Подбор картинок к прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя.
Чтение отрывков из рассказов русских и советских писателей.
Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их. (Межпредметные связи с уроками труда).
Глобальное чтение (узнавание) распространенных знаков безопасности и информации (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и.т.п.).
VI класс (210 час.)
Письмо
Звуки и буквы
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? Что это? (с помощью учителя).
Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.
Предложение
Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.
Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением.
Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы (детского дома).
Чтение
Закрепление умения различать слова сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажения звукового состава слова. (Послоговое чтение трудных слов).
Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и рассказов из детских журналов.
Умение рассказать содержание прочитанного по вопросам, выделить из текста места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова и выражения.
Выборочное чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Произведения для заучивания
В. Лебедев-Кумач «Здравствуй школа!»
И. Токмакова «Сентябрь»
Н. Артюхова «Маляры»
И. Суриков «Зима»
О. Высотская «Слава Армии Советской»
Г. Виеру «Мамин день»
С. Маршак «Снег теперь уже не тот»
А. Барто «Веревочка»
С. Брянских «Здравствуй, лето»
VII класс (210 час.)
Письмо
Звуки и буквы
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ща-ща, чу-щу.
Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначение мягкости буквами е, ё, и, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов.
Изучение слов обозначающих действия:
1) называния действий предметов по вопросам что делает? Что делают?
2) умение составлять слова, обозначающие действия со словами, обозначающие предметы (с помощью учителя)
Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам.
Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? Что это? Что делает?
Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.
Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Списывание письменных и печатных инструкций по труду.
Чтение
1. Чтение целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения). Пересказ прочитанного. Выделение основного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям.
2. Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.
3. Чтение деловых статей.
4. Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций, связанных с уроками труда.
5. Чтение статей и рассказов из детских журналов.
6. Драматизация отдельных частей рассказа или сказки.
VIII класс (210 час)
Письмо
Звуки и буквы
Повторение артикуляторно сходных звуков р-л, твердых и мягких согласных, буквы Ь.
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж) и аффрикат (ч-ть-щ, щ-ть-с).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.
Закрепление написания имен собственных.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Закачивание или дополнения упражнений по вопросам кто? Что? Когда? Где? Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления на работу.
Чтение
Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей.
Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Внеклассное чтение, порядок выполнение книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
СЧЕТ
(I – VIII классы)
Объяснительная записка
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается обучению их счету. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети-имбецилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них не доступен.
В процессе обучения детей-имбецилов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение счету детей-олигофренов в степени имбецильности организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи – развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети-имбецилы должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках элементарного счета дети-имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме того, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, если они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производственному труду.
ПРОГРАММА
I класс (105 час.)
Пропедевтический период (3 месяца)
Понятие о величине: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Понятия веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.
Числа 1 – 3
Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный.
Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 и на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2 и 3 коп. Распознавание их.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
II класс (105 час.)
Повторение материала I класса.
Счет в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счет прямой и обратный. Решение примеров.
Работа со счетами.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).
Соответствие числа, количества и цифры.
Глобальное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов их множества.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2, 3 и 5 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.
III класс (140 час.)
Повторение материала II класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Порядковый счет от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 8.
Решение примеров в пределах 8. работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».
Меры стоимости. Знакомство с монетами в 2, 3, 5 коп. Размен монет в 2, 3, 5 коп по 1 коп.
Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник.
Обведение по шаблону прямоугольника.
Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.
IV класс (175 час.)
Повторение материала III класса.
Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.
Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет по 2 и по 5.
Меры стоимости – 10 коп. Размен монеты в 10 коп. по 2 и 5 коп.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (без записи краткого ответа).
Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.
V класс (175 час.)
Повторение материала в IV классе.
Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по 2 и по 5. Десятичный состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом.
Понятие «дороже – дешевле».
Меры стоимости: получение 15 и 20 коп. из монет различного достоинства.
Меры времени: год – 12 месяцев. Называние месяцев.
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки.
VI класс (175 час.)
Повторение материала V класса.
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, счет по 2.
Счет прямой и обратный в пределах 20.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 20.
Работа со счетами.
Решение задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже – дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка.
Меры стоимости. Работа с монетами до 20 коп. размен при помощи 10 коп.
Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа.
Геометрический материал: треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.
VII класс (140 час.)
Повторение материала VI класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десятком как новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределе 100 без перехода через разряд.
Понятие «моложе – старше».
Меры стоимости: 1 руб., 3 руб. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 коп.
Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.
Меры емкости: литр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса.
Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.
VIII класс (140 час.)
Повторение. Устная и письменная нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределах 100. Счет в пределах 100 в процессе производительного труда.
Меры стоимости: 5 руб., 10 руб. Размен и замена денег символами бумажных денег.
Меры длины: работа с метром.
Меры емкости: определение количества воды литровыми и полулитровыми емкостями.
Меры времени: месяц – 28, 29, 30, 31 день.
Геометрический материал: линии прямые.
Объяснительная записка
Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений употребляя короткие слова и фразы (особенно имбецилы с синдромом Дауна). Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, то есть ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. Имея в запасе небольшое число слов, имбецилы часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается с однообразными, повторными оборотами.
Для того чтобы научить глубоко умственно отсталых детей правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Имбецилы должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.
Каждый урок по развитию речи должен быть посвящен одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемом на одном уроке, должно быть ограниченно, в противном случае воспитанники их не запомнят.
Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз притязаний и их выполнение.
Занятия по развитию речи должны быть направлены на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.
В классах для обучения и воспитания детей-имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.
Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труда людей (в зависимости от местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира, например: в районах севера – оленя, в Средней Азии – верблюд и т.д.).
На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.
Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.
Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают память, речь, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.
ПРОГРАММА
Класс (105 час.)
Развитие устной речи учащихся: умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей; называть имя и отчество учителя; называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить детей рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов учителя, называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.
Умение отвечать на вопросы: кто это? Что это? Что делает? Осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Упражнения по построению простейших фраз по картинкам.
Краткие беседы о назначении предметов обихода. Умение строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся.
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе, лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать учеников по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путем разыгрывания на игрушках. Включается тема «Игрушки», дается обобщающее слово «игрушки».
Т е м а т и к а
Классная комната и ее значение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.
Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.
Школа. Ознакомление со школьным помещением: классы, коридор, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские, кабинет врача. Школьный двор.
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочки, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.
Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.
Огород (морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.
Сад (яблоко, груша). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.
Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.
Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).
Ежедневные наблюдения за погодой (идет дождь, снег).
Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).
Зима (холодно, идет снег, лед, мороз).
Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают).
Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.
Экскурсии по школе и школьному двору, огород, в парк, сад для наблюдений сезонных изменений в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы. Сбор природных материалов.
II класс (105 час.)
Повторение материала 1 класса.
Логопедические занятия. Продолжение работы по программе первого класса.
Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.
Составление по картинкам распространенных предложений, состоящих из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.).
Умение осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.
Умение строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственные отношения предметов (на парте, в парте, на шкафу, в шкафу).
Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение назвать изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении д