Молчащее зеркало, говорящее зеркало

Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.

Геометрическая фигура

Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп, длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за веревочное кольцо обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза и не отпуская из рук веревку. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время.

Мостик

Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы. Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.

Фотоаппарат

Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т.д.

Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Гуру

Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив перед собой руки в защитной позе. Ведущий прикасается к плечу одного из участников, который становится Гуру (учителем). Он открывает глаза, но с этого момента он не имеет права разговаривать. Все остальные ходят по комнате с закрытыми глазами. При встрече они спрашивают друг друга: «Ты – Гуру!?». Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье – встретить на своем пути Гуру. Он кладет руки на плечи учителя и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать. Если встречаются 2 «обычных» игрока, на вопрос: «Ты – Гуру!?» оба отвечают: «Гуру!» - и оба продолжают дальнейшие поиски. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и выстроились за ним цепочкой.

Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто – то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.

Клубок

Верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.

16. Ура, меня любят!

Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Улитка

Участники встают в круг, держась за руки. В одном месте руки разъединяются, чтобы получился разомкнутый круг. Далее все начинают закручиваться спиралью вокруг одного из тех, чьи руки были разомкнуты, то есть второй идет по кругу вокруг всех остальных и тянет всех за собой. В итоге получается большая улитка, где человек, стоящий в центре, оказывается в объятьях всех играющих. В центр желательно ставить того, кто заслужил поощрение, либо того, кому требуется поддержка.

Игры на сообразительность

Интеллектуальные игры

Птичка, пискни

Одному из играющих завязывают глаза. Остальные садятся по кругу на стулья. Водящий подходит к любому из участников игры, садится к нему на колени и просит: «Птичка, пискни!» Тот, у кого сидят на коленях, должен изобразить писк. При этом можно изменить свой голос. Водящий должен отгадать, к кому на колени он сел.

Зоопарк III

Каждый может назваться любым животным (единственное условие — названия животных не должны повторяться). Задача каждого — запомнить, какие животные есть в «зоопарке» (каких животных выбрали остальные участники игры). Затем один доброволец (водящий) должен будет выйти в центр круга. Один стул останется пустым. Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, должен ударить правой рукой по стулу и назвать любое животное. Названный участник должен быстро пересесть на этот стул. Освобождается другой стул. Процедура повторяется. Задача водящего — занять освобождающийся стул, но если по стулу уже ударили и произнесли название животного, то водящий не имеет права садиться на этот стул.

3. Птичка села на…

Каждый участник выбирает себе название любого дерева с условием, чтобы у всех были разные, не совпадали. Далее кто-нибудь просто начинает игру со слов: «Птичка села на сосну», ребенок, который выбрал себе сосну, должен ответить: «Не было ее там, а села она на березу» и т.д. Тот, кто не среагировал вовремя на свое название или назвал то дерево, которое никто не загадывал, тот выбывает из игры.

Елочки бывают разные

Ведущий произносит: Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие. Вот если я скажу: «высокие» – поднимайте руки вверх «низкие» – приседайте и руки опускайте «широкие» – делайте круг шире «тонкие» – делайте круг уже. А теперь поиграем! (Ведущий играет, стараясь запутать детей)

Любопытный

Один участник по желанию становится «любопытным». Он выходит в середину круга и громко называет какую-нибудь букву. После этого он выжидает, пока участники игры приготовятся, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? где? что делал? зачем? Участники должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква «К». Ответы могут быть следующие: «композитор», «в кино», «каждый день», «за креслом» «капризничал», «кушать хотелось» и т.д. Участник, ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на его место.

Муха в квадрате

Мысленно представим поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха. Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда). Нельзя вылетать за границы поля. Может использоваться и как разогревающая методика. Со временем можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).

Печатная машинка

Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том… Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел – вся группа делает хлопок руками, перевод каретки – топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала.

Семейка Адамсов

Водящий выходит за пределы комнаты, в это время всем остальным объясняется суть игры – повторять за водящим все движения. Когда приглашается водящий, ему объясняют: перед тобой семейка Адамсов, где тебе необходимо сделать что-то супер-экстраординарное, чтобы они тебе зааплодировали. Порой достаточно трудно догадаться, что тебе самому надо захлопать в ладоши, чтобы все остальные начали за тобой повторять то же самое движение.

Компас

Шестопалова Е.В.

СПО «Фениксъ»

Игроки делятся на 4 команды, соответственно сторонам света, и получают названия: Север, Юг, Запад, Восток. Команды становятся лицом к центру. По команде проводящего играющие должны повернуться спиной к той команде, которую назвали. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок.

Детектор лжи

Медведева Н.

СПО «Фениксъ»

Из детей выбирается доброволец, который будет проверяться на «детекторе лжи». Остальные участники должны в течение одной минуты задавать испытуемому вопросы, на которые можно ответить положительно или отрицательно. Задача испытуемого ответь на вопросы, не используя слова «да» и «нет», и не качать головой. Ведущий считает количество вопросов, на которые смог ответить испытуемый за отведенное время. Как только участник произносит «да» или «нет», или качает головой, то время автоматически заканчивается, а ответ не зачитывается. Проверяться на детекторе могут все желающие. В конце ведущий должен подвести итоги и назвать игрока, ответившего на самое большое количество вопросов.

Тише-громче

Вы, наверное, играли в детстве в игру «Холодно-горячо»? Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга, и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов группы спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего – найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному. Соответственно, песня поётся тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

Перечисли все причины

Ведущий описывает какую-либо необычную ситуацию или событие, например: «Вы идете в гости к другу. Подойдя к дверям квартиры, видите, что они распахнуты. Заходите. Неожиданно входная дверь с силой захлопывается». Надо как можно быстрее назвать, перечислить возможные варианты объяснения происходящего. «Открыта дверь на балкон и подул сильный ветер», «Залезли воры», годятся даже фантастические версии – «Прилетели инопланетяне, и все неживые вещи ожили». Победитель: Игрок, назвавший больше всех разнообразных вариантов.

Как рождаются сплетни

Вызываются шесть-семь добровольцев. Они должны будут по очереди пересказывать друг другу историю, данную ведущим, сидящие в зале зрители не имеют права подсказывать. Играющие уводятся в другое помещение, а затем по очереди заходят в игровой зал. Первому игроку зачитывается история, например: Маленький мальчик Костя всегда завидовал своему другу Саньке, у которого старший брат работал на платной неохраняемой стоянке. Хотя у самого мама Надежда Поликарповна тоже не плохо пристроилась – директором ликероводочного магазина, что на улице Энтузиастов, куда очень часто заезжали разные начальники продегустировать различные сорта вин «Наедине» и купить парочку ящиков для банкета, заходили соседи – спросить, не продается ли здесь спирт «Троя». Залетали так же инопланетяне – подзаправить свои летающие средства передвижения пивом «Братское» и безалкогольным напитком «Тархун» (от остального дымил и барахлил карбюратор). Так и погиб мальчик Костя, ненароком зацепившись за летающую тарелку. История передается от первого второму, от второго третьему и т.д. Последний рассказывает всем остальным. А в конце зачитывается первоначальный вариант истории.

Зашифрованная фраза

Один игрок выходит из комнаты, остальные загадывают фразу из песни и распределяют ее по одному слову каждому. Заходит играющий и задает первому любой вопрос. В ответе должно быть загаданное слово. Например, может получить такой диалог: «Какая сегодня погода?» - «ПУСТЬ будет хорошая», «Что ты ел сегодня на завтрак?» - «Я ВСЕГДА на завтрак ем кашу», «Ты сегодня пойдешь домой?» - «Когда БУДЕТ вечер, тогда пойду домой», «Как я выгляжу?» - «Прекрасно, как СОЛНЦЕ!»

Бросаемся словами

Точнее же, в этой игре бросаются слогами. Игроки садятся за стол (непременно пустой) или в кружок и перебрасывают друг другу какую-нибудь мягкую и легкую вещицу (но не тяжелый предмет или мяч!). Бросающий произносит какой-нибудь слог, а ловящий добавляет, заканчивает слово. Например: «Ве…» «ник» (или ≈ «нок», «ра», «ло ≈ си ≈ пед» и так далее). Назвавший слово перебрасывает вещичку следующему, произнося какой-нибудь слог… Начальные слоги не должны повторяться! Из игры выходят те, кто ответил невпопад или затянул с ответом.

Игры с приколами

Наши рекомендации