Ожидаемые результаты 1 год обучения дети 11-17 лет

В этой возрастной категории ведется над:

- расширением диапазона голоса,

- выравниванием, сглаживанием переходных нот,

- развитием и укреплением певческого дыхания, и чистотой интонации

- освоением навыков джазового пения

В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выявлением тембра, над выработкой всевозможных динамических оттенков.

В процессе работы над музыкальным произведением, стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности уч-ся, его творческую мысль.

В течение года учащийся должен пройти 8-10 разнохарактерных произведений.

Примерный репертуарный список

1. Баш. нар. песня «Шаль вязала»

2. Баш. нар. песня «Ялсыгол»

3. Герман Д. «Хелло, Долли»

4. Журбин А. «Спасибо музыка»

5. Зацепин А- сл.Дербенев Л. «Куда уходит детство»

6. Зацепин А.- сл.Дербенева Л. «Песенка о медведях»

7. Зиннурова А. «Янғыҙ ҡалма аҙашып»

8. Мандел Д. « Тень твоей улыбки»

9. Морозов А,- сл.Рубцов Н. «В горнице»

10. Пахмутова А.- ел. Матусовский М. «Хорошие девчата»

11. Рус.нар. песня «Со вьюном я хожу»

12. Рус.нар. песня «Я на камушке сижу»

13. Сәлмәнов Р. «Яҙ киля»

14. Таривердиев М. «Маленький принц»

15. Фельцман О.- сл.Фадеев О. «Ландыши»

16. ШирингДж.«Колыбельная»

Учебно-тематический план на второй год обучения

Наименование раздела Наименование темы Всего Теория Практика
1. Вводное занятие.
  1. Повторение изученного курса вокальных навыков.
  2. Знакомство с содержанием работы на год.
2. Усвоение певческих навыков.
  1. Выработка подвижности голоса.
  2. Отработка «высокой» позиции.
  3. Преодоление дикционных трудностей при вокальном исполнении.
3. Формирование певческого дыхания.
  1. Работа над цепным дыханием.
  2. Работа над продолжительностью дыхания.
4. Распевочная работа.
  1. Элементарные навыки многоголосья.
  2. Работа над «связным и округлым» пением гласных звуков.
  3. Исполнение канона.
5. Артикуляционная и ритмическая работа
  1. Техническая работа с микрофоном.
  2. Исполнение текста с «близкой» подачей.
6. Тренаж.
  1. Работа у станка.
  2. Использование танцевальных композиций с предметами.
7. Работа над песней.
  1. Координированное сочетание всех элементов художественно-сценического исполнения песни.
  2. Работа на сцене.
Зачетные занятия. - -
9. Практические занятия по совершенствованию вокального мастерства. 1. Репетиционные занятия на сцене. 2. Концертные, конкурсные выступления.
6. ВСЕГО:  


Содержание изучаемого курса

Тема 1. Вводное занятие

Беседа с учащимися о задачах объединения на данный учебный год. Беседа о формах и организации учебных занятий.

Тема 2. Усвоение певческих навыков

Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкость дикции. Это одна из важных задач на данном этапе. Без элементарного пения и овладения навыками исполнения песен с темповыми и динамическими ньюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении. Работа над подвижностью голоса начинается с третьего года обучения, на четвертом – навыки закрепляются, вместе с ними усложняются упражнения, способствующие более эффективному результату.

Работа над четкостью и активностью произношения литературного текста осуществляется более эффективно, если она сочетается с распевочными упражнениями: исполнении скороговорок «Вез корабль карамель», «На дворе трава» и других в музыкальном оформлении» (исполнение на одном звуке или в нисходящем и восходящем поступенном развитии). Трудность заключается в одновременном четком произнесении текста и пропеванием на определенной высоте. Используется увеличение темпа и динамики.

Тема 3. Формирование певческого дыхания

Продолжается работа над постановкой правильного певческого дыхания. Используются упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на цепное дыхание.

Эффективно использовать произнесение слов в песне в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией, это укрепляет дыхательные мышцы, создает ощущение опоры. Если музыкальная фраза слишком длинна, то в процессе упражнений можно слегка ускорить темп.

Упражнения:

«Ворон», ворон играет на трубе – значит, губы слегка вытянуты дудочкой, как бы пробует звук.

«Филин», отрабатывается звено, где организуется певческое дыхание, комбинация выдох «Ух» и вдох через нос входит в последующие упражнения.

Работа с алгоритмом - плакатом

Тема 4. Распевочная работа

Интонационно чистый унисон, который выработался в течение трех лет обучения, является основой красивого многоголосного пения. Начальный этап многоголосия – пение на два голоса. Наиболее целесообразно в начале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы типа русских народных прибауток в двухголосном изложении. Затем задания усложнять, переходя к разучиванию музыкального произведения. Элементы двухголосия включаются постепенно и ненавязчиво (в конце или начале музыкальной фразы, как пропевание или интервал м.3, ч.4), упражнения пропеваются на слоги «ли-у», «ми-а», со словами «мы поем», «хорошо».

Тема 5. Артикуляционная работа

Дети уже усвоили технические правила работы с микрофоном. Трудности возникают при одновременном исполнении песни сразу несколькими участниками объединения. Для достижения правильности и синхронности исполнения используется метод многократного повторения, а также работа с метрономом. Можно чередовать произнесение текста шепотом и на большой звучности, с увеличением громкости и постепенным ее снижением.

Тема 6. Тренаж

При создании танцевальных композиций к вокальному произведению часто используются предметы для дополнения художественного образа, это могут быть: кисти, веера, трости и т.д. Задача исполнителя умело пользоваться атрибутикой при исполнении песни, чтобы предметы не мешали, а, наоборот, дополняли сценический образ артиста. Предметы включаются в работу по мере необходимости создания художественного образа, и когда дети уже достаточно умело владеют исполнительским мастерством. Внесение атрибутики украшает музыкальный номер и дополняет его смысловую активность.

Тема 7. Работа над песней

Данная тема служит итогом работы. Здесь подразумевается и сценическая работа, и грамотное исполнение, и создание определенного образа. Исполняя песню, на сцене ребенок ощущает себя совершенно иначе, он уже сам должен контролировать свое исполнение, вызывать эмоциональный отклик у зрителей и слушателей, заинтересовывать публику. Задача педагога – помочь детям адаптироваться на большой аудитории, научить особенностям сценического поведения и правилам работы на сцене. Звуковая окраска песни, исполняемая на сцене значительно отличается от звучания ее в рабочем кабинете, поэтому дети, работая на сцене, должны уметь очень грамотно и активно вслушиваться в свое исполнение и корректировать его.

Тема 8. Зачетные занятия

- контрольный урок

- опрос – анкетирование по усвоению вокально-певческих навыков

Наши рекомендации