Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
(МКУ отдел образования МР Учалинский район РБ)
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества» муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
(МАУ ДО «Дворец творчества» МР Учалинский район РБ)
Принята к реализации решением Педагогического совета (Протокол от «___»_________ 201_ г. № ____) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «Дворец творчества» МР Учалинский район РБ _____________ Н.Х. Ирмикимов «____» _____________ 20 ___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
"Вокал"
Возраст обучающихся: 5-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
Каримова Юлия Рустамовна,
педагог дополнительного образования
г. Учалы, 2017
Пояснительная записка
Необходимость создания данной программы возникла в связи с отсутствием типовых программ по предмету.
Актуальность и новизна данной программы обусловлена тем, что она направлена на обучение современных детей, к великому сожалению растущих в условиях дефицита подлинного культурного и духовного воспитания. Образ псевдокультурного мышления, насаждаемый современными СМИ, активная пропаганда коммерческих шоу-проектов сомнительного качества и плачевное эстетическое воспитание самих родителей порождают появление большого количества крайне неразвитых (несмотря на природные музыкальные способности), запущенных к моменту поступления в школу детей с общим низким музыкально-эстетическим, интеллектуальным уровнем и малой заинтересованностью в собственном развитии.
Из-за перегрузки различными кружками, желания родителей вырастить из своего ребёнка гения вопреки его природным склонностям возникают зажимы и перенапряжение психики детей.
Все вышеперечисленные проблемы побуждают к поиску новых методов обучения, педагогических приёмов, основанных на связи целого ряда наук, созданию программы, специально адаптированной для современных детей. Для успешного музыкального обучения дети должны подготовиться внутренне, «созреть». Поэтому при составлении данной программы особое внимание уделяется на предварительную подготовку учащихся, а именно на:
- заинтересованность детей в приобретении эстетических знаний и умений;
- выявление «задавленных» способностей, перспективы развития ученика и одновременное искоренение приобретённых, но уже устоявшихся многочисленных порой дефектов;
- приучение к внимательному и бережному отношению к своему здоровью, ведение здорового образа жизни.
- выявление и устранение психологических зажимов и комплексов, препятствующих раскрытию способностей ребёнка;
Цель программы: дать возможность желающим получить основы вокального, музыкального и эстрадного образования.
В процессе обучения преподаватель должен решать следующие задачи:
- практического обучения сольному пению;
- приобщения, учащихся к лучшим образам современной, национальной, эстрадной музыки отличительные особенности программы;
- изучения жанрового, стилистического многообразия музыки;
- гибкого подбора репертуара (учитывая концертную и конкурсную деятельность);
- развития творческих способностей, учащихся (склонность учащихся к самостоятельному музицированию);
- сценической раскованности, профессиональной свободы, что очень важно для музыканта на сцене
- особенностей работы с микрофоном, магнитофоном, учитывая баланс звучания при пении под фонограмму минус один.
Курс обучения эстрадному сольному пению рассчитан на 2 года. Возраст учащихся – от 5 до 16 лет. На вступительных прослушиваниях учитываются следующие критерии:
• Наличие интонационного слуха
• Наличие ритмической памяти - способность повторить несложный ритмический рисунок
• Наличие музыкальной интонационной памяти- способности повторить заданную мелодию
• Психофизиологическое развитие и здоровье ребенка.
За время обучения педагог должен осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки.
В течение всего периода обучения нужно контролировать степень вокальной нагрузки и следить за состоянием голоса учащихся.
Ожидаемые результаты
За время обучения педагог должен научить учащихся владеть голосом, грамотно и выразительно исполнять произведения.
Учебный репертуар расположен по степени возрастания сложности, в нем учтены возрастные особенности учащихся и требования охраны детского голоса.
Песенный репертуар может быть по необходимости транспонироваться в удобные для данного голоса тональности.
Содержание программы
В ходе индивидуальных занятий дети овладевают вокальными навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного кпрофессиональному.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально - вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также произведения вокальной литературы.
Основной пласт - это современная эстрадная музыка, позволяющая овладеть стилистически разными манерами исполнения.
Учебно-тематический план на первый год обучения
Наименование раздела | Наименование темы | Всего | Теория | Практика | |
1. | Вводное занятие. |
| |||
2. | Усвоение певческих навыков. |
| |||
3. | Формирование певческого дыхания. |
| |||
4. | Распевочная работа. |
| |||
Пластическое интонирование. |
| ||||
6. | Артикуляционная и ритмическая работа. |
| |||
7. | Музыкальная грамота. |
| |||
8. | Актерское мастерство. |
| |||
9. | Работа над песней. |
| |||
10. | Зачетные занятия. | - | |||
11. | Практические занятия по совершенствованию вокального мастерства. | 1. Репетиционные занятия на сцене. 2. Концертные, конкурсные выступления. | |||
Всего |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие
Первое занятие – организационное. Определяется уровень вокальных данных у детей, проводится беседа о роли музыки в нашей жизни, дети знакомятся с историей коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Усвоение певческих навыков
При формировании правильной вокальной позиции используются упражнения на простом гласном звуке, упражнения на движение мелодической линии (сверху-вниз и, наоборот, для наведения в высокую позицию).
Тема 3. Формирование певческого дыхания
Певческое дыхание отличается от обычного. Выдох значительно увеличивается, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматически нерегулируемого в сознании превращается в регулируемый процесс. Существуют четыре типа дыхания:
1 тип: ключичный (верхнее-грудной). Внешние дыхательные движения: поднимаются плечи, для пения неприемлемо.
2 тип: грудной. При этом грудная клетка активно двигается, при вдохе втягивается живот.
3 тип: брюшной (диафрагматический). При этом активны мышцы живота и диафрагмы.
4 тип: смешанный. Дыхание осуществляется при активной работе мышц грудной и брюшной полости диафрагмы.
Знакомство с правилами певческого дыхания:
Вдох – быстрый, бесшумный через нос. Объем и характер вдоха зависит от длины музыкальной фразы, ее динамики, характера, темпа.
Задержка. Мышцы певческого пояса замирают и фиксируются. Это дает возможность собраться.
Выдох должен быть экономным и равномерным: следить, чтобы стенки живота не спадали, а оставались в том же положении, в каком находились по окончании вдоха, тогда звук будет опертым.
В работе используется нижнереберное диафрагматическое дыхание.
Тема 4. Распевочная работа
На данном этапе работы большое внимание уделяется вокально-слуховой настройке. При этом нужно соблюдать следующие требования:
- разучивание упражнений на средних нотах диапазона
- на небольшой звучности
- пение с закрытым ртом или на «у» и «ку» (вокализация)
- использование музыкальных фраз из русских народных песен.
Исполнение восходящей и нисходящей мелодических линий дополняется движением руки, как педагога, так и детей.
Тема 5. Пластическое интонирование
Задача занятий по пластическому интонированию – воспитывать умение слушать музыку и передавать ее в движениях. Дети слушают музыку, у них возникает определенное эмоциональное переживание, но выразить это в движении могут далеко не все. Надо дать почувствовать детям радость от ощущений своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму. Пластическое интонирование помогает ощутить протяженность фразы и несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер произведения, показать особенности развития музыки.
Тема 6. Артикуляционная работа
Ансамблевое пение – искусство синтетическое: исполнители должны донести до слушателей два текста – литературный и музыкальный. Хорошо сказанное – наполовину спето, поэтому артикуляционной работе уделяется немалое место. Дикция зависит от качества произнесения текста каждым поющим (согласные – коротко, гласные – протяжно) и синхронности артикуляции по дирижерскому жесту, а также осмысленность и эмоциональность произнесения в связи с характером произведения. Используются приемы:
Проговаривание скороговорок на разные согласные.
Смена темпа произнесения.
Вариативность исполнения.
Исполнение в диалоге.
Прохлопывание определенного ритма за педагогом – это первая ступень в данной работе. Формы выполнения заданий различны: групповая, поочередная, индивидуальная.
Тема 7. Музыкальная грамота
Основа любой науки – база теоретических знаний, музыка – это искусство и наука. Первый шаг в мир музыки ведет в неизвестное и вызывает чувство любопытства и радость познания или настороженность, необходимо открыть для детей секреты музыкальной грамоты, познакомить с особенностями музыкального языка. Но все это нужно делать с помощью игр и увлекательных путешествий.
Необходимый объем теоретических знаний:
- определение нотного стана
- написание скрипичного ключа
- понятия музыкальных - шумовых, высоких – низких звуков
- знать расположение нот на нотном стане
Тема 8. Актерское мастерство
Каждая песня – это маленький спектакль, а каждый исполнитель – актер. Музыкальная выразительность в пении «раскрашивает» произведение в разные цвета. Начальный этап работы над музыкальной выразительностью – изображение не целого образа, а отдельных элементов. Для данной деятельности используются следующие задания:
проговаривания одной и той же фразы разными интонациями: грусти, восторга, удивления, радости, испуга и т.д.
изображение разных предметов с помощью пластики своего тела
работа в парах по созданию образа
Тема 9. Работа над песней
Разучивание песни проходит в разных вариантах:
- первоначальное разучивание слов, затем мелодии
- отработка припева после знакомства с запевом
- пропевание отдельных музыкальных фраз.
На первом году обучения в репертуар включаются несложные детские песенки, как правило, в умеренном темпе, без скачков в мелодии, в среднем регистре, на небольшом количестве нот.
Тема 10. Зачетные занятия
Зачетные занятия – это промежуточный результат одного года обучения. Они проходят в игровой форме для выявления полученных знаний, умений и навыков по певческой деятельности.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие
Беседа с учащимися о задачах объединения на данный учебный год. Беседа о формах и организации учебных занятий.
Тема 2. Усвоение певческих навыков
Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкость дикции. Это одна из важных задач на данном этапе. Без элементарного пения и овладения навыками исполнения песен с темповыми и динамическими ньюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении. Работа над подвижностью голоса начинается с третьего года обучения, на четвертом – навыки закрепляются, вместе с ними усложняются упражнения, способствующие более эффективному результату.
Работа над четкостью и активностью произношения литературного текста осуществляется более эффективно, если она сочетается с распевочными упражнениями: исполнении скороговорок «Вез корабль карамель», «На дворе трава» и других в музыкальном оформлении» (исполнение на одном звуке или в нисходящем и восходящем поступенном развитии). Трудность заключается в одновременном четком произнесении текста и пропеванием на определенной высоте. Используется увеличение темпа и динамики.
Тема 3. Формирование певческого дыхания
Продолжается работа над постановкой правильного певческого дыхания. Используются упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на цепное дыхание.
Эффективно использовать произнесение слов в песне в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией, это укрепляет дыхательные мышцы, создает ощущение опоры. Если музыкальная фраза слишком длинна, то в процессе упражнений можно слегка ускорить темп.
Упражнения:
«Ворон», ворон играет на трубе – значит, губы слегка вытянуты дудочкой, как бы пробует звук.
«Филин», отрабатывается звено, где организуется певческое дыхание, комбинация выдох «Ух» и вдох через нос входит в последующие упражнения.
Работа с алгоритмом - плакатом
Тема 4. Распевочная работа
Интонационно чистый унисон, который выработался в течение трех лет обучения, является основой красивого многоголосного пения. Начальный этап многоголосия – пение на два голоса. Наиболее целесообразно в начале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы типа русских народных прибауток в двухголосном изложении. Затем задания усложнять, переходя к разучиванию музыкального произведения. Элементы двухголосия включаются постепенно и ненавязчиво (в конце или начале музыкальной фразы, как пропевание или интервал м.3, ч.4), упражнения пропеваются на слоги «ли-у», «ми-а», со словами «мы поем», «хорошо».
Тема 5. Артикуляционная работа
Дети уже усвоили технические правила работы с микрофоном. Трудности возникают при одновременном исполнении песни сразу несколькими участниками объединения. Для достижения правильности и синхронности исполнения используется метод многократного повторения, а также работа с метрономом. Можно чередовать произнесение текста шепотом и на большой звучности, с увеличением громкости и постепенным ее снижением.
Тема 6. Тренаж
При создании танцевальных композиций к вокальному произведению часто используются предметы для дополнения художественного образа, это могут быть: кисти, веера, трости и т.д. Задача исполнителя умело пользоваться атрибутикой при исполнении песни, чтобы предметы не мешали, а, наоборот, дополняли сценический образ артиста. Предметы включаются в работу по мере необходимости создания художественного образа, и когда дети уже достаточно умело владеют исполнительским мастерством. Внесение атрибутики украшает музыкальный номер и дополняет его смысловую активность.
Тема 7. Работа над песней
Данная тема служит итогом работы. Здесь подразумевается и сценическая работа, и грамотное исполнение, и создание определенного образа. Исполняя песню, на сцене ребенок ощущает себя совершенно иначе, он уже сам должен контролировать свое исполнение, вызывать эмоциональный отклик у зрителей и слушателей, заинтересовывать публику. Задача педагога – помочь детям адаптироваться на большой аудитории, научить особенностям сценического поведения и правилам работы на сцене. Звуковая окраска песни, исполняемая на сцене значительно отличается от звучания ее в рабочем кабинете, поэтому дети, работая на сцене, должны уметь очень грамотно и активно вслушиваться в свое исполнение и корректировать его.
Тема 8. Зачетные занятия
- контрольный урок
- опрос – анкетирование по усвоению вокально-певческих навыков
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Процесс обучения в детском объединении «Вокал» подразделяется на несколько этапов:
1. развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:
· приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)
· формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
2. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные, эстрадные сочинения.
Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению это, прежде всего педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.
На протяжении двух лет обучения необходимо развить у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.
Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а также естественность звучания.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.
Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.
Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.
Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:
1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э
2. в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е
3 .особо обратить внимание формирование гласных И, Ы
4. пение гласных звуков в сочетании с согласными
Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:
1. упражнения стабильного блока:
- на дыхание,
- на медленный долгий выдох,
- на развитие артикуляции,
- на подвижность диафрагмы (staccato),
- на развитие ровности тембрового звучания,
- гибкости голоса;
2. упражнения периодически обновляющегося блока:
- на лёгкость и подвижность голоса,
- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,
- на губные: б, п, в, м.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
· помещение – класс, сцена (аппаратура, микрофоны);
· записи аудио, формат CD, MP3, USB;
· инструменты – фортепиано, синтезатор;
· музыкальный центр;
· записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
· зеркало.
Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям.
Список литературы
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Виктор Емельянов «Развитие голоса координация и тренинг»
"Лань", 2000г.
9. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
10. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
11. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
12. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998
Интернет ресурсы:
1. http://fb.ru/article/203107/vokal-chto-takoe-vokal-i-ego-osnovnyie-tipyi
2. http://vocal-noty.ru/skachat-stati-o-vocale/
3. http://ds-malyshok.ru/deyatelnost/music/health-technologies.php
4. https://infourok.ru/material.html?mid=78020
5. http://www.musicalwave.ru/stati/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-vokalista.html
муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
(МКУ отдел образования МР Учалинский район РБ)
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества» муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
(МАУ ДО «Дворец творчества» МР Учалинский район РБ)
Принята к реализации решением Педагогического совета (Протокол от «___»_________ 201_ г. № ____) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «Дворец творчества» МР Учалинский район РБ _____________ Н.Х. Ирмикимов «____» _____________ 20 ___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа