Анализ 12 пмп « любовный напиток»
Как и 6 пмп он строится на сопоставлени внутреннего действия и внешнего, хроматических и диатонических лейтмотивов. Однако в конеце пмп проникает сфера внешнего действия и ею завершается ( Славен Марк!).
Лм томления проводится в вок партии у Изольды.
12 поэтико-музыкальный период. Открывается как и Вступление и 6 период лейтмотивом Томления в оркестро и в вокальной партии изольды ( я пью с тобой). Далее следуе еще три проведения при третьем проведении лейткомплек проводится полностью, девять тактов идет новый контрастный материал, далее звучат отдельные элементы лейткомплекса Томления в точности так же как это было во вступлении. Л м страстного желагия. На словах (Тристан!, Изольда!) впервые в этом пмп периоде возникает лейтмотив Любовного взгляда, он развивается секвенционно, состоит из трех звеньев от a, c, e., в дальнейшем лейтмотв варьируется, изменяется, количество тактов 48. С49 такта действие оперы переключается во внешний план, звучит вставка, мужской хор «Славен будь король наш Марк», протяженность 6 тактов, период однотональный, не квадратного стороения, диатонический, преобладает ровный ритм половинными и четвертями, с метрическим акцентом на сильной доле, в 56м такте появляются реплики Брангены, они контрастны гимническому, хвалебному звучанию хора, в оркестровой ткани возникают хроматические нисходящие гаммо образные движения, партия Брангены насыщенна большими хроматическими скачками на широкие интервалы, передающими чувство тревоги, страха. В 70 такте при словах Тристана вновь звучит лейтмотив чар любви, ему отвечает Изольда на этом же тематическом материале. Диалог Тристана и Изольды сопровождается л м чар любви. Теперь лейткомплекс звучит не только в оркестровой ткани, но и у солистов, в первой части реплики звучат по переменно ( штолен), в разделе где начинается Абгезанг – вместе, унисон. В оркестре л.м Восторг любви. Вновь действие переключается во внешний план со словами хора «Славен будь, король наш Марк!», реплики хора чередуются с репликами Курвенала (28 тактов).
Кода. В коде еще раз сопоставляется внутреннее и внешнее действие. Миг блаженства сменяется, возгласами хора, в этот момент корабль подходит к берегу. Диатонический материал вытесняет сферу хроматическую.
Форма периода Bar(47 +28 +27+ 24)(соda). Масштаб периода 193.
Е. А. Ручьевская
Драматургия и композиция Тристана
Формообразование в Тристане основано на речитативном принципе – это асиметрия синтаксиса, асиметрия внутримотивного ритма, открытость, неустойчивость. Один из важных моментов здесь- возможность по-разному распеть фразу в диапазоне от почти речевого ритма(secco) до широкой кантилены в лирических сценах, не складывающейся в периодичность, в синтаксические аналогии. Этот принцип можно наблюдать в строении эпизодов, сцен, актов и оперы как целого. На фоне речитативной формы, по своей сути не допускающей реприз и повторов , Вагнер находит способы преодоления сплошного внутреннего синтаксиса как единого слоя организации.
Три действия оперы происходят в совершенно разных пространственно – временных ситуациях. 1 действие – на корабле, который за время действия доплывает до берега. 2 действие происходит в парке, 3 действие на природе. Пейзаж, его изображение в Тристане отсутствует. Фон слит с лирическим планом. Динамика 1 действия основана на резких внутренних противоречиях. Переживания Изольды и Тристана драматичны, безисходность ситуации очевидна. Преодоление ее происходит извне( кубок « любовного напитка» вместо кубка с ядом), однако, предпосылки такого исхода( движения в сторону любви, а не вражды и долга) наметились в самом начале. Поэтому кульминация – любовная сцена-здесь, в финале акта, подготовлена. В 1 действии членящие форму вторжения были кратковременны и контрастны.
Вывод, заключение. Лоренц не включает в опр композиций Лоренц намеренно искл внешнее действие. Три формы на одном материале. 1)Если учесть внешнее действие , то вагнер впервые применяет техника мантаж а резко переключая. псих план во внешнее действие.
2)три формы на одном материале почему.
Все формы в основе л м система., порожд форму сквозн развития , во внешнем действии обнаружить черты периода. В
Литература
Буряков Д. Рихард Вагнер. http://cl.mmv.ru/composers/Vagner.htm. дата обр.01.04.2017
Гончаренко С. С. Зеркальная симметрия в музыке.
Гончаренко. С. С. Музыкальные формы в таблицах.
Курт. Э. романтическая гармония и ее Кризис в Тристане Вагнера.
Матросова Е. В. Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера: лейтмотивная система и формообразование.