Рассмотрен на Педагогическом Совете школы

Музыкальная школа

Рассмотрен на Педагогическом Совете школы

Протокол № __1__ от __29__ августа 2017 г.

У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н

Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

В области музыкального искусства

На 2017-2018 учебный год

Г. Сортавала

Год

Пояснительная записка

к учебному плану муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Музыкальная школа

В последнее десятилетие ХХ века и в начале ХХI века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к музыкальному и художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в МШ. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в основной контингент учащихся всех желающих без учёта их индивидуальных творческих способностей.

Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся музыкальной школы по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.

Построение образовательного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, ставит преграды перед внедрением новых методов и технологий. Обезличивает учебный процесс. Очевидна все возрастающая роль развивающихся моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению. Расширение возможностей музыкальной школы должно найти и в количественном многообразии предлагаемых программ не только для детей, поступающих в 7-9 –летнем возрасте, но и для детей, и подростков начинающих обучение после 10-11 лет.

Центр образовательного процесса - ученик, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений дополнительного образования в области искусства диктуют особые требования к учебному плану. Структура и содержание учебных планов в первую очередь ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

Целью введения в образовательный процесс учебного плана является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Учебный план образовательных программ по видам музыкального искусства призван направить школу на решение следующих задач:

- осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающиеся на приоритете свободного развития личности;

- обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

- обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного, художественного образования;

- использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

- создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса;

Учебный план образовательных программ базируется на многолетних традициях отечественного музыкального и художественного образования, в нем учтен опыт работы школ художественно-эстетической направленности за последние десятилетия. План предполагает целесообразный, методически обоснованный объём учебной нагрузки учащихся и её распределение.

Основные цели и задачи образовательных программ полного курса обучения:

- выявление и развитие творческих способностей учащихся в рамках образовательного процесса;

- формирование навыков учебной деятельности;

- овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;

- достижение уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности.

Образовательные программы дополнительного курса обучения на отделении Профессиональной подготовки, предполагают выявление из числа учащихся, завершивших полный курс обучения в школе, наиболее профессионально ориентированных с целью их дальнейшей подготовки к поступлению в ССУЗ музыкального профиля.

Структура учебного плана

Образовательные программы полного курса обучения (далее по тексту – ОП) разделяются по срокам реализации на 8-летние и 6-летние.

Восьмилетние ОП.

ОП «Академическое хоровое пение» (отделение Академического хорового пения)

ОП «Академическое хоровое пение» (отделение Академического хорового пения)

Восьмилетние ОП

ОП «Инструментальное исполнительство»*

Специализации: Скрипка, Баян, Аккордеон, Гитара, Домра

№ п\п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *    
1. Специальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- -- -- --
7. Коллективное музицирование: (хор, оркестр) --
Общий курс фортепиано *** 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
  Всего часов в неделю: 4,5 7,5 7,5 6,5 6,5 8,5 8,5    
  Итого часов за год:  

*-Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**-Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предполагает: чтение нот с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление

***- «Общий курс фортепиано» - обязательная учебная дисциплина для учащихся осваивающих образовательные программы по скрипке, гитаре, домре, баяну, аккордеону

ОП «Инструментальное исполнительство»*

Специализация: Специальное фортепиано

№ п\п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *    
1. Специальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- -- -- --
7. Коллективное музицирование: (хор, оркестр) --
  Всего часов в неделю: 8,5    
  Итого часов за год:  

*-Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**-Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предполагает: чтение нот с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

Примечание

  1. Младшими классами следует считать п/кл. - 1 – 2 – 3 – 4 , старшими 5 – 6 – 7 классы.
  2. Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» в п/к – 4 классах для учащихся, осваивающих образовательную программу по фортепиано, являются занятия хором. В 5 – 7 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля. Для учащихся, осваивающих образовательные программы других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой «Коллективного музицирования» в 1- 2 классах. В 3 – 7 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия народным оркестром (ансамблем)
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2 человек.
  4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся 2 – часовые сводные занятия народного оркестра (ансамбля) и отдельно младшего и старшего хоров.
  5. Помимо преподавательских часов учебным планом предусмотрены:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров (по 2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы:

  • Для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций с оркестром, хорами (по 2 часа в месяц);
  • Для проведения занятий по музыкальному инструменту (скрипка, домра, гитара) из расчета 50% от количества недельной нагрузки на каждого ученика, начиная с 1 класса.
  • Для проведения занятий по ритмическому сольфеджио из расчета 100 % времени отведенного на данный предмет.

ОП «Общее музыкальное образование» (ОМО)*

Специализации: Скрипка, Баян, Аккордеон, Гитара, Домра

№ п\п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *    
1. Музыкальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- -- -- --
7. Коллективное музицирование: (хор, оркестр) --
8. Общий курс фортепиано *** 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
  Всего часов в неделю: 4,5 8,5    
  Итого часов за год:  

*-Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**-Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предполагает: чтение нот с листа, игра в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

***- «Общий курс фортепиано» - обязательная учебная дисциплина для учащихся осваивающих образовательные программы по скрипке, гитаре, домре, баяну, аккордеону

ОП «Общее музыкальное образование» (ОМО)*

Специализация: Фортепиано

№ п\п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *    
1. Музыкальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- -- -- --
7. Коллективное музицирование: (хор, оркестр) --
  Всего часов в неделю: 8,5    
  Итого часов за год:  

*-Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**-Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предполагает: чтение нот с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

Примечание

  1. Младшими классами следует считать п/кл. - 1 – 2 – 3 – 4 , старшими 5 – 6 – 7 классы.
  2. Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» в п/к – 4 классах для учащихся, осваивающих образовательную программу по фортепиано (ОМО), являются занятия хором. В 5 – 7 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля. Для учащихся, осваивающих образовательные программы других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой «Коллективного музицирования» в 1- 2 классах. В 3 – 7 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия народным оркестром (ансамблем)
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2 человек.
  4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся 2 – часовые сводные занятия народного оркестра (ансамбля) и отдельно младшего и старшего хоров.
  5. Помимо преподавательских часов учебным планом предусмотрены:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров (по 2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы:

  • Для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций с оркестром, хорами (по 2 часа в месяц);
  • для проведения занятий по музыкальному инструменту (скрипка, домра, гитара) из расчета 50% от количества недельной нагрузки на каждого ученика, начиная с 1 класса.
  • Для проведения занятий по ритмическому сольфеджио из расчета 100 % времени отведенного на данный предмет.

ОП «Академическое хоровое пение» (отделение академического хорового пения)*

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п/к 7 *
1. Академический хор --
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
4. Музыкальная литература -- -- -- --
5. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
6. Курс фортепиано --
7. Академический вокал -- 0,75 0,75 0,75 0,75 --
  Всего часов в неделю: 9,25 9,25 8,25 8,25 8,5 8,5    
  Итого часов за год: 314,5 314,5 280,5 280,5  

* Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

ОП «Народный вокал» (Отделение народного пения)*

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *
1. Фольклорный ансамбль --
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Народный вокал -- 0,75 0,75 0,75 0,75
4. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
5. Музыкальная литература -- -- -- --
6. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
7. Курс фортепиано --
8. Народный календарь -- -- -- -- -- -- --
  Всего часов в неделю: 9,25 9,25 8,25 8,25 9,5 9,5    
  Итого часов за год: 314,5 314,5 280,5 280,5  

* Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

Примечание

  1. Младшими классами следует считать п/кл. - 1 – 2 – 3 – 4 , старшими 5 – 6 – 7 классы. Фольклорные и хоровые группы, состоящие из учащихся старших и младших классов, следует считать старшими.
  2. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио, народному календарю в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору/ансамблю в среднем 12 человек.
  3. Помимо занятий по академическому хору/фольклорному ансамблю в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся 2 – часовые сводные занятия (репетиции) отдельно для младшей и старшей группы.
  4. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане предусмотрены:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий коллективов (по 2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы:

  • Для проведения занятий с коллективами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 часа в месяц);
  • Для проведения занятий по вокалу из расчета 100% от количества недельной нагрузки на каждого ученика, начиная с 1 класса.
  • Для проведения занятий по ритмическому сольфеджио из расчета 100 % времени отведенного на данный предмет.

Отделение эстрадного пения

№ п\п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п\к 7 *    
1. Эстрадный вокал
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Основы сценического движения -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- -- -- --
7. Эстрадный ансамбль --
8. Курс фортепиано** --
  Всего часов в неделю: 10,5    
  Итого часов за год:  

*-Выпускники 7 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**- «Курс фортепиано» - обязательная учебная дисциплина для учащихся осваивающих ОП по вокально-эстрадному исполнительству.

Примечание

1. Младшими классами следует считать п/кл. - 1 – 2 – 3 – 4 , старшими 5 – 6 – 7 классы.

2. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио в среднем 10 человек. Количественный состав групп по эстрадному ансамблю в среднем 5 человек.

3. Помимо занятий в эстрадном ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся 2 – часовые сводные занятия отдельно младшего и старшего состава эстрадного ансамбля.

4. Помимо преподавательских часов учебным планом предусмотрены:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий эстрадного ансамбля (по 2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы:

· Для проведения занятий по ритмическому сольфеджио из расчета 100 % времени отведенного на данный предмет

Шестилетние ОП

ОП «Инструментальное исполнительство»*

Специализации: скрипка, баян, аккордеон, гитара, домра

(для учащихся поступивших в школу после 10-11 лет)

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
  п/к 5 *
1. Специальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование ** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- --
7. Коллективное музицирование (хор, оркестр) --
8. Общий курс фортепиано *** 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
  Всего часов в неделю: 5,5 7,5 7,5 8,5 8,5    
  Итого часов за год:  

*

Выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

** Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предлагает: чтение с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

***- «Общий курс фортепиано» - обязательная учебная дисциплина для учащихся осваивающих образовательные программы по скрипке, гитаре, домре, баяну, аккордеону.

ОП «Инструментальное исполнительство»*

Специализация: Специальное фортепиано

(для учащихся поступивших в школу после 9-11 лет)

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п/к 5 *
1. Специальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование ** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- --
7. Коллективное музицирование (хор, оркестр) --
  Всего часов в неделю: 8,5    
  Итого часов за год:  

* Выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

** Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предлагает: чтение с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

Примечание

  1. Младшими классами следует считать п\кл - 1 – 2 , старшими 3 – 4 – 5 классы.
  2. Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» в п/к– 3 классах для учащихся, осваивающих образовательную программу по фортепиано, являются занятия хором. В 4 – 5 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля. Для учащихся, осваивающих образовательные программы других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой «Коллективного музицирования» в п/к - 2 классах. В 3 – 5 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем.
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2 человек.
  4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся 2 – часовые сводные занятия оркестра и отдельно младшего и старшего хоров.
  1. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане предусмотрены:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров (по 2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы:

  • Для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 часа в месяц);
  • для проведения занятий по музыкальному инструменту (скрипка, домра, гитара) из расчета 50% от количества недельной нагрузки на каждого ученика, начиная с 1 класса.
  • Для проведения занятий по ритмическому сольфеджио из расчета 100 % времени отведенного на данный предмет.

ОП «Общее музыкальное образование» (ОМО)*

Специализации: Скрипка, Баян, Аккордеон, Гитара, Домра

(для учащихся, поступивших в школу после 9-11 лет).

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п/к 5 *
1. Музыкальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование ** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- --
7. Коллективное музицирование (хор, оркестр) --
8. Общий курс фортепиано *** 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
  Всего часов в неделю: 5,5 7,5 7,5 8,5 8,5    
  Итого часов за год:  

* - Выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**-Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предлагает: чтение с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

***- «Общий курс фортепиано» - обязательная учебная дисциплина для учащихся осваивающих образовательные программы по скрипке, гитаре, домре, баяну, аккордеону.

ОП «Общее музыкальное образование» (ОМО)*

Специализация: Фортепиано

(для учащихся поступивших в школу после 9-11 лет)

№ п/п Учебная дисциплина Количество учебных часов в неделю Экз. Итого часов по программе
п/к 5 *
1. Специальный инструмент
2. Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5
3. Музицирование ** -- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 --
4. Ритмическое сольфеджио -- -- -- --
5. Слушание музыки -- -- -- -- -- --
6. Музыкальная литература -- --
7. Коллективное музицирование (хор, оркестр) --
  Всего часов в неделю: 8,5    
  Итого часов за год:  

* Выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

** Музицирование (факультативная учебная дисциплина, обучение по которой определяется по согласованию с администрацией школы и родителями учащегося) Дисциплина предлагает: чтение с листа, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом, ознакомление.

Примечание

  1. Младшими классами следует считать п\кл - 1 – 2 , старшими 3 – 4 – 5 классы.
  2. Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» в 1 – 3 классах для учащихся, осваивающих образовательную программу по фортепиано (ОМО), являются занятия хором. В 4 – 5 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля. Для учащихся, осваивающих образовательные программы других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой «Коллективного музицирования» в 1- 2 классах. В 3 – 5 классах часы, отведенные на данный предмет, используются по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем.
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмическому сольфеджио в среднем 10 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2 человек.
  4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебны

Наши рекомендации