Возрастные особенности детей 7-го года жизни
- у ребенка развита культура слушания музыки;
- имеет представление о жанрах музыки и творчестве разных композиторов;
- проявляет себя в разных видах музыкально- исполнительской деятельности, на праздниках;
- активен в театрализации и творчестве.
К концу младшего дошкольного возраста (3-го года)
- проявляет эмоциональную отзывчивость;
- с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения;
- эмоционально откликается на характер песни и пляски;
- активно подпевает музыкальные фразы;
- двигается в соответствии с характером музыки.
К концу младшего дошкольного возраста (4-го года)
- музыкально - художественная деятельность детей носит непосредственный характер;
- восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.);
- совершенствуетсязвуковысотный слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.);
- начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
К концу среднего дошкольного возраста (5-го года)
- в музыкальной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей;
- дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
К концу старшего дошкольного возраста (6-го года)
- в процессе восприятия произведений музыкального искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки;
- они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом;
- совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
К концу старшего дошкольного возраста (7-го года)
- Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью;
- развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей);
- дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Комплексно-тематический план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (циклограмма на год)
Месяц | Неделя | Тема | Итоговые мероприятия |
сентябрь | До свидания лето, здравствуй детский сад! «Мой детский сад» «Ребенок и сверстники в детском саду» «Сегодня – дошколята, завтра – школьники» «Готовимся к школе» | Праздник - День знаний | |
Осень в гости к нам пришла! «Осенние дары природы» «Волшебница осень» «Кладовые природы. Труд людей осенью» | Конкурс «Осенние поделки» Викторина «Золотая осень» | ||
Я – человек «Какой я? Что я знаю о себе?» «Мои эмоции и чувства» «Юный гражданин» | Выставка рисунков «Мой друг» | ||
Мой город – моя страна «Мой дом» «Мой город» «Родная страна» День воспитателя и дошкольного работника | Фотовыставка «Земля, где я сделал свой первый шажок» Веселые старты с участием педагогов и воспитанников | ||
октябрь | Транспорт «Виды транспорта» «Мир предметов и техники» «Удивительный мир предметов, механизмов, изобретений» | Развлечение «По дороге мчатся шины – едут разные машины» | |
Всемирный день животных «Домашние животные» «Животные нашего края» «Животные разных стран» | Выставка рисунков «Сказочные животные» | ||
Осенины «Сезонные изменения» «Листопад» «Осень и искусство» | Праздник «Осенний калейдоскоп» | ||
Труд взрослых «Мир профессий» «Профессии в детском саду» «Мы помогаем взрослым» | «Кем быть?» КВН | ||
ноябрь | Поздняя осень «Унылая пора» «Животные готовятся к зиме» «Куда улетают птицы» | Выставка детских коллективных работ «Осенние листочки» | |
Мир растений «Зеленые друзья – растения» «Мир комнатных растений» «Уголок природы в детском саду» | Проект «Айболит на окне» | ||
Наши добрые дела «Я хороший, ты хороший» «Мои добрые пожелания» «Помоги слабому» Всемирный день приветствий | Настольная книга пожеланий с рисунками от детей и взрослых Спортивное развлечение «Давайте жить дружно!» | ||
Семья «Моя семья» «Семья и семейные традиции» «Моя родословная» День матери | Смотр-конкурс «Лучшая книга о семье» День Единства Выставка детских рисунков «Моя мама – самая, самая» Праздник «Мамочке любимой!» | ||
декабрь | Зимушка-зима «Зимний лес» «Звери в лесу» «Птицы. Забота о пернатых друзьях» «Письмо Деду Морозу» | Изготовление кормушек для птиц Спортивное развлечение «В гостях у Снеговика» | |
Народное творчество «Любимые сказки» «Декоративно-прикладное искусство» «Культура русского народа» | Конкурс чтецов - потешек, прибауток Выставка поделок из глины | ||
Огонь друг или враг «Как огонь помогает людям» «Огонь может быть злым» «Правила поведения при пожаре» | Развлечение «Пожарные на учении» Кукольный театр «Кошкин дом» | ||
Новый год «Русская красавица» «Украсим комнату» «Зимние узоры» | Изготовление игрушек на елку Новогодние праздники | ||
январь | Неделя игры «Подвижные игры» «Народные игры» «Игры-драматизации» Всемирный день «Спасибо» Рождество | Театрализация сказки «Морозко» Музыкальный досуг «Будем вежливы» Праздник «Рождественские посиделки» | |
Неделя творчества «Мы – писатели и поэты»» «Мы – художники» «Мы – артисты» | Выставка детских поделок, рисунков | ||
Неделя познания «В мире музыки» «100 ответов на вопрос - Почему?» «Мир предметов» «Опыты» | Создание альбома детьми и родителями «Вопрос-ответ» | ||
февраль | Спорт «Олимпиада» «Зимние виды спорта» «Зимние забавы» «Друзья спорта» | Спортивное развлечение «Мы – олимпийцы» | |
Я в обществе «Волшебные слова и поступки» «Уроки вежливости и этикета» «Искусство и культура» День доброты | Досуг «Шапокляк и все, все» | ||
февраль | День защитников Отечества «Наши папы» «Наша Армия» «Былины о богатырях земли русской» «Мы – будущие защитники Отечества» | Праздники, посвященные Дню защитников Отечества | |
Неделя безопасности «Какие бывают электроприборы» «Будь осторожен!» «Если случилась беда» «Мы играем в спасателей» | Развлечение «В гостях у Светофорика» | ||
март | 8 Марта «О любимых мамах» «Женщины на Руси. Женские профессии» «Бабушкины руки» «Подарок маме» | Праздники, посвященные международному женскому дню 8 Марта | |
Весна пришла «Весна-красна» «Пернатые друзья прилетели» «Посадка семян растений и цветов» «Как и что просыпается зимой ото сна» | Праздник « Масленичные гуляния» | ||
Народные культура и традиции «Культура и традиции» «Народные промыслы Урала» «Театр и дети» «Народные праздники» Международный день театра | Музыкальная театрализованная сказка «Кошкин дом» | ||
Неделя книги «Удивительный и волшебный мир книг» «Моя любимая книжка» «Писатели и поэты» «Библиотека – кладовая книг» | Создание книг руками детей в подарок малышам | ||
апрель | Неделя здоровья. Всемирный день здоровья «Правильное питание» «Закаливание» «Движение – это жизнь» «Что я знаю о своем организме?» 1 апреля – День смеха | Спортивные досуги «Веселые старты» дети и родители «Веселая клоунада» | |
Космос. День космонавтики (12 апреля) «Космические просторы» «Первый полет» «Хочу стать космонавтом!» «Есть ли жизнь на других планетах? Инопланетяне – кто они?» | Выставка детских рисунков «Летят самолеты, а в них мы – пилоты» | ||
Земля – наш общий дом. День Земли (22 апреля) «Путешествие по странам и континентам» «Глобус – земной шар» «Земля и экология» | Выставка творческих работ «Земля через 20 лет» | ||
Дорожная азбука «На улицах города» «Я – пешеход» «Я – пассажир» «Я – водитель детских транспортных средств» | Развлечение «Берегите руки, ноги – не шалите на дороге» | ||
май | День Победы (9 Мая) «Военный фотоальбом» «Рассказы военных лет» «В нашем городе тоже есть памятники воинам ВОВ» «Встречи с защитниками Родины» | Праздничный концерт, посвященный Дню Победы | |
Опыты «Путешествие в страну загадочных чудес» «Мы – следопыты» «Опыты и эксперименты» «Знаменитые сыщики» | Проекты родителей и детей «Домашнее экспериментирование» | ||
Экологическая тропа «Насекомые» «Лекарственные травы» «Санитары леса» «Сохраним природу» | Создание экологической тропы на территории детского сада | ||
Мальчики и девочки «Качества, которыми должны обладать девочки и мальчики» «Сходства и различия» «Кем быть? Мужские и женские профессии» «Мы дружные ребята!» | Фотовыставка «Дети – цветы жизни!» Выпускной праздник |
2.2. Образовательная деятельность по реализации образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) с описанием вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников 3-го года жизни, специфики их образовательных подробностей и интересов.
Пояснительная записка
Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом и может изменяться, дополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.