По профессиональному модулю ПМ 1.1
По профессиональному модулю ПМ 1.1
___МДК 01.01 Дизайн-проектирование
(наименование модуля)
Тема1.1 Композиция
(наименование дисциплины)
54.02.01 Дизайн
(код и наименование направления подготовки)
___Базовая подготовка_____
(наименование профиля подготовки)
|
___________________________
Квалификация выпускника
Москва 2017 год
ОДОБРЕНЫ Предметной (цикловой) комиссией Художественных дисциплин Протокол №____ от ____________ | Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: |
Председатель Булатова Е.С. ____________ | Руководитель структурного подразделения ___________ |
Составили: Булатова Е.С. , преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ 1МОК, Малахова К.В., преподаватель ГБПОУ 1МОК
Пояснительная записка
Практические занятия проводятся по МДК 01.01 тема 1.1 «Композиция» в количестве 154 часов по учебному плану.Практические занятия направлены на приобретение умений создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм, выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта, приобретение Профессиональных компетенций 1.1-1.2, Общих компетенций 1-9 по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в соответствии с ФГОС по специальности.
В методических разработках указаны цели работы, оборудование, материалы и источники информации, необходимые для проведения практических занятий. Даны методические указания к работам, указан алгоритм действия, критерии оценки.
Практическое занятие №1.
Тема: Разработка плоскостных композиций из геометрических фигур и стилизованных природных мотивов
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, знания теоретических основ композиционного построения в графическом дизайне, умения разрабатывать концепцию проекта.
Задание:
1. Зарисовать с натуры растения, цветы, листья (предложенные преподавателем)и путем различных приемов и трансформаций преобразовать его в стилизованный мотив;
2. Разработать плоскостные черно-белые композиции с использованием различного типа метра и ритмов. Элементы композиций –стилизованные растительные мотивы;
3. Используя стилизованные мотивы разработать и выполнить черно-белые композиции с выявлением композиционного центра различными способами.
Время выполнения: 8 ч.
Оборудование: бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
Работа выполняется в черно-белой графике с использованием пятна и линии.
1.Первый этап работы-зарисовки с натуры нескольких природных объектов (цветы, листья и т.п.). Большое значение для зарисовок имеет сам выбор объекта, который не должен быть случайным. Отбираются растения, обладающие острым силуэтом, динамикой, имеющие выразительные пропорции.
Затем необходимо трансформировать сделанные наброски в орнаментальные стилизованные мотивы с учетом особенностей натуры.
Художник может свободно обращаться с формой объекта, размерами и расположением его элементов и частей. Для придания зарисовке большей остроты и выразительности можно усилить какие-либо детали.
Студент должен идти по пути обобщения растительных форм, причем сознательно ограниченные графические средства, позволяющие в лаконичной форме выразить самое характерное. Следует выполнить несколько живых, острых рисунков, ставя задачу постепенного сокращения графических средств.
Следующий этап работы - переработка природных форм в орнаментальные мотивы. Для этого необходимо в наблюдаемом мотиве уловить самое характерное в пропорциях и силуэте, осознать ритмический строй и динамику объекта.Не изображая форму растительного мира как таковую, художник идет по пути изобразительного обобщения.
При выполнении задания можно пользоваться различными графическими приемами трактовки композиции - линеарное решение, пятновое (силуэтное) или смешанная техника. Задание выполняется на листе формата А4.
2.Полученные таким образом стилизованные мотивы можно использовать в композиции со следующими задачами:
метрический повтор;
пропорциональный и последовательный ритм.
Ритм – это последовательное закономерное изменение элементов или интервалов между ними или того и другого одновременно.
Различают две принципиально различные группы таких чередований и закономерных изменений. Это - метрические и ритмические повторы. Различные виды этих повторов проявляются в звуковых, речевых, изобразительных и пространственных элементах.
Метрический повтор, или, как его еще называют, прямой равномерный ритм основан на неоднократном и с одинаковым интервалом повторении какого-либо элемента.
Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент, либо одновременно два или несколько элементов, каждый со своим шагом чередования и т.д. Примерами могут служить принципы расположения элементов на пультах управления (одновременное развитие и композиция нескольких рядов повторяющихся элементов), окон, простенков и дверей домов и вагонов, обусловленное конструкцией и отражающее характер функциональных процессов и многое, многое другое. В костюме прямой равномерный ритм проявляется в расположении пуговиц, защипов, складок, оборок, плиссировки и т.д.
Пропорционально-последовательный ритм проявляется в постепенном увеличении или уменьшении чередований объемов, площадей, в сгущении или разряжении структуры, силы тона и т.п.
Ритмическое построение задает форме композиционное движение и, таким образом, связано с проявлением динамичности и с композиционным равновесием.
Можно выделить три основных вида пропорционально-последовательных ритмов:
1. Пропорциональное увеличение или уменьшение размеров элементов при неизменном расстоянии между ними.
2. Пропорциональное увеличение или уменьшение расстояния между элементами при их неизменных размерах.
3. Пропорциональное увеличение или уменьшение размеров элементов и расстояний между ними.
В данной работе необходимо использовать композиции со стилизованными природными мотивами. Задание выполняется в линейно-пятновой технике на листе бумаги формата А4.
3.Выделение композиционного центра.Важным свойством композиции является уравновешенность ее частей. Сбалансированные между собой элементы композиции дают ощущение устойчивости, а значит и уравновешенности композиции.
Важным свойством композиции является ее цельность, равновесие, когда все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно зависит от распределения основных элементов композиции относительно ее центра или главной части.
Наличие главной части или композиционного центра – необходимое условие цельности композиции, ее завершенности.
Центр (акцент) композиции – место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и составляет центр композиции.
Главная часть является доминирующей в целостной композиции. Соподчинение частей и выделение композиционного центра в композиции достигается неравенством их по каким-либо признакам или свойствам.
Существует ряд закономерностей (приемов), знание которых помогает выделить композиционный центр и подчинить ему другие элементы композиции:
а) группировка элементов.Центр композиции можно выделить группировкой одинаковых элементов.
б) увеличение размера элементов. Элементы композиции расположенные в центре всегда привлекают большее внимание при прочих равных условиях, так же при их увеличении.
в) изменение формы элемента.Закон качества. Главный элемент может стать заметным благодаря форме, отличающей его от остальных элементов, за счет большей величины, богатства проработки.
Отчет по работе:
по первому заданию - 6 эскизовформата А4;
по второму заданию -6 эскизов форматаА4;
по третьему заданию - 6 эскизов формата А4.
Критерий оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие №2.
Время выполнения: 8 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1, 3.
Методические указания
Пластикой в области плоскостной композиции называют плавные переходы одних элементов в другие. Все виды пластических движений обладают общим свойством - непрерывностью, реальной или только кажущейся, как бы домысливаемой.
В природе мы наблюдаем в самых различных проявлениях бесконечное множество разнообразных движений формы: четких, ясных или мягких, завуалированных, едва заметных.
Любаякомпозиция строится на трех видах геометрических линий: прямых, равномерных кривых (линий с постоянным радиусом кривизны) и динамичных кривых (линий с переменным радиусом кривизны). Эти три вида линий предопределяют и три вида базисных пластических движений.
Необходимо разработать композиции из различных типов линий. Работа выполняется на листе бумаги формата А5. Для получения линий различной выразительности можно использовать ручку, палочку, кисти, фломастеры ит.п
В первом задании следует разработать композиции из прямых линий и линий с постоянным радиусом кривизны..Композиции из прямых линий наиболее статичны и стабильны, особенно при симметричной их форме. Вертикальные линии создают впечатление прочности и стройности. Горизонтальные линии утверждают постоянство, незыблемость. Наклонные линии выражают некоторую динамичность (подъем или падение).
Использование равномерных кривых (дуги и окружности) придает композиции статичность, особенно если они располагаются в вертикальном или горизонтальном направлениях. Эти композиции отличаются плавностью, спокойным легким движением, постепенностью и постоянством.
Во втором задании сочетание прямых линий и динамичных кривых сделают композиции более активными и выразительными. Композиции из динамичных (параболы и спирали) кривых чаще всего асимметричны. Пластика их динамична, выражает неравномерность движения (нарастание или убывание, прерывистость). Динамичность композиций повышается при наклонном размещении мотивов. Отчетливо ощущение напряжения и экспрессивность.
Третье задание - сочетание все видов линий. В этом задании необходимо прочувствовать характер каждого вида линий и выбрать главное пластическое движение, чтобы композиция не получилась перегруженной.Очень важно не только показать разницу в пластической выразительности линий различных видов, но и подчеркнуть отличия между решительностью и твердостью одних линий и мягкостью и плавностью других. Поэтому при работе над одной композицией можно использовать различные графические средства, например, перо и кисть. Таким образом мы можем получить линии различной толщины, что делает работу более выразительной.
Работа выполняется в черно-белой графике на листе формата А5.
Отчет по работе:эскизы (10-12) формата А5.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 3
Время выполнения: 12 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
В данной работе надо разработать замкнутую композицию, которая имеет свои особенности построения. В предметном творчестве к замкнутым композициям мы можем отнести ковры, платки, рекламу, витрины магазинов и т.п.
Применительно к такой композиции мы говорим о монокомпозиции. Принципы построения монокомпозиции имеют свои четко выраженные особенности, свои закономерности.
1. Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами, поэтому требуется жесткая компоновка всех элементов монокомпозиции.
2. Расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура.
Функции мотивов в сложных многоэлементных композициях, в силу большей или меньшей замкнутости последних, легко можно подразделить на главные (активные) и второстепенные (пассивные), при этом необходимо соблюдать закон трехкомпонентности. Он состоит в том, что композиция воспринимается легко и цельно в том случае, если три ее основных компонента звучат ясно и четко. К тому же три величины необходимы и достаточны для образования пропорций. Линии и пятна должны быть стилистически и пластически едины, не вступать в борьбу, а поддерживать друг друга. Важным условием является соблюдение точных пропорций площадей фона и рисунка.
Расположение и ритмическая организация активных элементов и определяет пластический смысл монокомпозиции.
Чтобы силуэт мотива легко воспринимался глазом, он должен иметь форму простых, лаконичных и выразительных фигур.
Мотивы следует группировать и располагать таким образом, чтобы акцентировать внимание на центральной части плоскости. Здесь имеют значение законы восприятия плоскости человеческим глазом, согласно которым плоскость делится на активную и пассивную части. Активной является центральная часть плоскости, которая располагается на некотором отдалении от ее границ. Глаз воспринимает прежде всего именно эту часть, именно те изображения, которые на них расположены. Поэтому акцент более целесообразно размещать в центральной части, во всяком случае в относительной от нее близости, а не сдвигать его на самый край плоскости.
Выразительными средствами и условиями решения монокомпозиции следует считать:
1. Компоновку элементов в заданной плоскости.
2. Ритмическая организация элементов на плоскости, в первую очередь активных.
3. Создание композиционного центра.
Очень важно обеспечить в общей структуре композиции устойчивое зрительное равновесие всех ее элементов. Это значит, что все элементы композиции должны быть расположены таким образом, чтобы в результате создавался эффект равновесия.
В данном задании необходимо разработать композиции, в которых надо выделить композиционный центр (акцент композиции) различными способами.
Существует несколько приемов, при помощи которых происходит выделение композиционного центра:
1. Посредством группировки и концентрации нескольких элементов на одном из участков плоскости по сравнению с достаточно спокойным и равномерным их расположением на других участках.
2. Выделение только цветом или фактурой, всеостальные элементы структуры имеют одинаковые размеры и форму.
3. Посредством использования контрастной формы или посредством использования контрастного размера ( по сравнению с другими элементами композиции).
5. Посредством центрального расположения.
6. Способом пластики движения - все пластические движения ведут наш взгляд в нужную точку.
Работа выполняется в черно-белой графике на листе формата А4. Сначала студенты карандашом намечают основные мотивы, проверяют пропорции и расположение на плоскости. В качестве основного мотива (пятна) могут быть использованы геометрические фигуры, стилизованные природные мотивы. элементы быта или пейзажа и т.п. Для выделения акцента композиции можно использовать вышеперечисленные приемы. Затем работа выполняется тушью или гуашью.
Отчет по работе: эскизы (4-6) формата А4, выполненные в черно-белой графике.
Критерии оценки
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 4
Время выполнения: 6 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши , кисти, гуашь и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
В задании необходимо разработать эскизы композиций, различных по своим светлотным отношениям. Эскизы разрабатываются из геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.п.), расположение которых на листе напоминает форму костюма. Необходимо разработать два вида композиций: статичную и динамичную. Из одинаковых по форме и расположению на листе геометрических фигур создаются композиции различных светлотных отношений.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый, причем последний имеет множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человек способен различать очень большое количество серых оттенков. Ахроматические цвета очень широко применяются в дизайне, трудно себе представить предметный мир без белого, черного и серого цветов.Можно сказать, что в ахроматических композициях отражены возможности выражения в них различного эмоционального состояния: от спокойного сдержанного до экспрессивного.
Серые цвета расположены между белым и черным цветами, причем чем ближе к белому, тем светлее, а чем ближе к черному , тем темнее.
Для образования гармонии желательно использовать как минимум три тона, причем тон бумаги также является элементом композиции. Широко распространена гармония трех серых тонов, которые близки друг к другу. Это спокойные композиции, они создают ощущение спокойствия, уравновешенности. Частоиспользуется принцип динамической активизации плоскостных композиций за счет возможности сочетания в композиции тонов разных светлот. Неравноступенность же серых тонов усиливает экспрессивность светлотных отношений.
Согласование трех тонов в одной композиции следует решать, сообразуясь с законом соподчинения (одна из этих тем должна доминировать, подчиняя себе остальные). Доминирование одного тона над другим обеспечивается разными способами, в том числе контрастным звучанием тона, жесткостью обрисовки некоторых форм и мотивов, выразительностью пластических форм.
Если участвуют белый, черный и серый цвета, то мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда.
Если мы выбираем какую-либо часть ахроматических тонов, тогда речь идет о светло-сером и темно-сером светлотном диапазоне. Если мы не используем черный и белый, то такой диапазон называется средне-серый.
Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой контрастностью, они активны, причем особенно, если серый цвет не средний.
Светло-серый диапазон характеризуется легкостью, мягкостью, воздушностью.
Средне-серый диапазон наиболее нейтральный, полнее всего соответствует идее статики, иногда даже маловыразителен.
Композиции темно-серого диапазона характеризуются в целом затемненностью, лиричностью, суровостью. Навевают чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности.
Светлотный контраст. Условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и форм, которая прежде всего зависит от светлотности. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется главным образом выступанием светлых пятен и отступанием темных по отношению друг к другу и к фону, причем последним в большинстве случаев является серый цвет. Если один из мотивов играет обычно главную роль в композиции, то другие лишь поддерживают, дополняют и развивают основную композиционную идею. На ритмическое и пластическое движение пятен студент должен обращать основное внимание.
Для создания гармоничной трехтоновой композиции студенты могут использовать три варианта:
1) Промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному. Достигаемый светлотный контраст (равноступенный) утверждает принципы статики.
2) Промежуточный серый цвет сдвинут в сторону темного и поэтому сильно звучит светлый тон.
3) Наоборот.
4)Светлотный контраст.
Очень важно, чтобы пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном, характеризовались определенностью, ясностью. Это может достигаться двумя способами:
1) Отношения площадей строятся на принципе одинаковости; статика, особенно если и формы статичны.
2) Отношения площадей строятся на принципе соподчинения. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном,была четко воспринимаемой. Например, 52%, 32% и 18% (близкое к «золотому сечению»).
Сначала надо разработать форэскизы (на листе А4 6-8 эскизов) карандашом или тушью, в которых определяют основные геометрические фигуры, их пропорциональные и тональные соотношения.Статичные и динамичные композиции разрабатываются в трех светлотных вариантах, причем расположение геометрических фигур остается неизменным для каждого вида композиции. Преподаватель выбирает наиболее удачные.
Работа выполняется графическим приемом «коллаж». Для этого из листов бумаги белого, черного или серого цвета вырезаются геометрические фигуры соответственно фор-эскизу.Таким образом достигается четкость изображения и одинаковость эскизов (по геометрическим фигурам).
Можно использовать готовую бумагу, или сделать несколько выкрасок серых цветов (гуашью широкой щетинной кистью). Затем геометрические фигуры необходимо наклеить на лист бумаги формата А4, также соответственно фор-эскизу. Бумага может быть любого ахроматического цвета – белого, серого,черного.
Отчет по работе: 6 эскизов формата А4, по три на каждый вид композиции.
Критерий оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 5
Время выполнения: 4 ч.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти, гуашь, акварель и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
Для выполнения этого задания надо лист бумаги форматом А4 смочить водой и кисточкой капнуть тушь или акварель черного цвета. Бумага должна быть плотной, что не коробилась после высыхания. Получится «клякса». Можно получить различную форму кляксы, поворачивая лист бумаги в разных направлениях. Хотя в расположении пятна на бумаге есть определенная случайность, студент может направлять краску в нужном ему направлении. После высыхания «клякса» приобретает определенную форму. Студенту необходимо найти в этой форме пластику движения костюма и наметить несколькими линиями голову, руки, ноги. Чем интереснее найденное образное решение, тем удачнее работа.
Отчет по работе:эскизы формата А4 (10-12), выполненные в технике «по сырому»
Критерии оценки:
оценка «отлично» ставится при оригинальном творческом решении темы, эффектной графической подаче;
оценка «хорошо» ставится при интересном творческом решении темы, грамотной графической подаче;
оценка «удовлетворительно» ставится при решении заданной темы, грамотной графической подаче;
оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении задания.
Практическое занятие № 6
Время выполнения: 4 ч.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти, гуашь, акварель и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1,5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
Цвет - один из самых выразительных элементов композиции. Эмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно. Мы воспринимаем цвета как успокаивающие, возбуждающие, угнетающие, радостные, печальные, плотные или воздушные, выступающие и отступающие, холодные и теплые.
Гармонию цветов надо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов - светлоты, насыщенности, цветового тона, а также формы и размера занимаемых этими цветами площадей. Эстетически оценить указанную гармонию можно только визуальным способом.
Во время работы над заданиями выполняются фор-эскизы. В каждом эскизе следует предусмотреть сочетание нескольких хроматических цветов. Размер эскиза 8x10 см. Материал -акварель, гуашь. Эскизы следует выполнять легко, быстро, кистью большого размера, не стремясь к излишней тщательности и конкретности; важно добиться удачного колористического решения, убедительных пропорциональных отношений цветов. Главная задача этой работы -создать гармонические сочетания цветов, обладающиеэмоциональной выразительностью, используя различные светлоты и насыщенности, разные соотношения площадей, занятых теми или иными цветами. Студенты могут применять различные цветовые сочетания – сочетания теплых цветов от желтого до красного, холодных цветов – от синего до зеленого, сочетания теплых и холодных цветов и др.
Целесообразно, чтобы мотивы имели мягкие, расплывчатые очертания, приобретающие конкретность лишь на отдельных участках эскизов.
Отчет по работе:фор-эскизы в количестве 12-14штук.
Критерии оценки: «зачет» ставится за выполненную работу.
«незачет» ставится при невыполнении задания.
Практическое занятие №7
Время выполнения: 8 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти, гуашь, акварель и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
Данная работа является логическим продолжением предыдущей. Для этого надо отобрать серию наиболее удачных эскизов для продолжения работы над ними.
Важно суметь интуитивно почувствовать и понять возникающий в творческом процессе образ костюма, развить и соответствующим образом завершить его, используя разный ритм пятен.
Заключительный этап работы над эскизами предполагает оформление идей отобранного фор-эскиза в эскизе композиции. Размер эскиза А4. Его выполнение связано с необходимостью решения следующих задач: максимальное сохранение колористической гаммы первоначального эскиза, передача ее светлотного и цветового состояния; развитие особенностей ритмической организации формы в предварительном эскизе. Работа выполняется акварелью или гуашью, большой кистью.
При использовании гармонических сочетаний цветов для изображения костюма, передачи его образа основная задача сводится к тому, чтобы, избрав определенное сочетание цветов, попытаться выразить их пятнами, по форме близкими или хотя бы напоминающими форму костюма
Нет необходимости тщательно конкретизировать форму костюма, фигуру человека; достаточно, чтобы предлагаемая форма ассоциировалась с формой костюма. Можно также наметить форму головы, рук ног более темным пятном или линией.
Отчет по работе: 6-8 эскизов форматом А4.
Критерии оценки:
оценка «отлично» ставится при ярком образном решении темы, выразительной графической подаче;
оценка «хорошо» ставится при правильном решении темы, грамотной графической подаче;
оценка «удовлетворительно» ставится при решении темы, грамотной графической подаче;
оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении задании.
Практическое занятие №8
Методические указания
Работа выполняется из плотной бумаги. Элементы композиции вырезаются, складываются в различных направлениях и затем наклеиваются на листы плотной бумаги формата А4. Важно выполнить это очень аккуратно и изящно, не должно быть видно следов клея.
1.Разработкарельефов с использованием различного вида ритма.
Одним из важнейших организационных средств композиции является ритм. Под ритмом подразумевается постепенное количественное изменение в ряду чередующихся элементов, в нарастании или убывании чередования объема и т.п. Ритм проявляется в закономерном изменении порядка.
Ритм сообщает любому произведению динамику, живость. Благодаря ритму усиливается звучание главной идеи. В пределах формы правильное решение ритма помогает охватить в целом композицию.
Характер построения ритма может вызвать различную степень динамики, может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным.
Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия, как движение глаза в направлении нарастания изменений. Наш глаз весьма чутко реагирует на едва заметное отступление от закономерности, на которой строятся метрический повтор или ритмический ряд.
Метрический повтор – это неоднократное и с одинаковыми интервалами повторение какого-либо элемента. Метрический повтор всегда воспринимается проще ритма.
Закономерность построения ритмического ряда должна быть легко воспринимаемой. Основное правило при этом – обязательное повторение элемента или интервала не менее 3-5 раз.
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно точно и четко определить любое разнообразие.
Все виды ритма широко применяются в одежде.
При выполнении задания надо использовать следующие виды ритма:
· метрический повтор;
· ритм с увеличением или уменьшением элемента по величине при равных интервалах;
· ритм с возрастанием или убыванием интервала по величине при равных по величине элементах;
· возрастание или убывание по величине элементов и интервалов.
2.Разработка рельефов с выявлением центра композиции.
Важным свойством композиции является ее цельность, равновесие, когда все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно зависит от распределения основных элементов композиции относительно ее центра или главной части.
Наличие главной части или композиционного центра – необходимое условие цельности композиции, ее завершенности.
Центр (акцент) композиции – место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и составляет центр композиции.
Главная часть является доминирующей в целостной композиции. Соподчинение частей и выделение композиционного центра в композиции достигается неравенством их по каким-либо признакам или свойствам.
Существует ряд закономерностей (приемов), знание которых помогает выделить композиционный центр и подчинить ему другие элементы композиции:
· Закон качества. Главный элемент может стать заметным благодаря форме, отличающей его от остальных элементов, за счет большей величины, богатства проработки
· Способ группировки. Центр композиции можно выделить группировкой одинаковых элементов
· Закон центрального расположения. Элементы композиции расположенные в центре всегда привлекают большее внимание при прочих равных условиях, так же при их увеличении.
Надо отметить, что расположение акцента композиции может быть как в центре плоскости листа, так и на некотором расстоянии. Важно сохранить уравновешенность композиции, т.к. сильная удаленность акцента в сторону обреза листа нарушает целостность и уравновешенность композиции.
Рельефы должны быть выполнены аккуратно и чисто.
Отчет по работе:6-8 рельефов, выполненных на бумаге формата А4
Критерий оценки:
оценка «отлично» ставится за оригинальное творческое решение, высокое качество исполнения;
оценка «хорошо» ставится за грамотное творческое решение, хорошее качество исполнения;
оценка «удовлетворительно» ставится при неправильной решении темы или при неаккуратном исполнении;
оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 9
Методические указания
Работа выполняется на бумаге формата А3. В качестве элементов композиции используются различные рельефы из белой бумаги, применяются навыки полученные в предыдущем задании. Композиция выполняется вертикально, она по пропорциям должна напоминать фигуру человека.
Сначала студенты должны разработать 12-15 форэскизов карандашом или ручкой, из которых преподаватель отбирает наиболее удачные и по ним уже выполняется рельеф. Источником вдохновения для выполнения тематических рельефов могут быть исторический и этнографический костюм, какое-либо настроение (печаль, радость), ассоциации. Для элементов рельефа должна использоваться плотная бумага. Элементы могут наклеиваться на ребро, плиссироваться, складываться в различных направлениях. Можно распологать элементы в несколько слоев и т.п.Для большей выразительности в случае художественной необходимости могут быть добавлены и другие виды бумаги.Выразительность композиции достигается различными средствами. В данном задании две композиции должны быть статичными, две - динамичными.
Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы, симметричным расположением элементов. Симметрия является одним из важных условий красоты формы. Говоря о симметрии, подразумевают под этим определенное повторение, зеркальное отражение левого в правом. Симметрия, которую человек раскрыл и осмыслил в творениях природы, становилась для него постепенно своеобразной нормой прекрасного. И он начинал сознательно использовать ее как средство гармоничной организации формы. Тело ч<