ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ КУМУЛЯТИВЕН (12/91 – 27 )

Это означает, что он имеет тенденцию сосредоточиваться в работающих органах и системах тела. У человека интеллектуального труда это мозг; у человека физического труда это мышцы; у обжоры и гурмана - желудок. Где растет мозоль? - там, где кожа испытывает постоянное давление.

Так и с энергопотенциалом. Умелый полководец сосредотачивает главные силы на решающем участке битвы. Тело кумулирует энергопотенциал на главном направлении: в первую очередь - для жизнедеятельности, во вторую - для работы.

Энергопотенциал ребенка направлен на развитие, энергопотенциал раба - на самосохранение, потребителя - на жизнь ради удовольствий, созидателя - на творческий процесс.

Обратили внимание? Везде энергопотенциал идет на развитие. У раба - на укрепление скорлупы и тренировку реактивности; у потребителя - на развитие матрицы и культуры мышления. Развитие - это процесс реализации предварительно заложенной программы.

Следствие 1. Развитие ничего не имеет общего с творчеством, которое всегда - созидание нового.

Следствие 2. Развитие может входить как составной элемент в творчество, но не ищите элементов творчества в развитии - их там нет. Каким органом тела человек трудится - в том и кумулируется энергопотенциал. Наглядней всего это у каратиста. Сосредоточив свою энергию на нескольких сантиметрах руки, он разбивает ребром ладони стопу кирпичей. Но если ему необходимо оказать воздействие на сознание другого человека, вся его энергия перетекает в мозг, кумулируется, - и наносит хотя и незримый, но реальный удар.

Интеллектуал берется за лопату - и работает на удивление успешно. Землекоп начинает рассуждать - и мы убеждаемся, что это мудрый человек. Правда, бывает и так, что работник интеллектуального труда берется за лопату - и ничего, кроме конфуза, из этого не выходит, Отчего? Ответ напрашивается: это вовсе не интеллектуал, а человек на уровне эмоций или чувств, который с помощью эрудиции, стереотипов и подобающих манер (отличное знание роли) создавал привычный нам (опять же стереотип) образ интеллектуала.

То же и с землекопом. Если его интеллектуальные откровения не распространяются дальше «сообразим на троих» и «Спартак» - чемпион», значит, земляной труд для него не источник радости и удовлетворения, а постылая лямка.

Интересный факт: все гении (признанные в этом ранге не современниками - потомками) были очень сильными (Платон, Леонардо, Ломоносов), по самым скромным оценкам - физически крепкими людьми. Вроде бы тщедушные телом, Пушкин и Суворов, по свидетельству современников, были сделаны из железа. Кстати, большинство из них были поклонниками физического труда и специальных упражнений.

Позвольте маленькое отступление. Уж если заговорили о гениях, обратите внимание:

все - без исключений! - они прославились продуктами труда, созданными именно интеллектом. Почему восхищают - и никогда не приедаются - их скульптура, живопись, поэзия, философские трактаты, проза, музыка, архитектура? Потому что после общения с ними мы чувствуем себя обогащенными. Чем обогащенными? - ведь зачастую это обогащение происходит помимо нашего сознания. - Нас обогащает, нас наполняет заложенный в эти гениальные творения энергопотенциал.

Чтобы воспринять незнакомые мысли - нужен собственный труд; чтобы понять непривычную музыку или живопись - нужна огромная предварительная собственная работа. Энергопотенциал - если он заложен в продукт труда гения - перетекает из него свободно, без наших специальных усилий.

Именно это - главное отличие продукта гениальной работы от претенциозного новаторства и элитарных поделок. Ведь гения никогда не заботит быть непременно непохожим на других, он не думает о формальных изысках, не старается понравиться. В чем его работа? - Он решает проблемы. И когда это проделано, он старается донести свое решение в простой и ясной форме - чтобы быть понятым. Откуда же возникает в его работе новая форма? - Она естественно проявляется на свет божий вместе с новым содержанием - как его неотъемлемая часть, как его естественная и единственная (у гения не бывает иначе) одежка.

Чтобы понять гения - не требуется специального образования. Мало того, чтобы понять гения - образования не требуется вообще. Потому что - повторяем - главное, что отличает гениальную работу, это огромный энергопотенциал, который свободно перетекает в потребителя, и в эти минуты произведение гения становится для него зеркалом.

Общаясь с работой гения, человек познает себя. Отчего это так ему нравится? - Да потому, что для любого из нас нет более привлекательного занятия, чем разговор о себе - любимом.

К чему мы все это пишем? Часто приходится слышать выражения: «гений силы», «гений движения», «гений Игры»... Примеров несть числа. Борец Поддубный, штангист Терзийский, футболисты Пеле и Марадона, шахматисты... У шахматистов и вовсе: что ни чемпион мира - то и гений. Каспаров только так - не ниже! - в каждом интервью себя оценивает. Чем отличается силач? Количеством энергии, выделяемой в единицу времени. Чем отличается спортсмен-технарь? Точностью; значит - и минимумом ошибок. Чем отличается выдающийся игрок? Он умеет заставить своего противника ошибаться. Что является продуктом их деятельности? Они Чувства, которые вызывают у зрителей.

Почему ни одну шахматную комбинацию, тем более - ни одну шахматную партию - авторы не могут признать гениальной? Во-первых, потому, что энергопотенциал, получаемый вместе с возбужденными этой комбинацией чувствами - ничтожен. Во-вторых, потому, что она ну никак не может быть для нас зеркалом (ведь она абстрактна!). В-третьих, потому, что, однажды сыгранная, она становится приемом, который способен повторить любой третьеразрядник. А гениальное произведение неповторимо.

Всех перечисленных выше спортсменов отличала изумительно развитая психомоторика, работу которой обеспечивал достаточный энергопотенциал. Критичность же была в роли «чего изволите?», и призывали ее только в экстремальных ситуациях.

Во что кумулировался их энергопотенциал? В конкретные действия. Поэтому действия - их цель. Гениев же отличает феноменально развитая критичность, которая обслуживается оптимальными энергопотенциалом и психомоторикой.

Во что кумулируется их энергопотенциал? В конкретные образы, которые выделяются из ряда им подобных неиссякающим энергетическим запасом. Действия для гениев - всего лишь средство. Кстати, этим и отличаются спорт и любая игра от труда и искусства. Цель спорта и игры - действие; труда и искусства - предметы и образы. Чтобы закончить разговор о кумуляции энергопотенциала, ответим на вопрос, который уже вертится на вашем языке и представляется вам ужасно коварным: а как же культуристы? Не вы ли, уважаемые авторы, обвиняли их в подмене цели, в бессмысленности и даже вредности их многопотного труда? Ведь строя тело, накачивая мышцы, они кумулируют энергопотенциал, который при необходимости могут использовать в интеллектуальной работе, не так ли?

Попытаемся выкрутиться. Если мышца участвует в умной, тем более - в творческой работе, в которой задействован весь организм, - она становится равноправным (с интеллектом!) участником процесса познания и освоения мира. Инструментом познания. Инструментом творчества. Таким же органом мозга, как и интеллект. Такая мышца никогда не отличается величиной (для нашей энергии важно не количество, а качество мышечной ткани). Она гармонична, ловка и неутомима.

Если же мышца занята работой по созданию самое себя, она растет тупо, как растет мозоль. Биологический смысл этого роста в том, чтобы защитить себя от механического разрушения. Чем больше масса - тем легче принять удар нагрузки. Единственная задача, которая ей знакома - это выживание; перед остальными она беспомощна и бесполезна. Весь энергопотенциал, который вырабатывается в ней, идет на строительные цели, кумулируется в белковые структуры. В этой форме энергия почти не перетекает (она узко специализирована и потому связана). Выжать ее интеллектуальным напряжением невозможно - она откликается только на непосредственную нагрузку и готова только к знакомой физической работе.

Вывод: если мышца умельца - это слиток урана, то мышца культуриста - кусок полированного дерева.

ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСАЛЕН

Энергопотенциал имеет не одну, а много специальностей; выполняет не одну, а много функций. Три из них - основные. Они вам известны. Первая - и наиважнейшая - поддержание жизни. Поддержание обмена, защиты, канализации и проч. Вторая - наполнение психомоторики (помните? - «энергопотенциал - кровь в теле психомоторики»). Третья - обеспечение работы критичности. Естественно, все это происходит одновременно. И напрашивается простая схема: чем выше энергопотенциал - тем энергичней (вынужденно!) работает психомоторика - тем выше уровень критичности. А следующий шаг сделает даже слепой: развивай энергопотенциал - остальное придет само!..

Просто. Ясно. Почти гениально. Впрочем, почему «почти»? Уж если взялись себя хвалить, тормоза только помеха. Если же всерьез, то описанный процесс - всего лишь частный случай. И - увы - очень редкий случай. Почему «увы»? Да потому, что это - норма, так работает тело созидателя. Человека, у которого было нормальное детство (когда психомоторика успела свободно и полностью развиться) и благоприятное отрочество (когда сформировался свой, личный, незаемный, самостоятельный взгляд на мир - основа критичности). Как бы затем ни понизился энергопотенциал такого человека - все наработанное остается при нем. Напомним наш любимый пример. Человек, задавленный обстоятельствами, - это воздушный шар, грудой тряпья лежащий на земле. Но стоит наполнить его летучим газом (энергопотенциалом), как он обретает свою форму (психомоторика), а затем и полетит куда необходимо (заработает критичность). Это - норма и как всякая норма это - редкость. Потому что чаще всего мы встречаемся с неразвитой психомоторикой (при этом человек не способен самостоятельно мыслить, что и компенсирует стереотипами и чужим знанием) и примитивной критичностью (когда в оценках любых явлений он пользуется не огромной шкалой, а лишь ее полюсами «да» и «нет»).

Что же произойдет, если в неразвитую психомоторику попытаться закачать большое количество энергии? Методов такой подкачки два. Первый рассчитан на перспективу; это всевозможные физические упражнения и методики, в том числе и наша с которой вы познакомитесь позже в этой же главе. Второй - немедленного действия, когда эффект достигается приемом алкоголя, наркотиков, токсинов и допингов.

При первом методе (подчеркнем еще раз: психомоторика этого раба - а он именно раб, иначе обстоятельства были бы иными - неразвита) вся добываемая энергия материализуется в структуры тела. В мышцы. Он становится сильным, даже - сколь угодно сильным, но энергопотенциала при этом остается практически столько же, как и до начала накачки. Почему? Да потому, что энергопотенциал живет не в тканях тела, а в объеме, освоенном психомоторикой. При втором методе происходит полный разлад ЭПК. Алкоголь при малых дозах воздействует только на эмоциональный фон; при больших дозах (не будем забывать, что у него неразвитая душа - ведь он раб) избыточная энергия берет на себя функции души.

Она подменяет слабенькое мышление и освобождает инстинкты. Как вы помните, раб способен только на реактивные действия. Оказавшись благодаря приливу энергии вне раковины, он ищет первую попавшуюся цель, чтобы приложить к ней силу. Привычка к неактивным действиям делает эту силу разрушающей - буйство пьяниц и молодых хулиганов, устраивающих беспричинные побоища и вандализм, знакомы каждому. Избыточная сила должна быть потрачена! - но неразвитая психомоторика не способна сформировать цель, и сила делает это сама - происходят уже известные вам явления: 1) подмена цели и 2) облагораживание зла.

Если алкоголь - это энергия, поступающая извне, то наркотики, токсины и допинги действуют иначе: они открывают краник основного, базового энергопотенциала. У наркоманов и токсикоманов эта энергия используется на подавление отрицательных эмоций и высвобождение положительных. При допинге она используется на кратковременное усилие - и тоже сгорает без компенсации.

И во всех этих случаях результат один: укороченная жизнь.

А что же произойдет, если попытаться подкачаться большим количеством энергии при примитивной критичности?

Напомним: примитивная критичность - значит; мир делится на белое и черное, хорошее и плохое. А как различать: где хорошее, а где плохое? Да очень просто! - по самому себе. Мне хорошо - значит, хорошее; мне плохо - бяка. «Я - истина!»

Вы уже знаете, что самостоятельно мыслить этот раб не умеет, вместо мыслей он пользуется заемными стереотипами. Тогда откуда же появилась столь высокая и непререкаемая самооценка: «я - истина»? Из воображения. Чтобы развить свою душу, чтобы построить себя в реальности, требуется огромный энергопотенциал. Но его нет, строить нечем, и раб прибегает к суррогату: он себя воображает. Таким, каким бы он хотел быть. Воображает - и ставит знак равенства между этим мыльным пузырем и своею душой. Именно воображает, потому что воображение довольствуется ничтожным энергопотенциалом и столь же мало возвращает в виде положительных эмоций (иначе внутри раковины начался бы перегрев).

Кстати, воображение не делает раба более приятным в общении. Напротив, надуманная исключительность делает его категоричным, угловатым и отчужденным (он сознательно отчуждается, спасая в раковине свою исключительность). Его ни в чем не убедишь - он не только не понимает, он даже не слышит чужие аргументы. И все же - хотя рядом с ним жить неуютно - это возможно: пусть он и тяжелый сосед, но и зла много не натворит - нет сил...

И вот представьте, что это ограниченное, зашоренное, стереотипное сознание (критичность-то примитивна) получило подкачку колоссальным приливом сил - упражнениями, алкоголем, допингами... Что - этот раб станет лучше видеть? больше понимать? станет добрей? разглядит задачи, о которых представления до сих пор не имел?.. Нет, нет и нет! Он останется таким же железобетонным, ограниченным и тупым, только на какой-то срок приобретет огромные размеры и возможность давить все вокруг, все, что не соответствует его стереотипам, которые он принимает за идеал. Какие из этого напрашиваются выводы?

1) Как бы ни был важен и незаменим энергопотенциал, он может лишь одно: давать жизнь. Телу. Психомоторике. И критичности.

2) Если психомоторика и критичность своевременно не были развиты, энергопотенциал не во что накапливать. Если же его компенсируют за счет силы, он становится орудием разрушения.

3) Компенсаторные возможности энергопотенциала велики, но не выходят за границы целостности (которые очерчены возможностями данной психомоторики и данной критичности).

4) Другие функции энергопотенциала (например, информационная и самосовершенствования) могут начать работать лишь в том случае, если психомоторика и критичность достаточно развиты.

5) Следовательно, если вы будете питаться гречневой кашей и салатами и вовремя ложиться спать, и не перерабатывать, и ничего не брать близко к сердцу, и заниматься в разумных дозах физическими упражнениями, - вы, конечно же, будете здоровы и довольны жизнью. Но если когда-то в юности механизм вашего таланта самопроизвольно, естественно не включался в работу - его теперь никакой силой не заведешь. Значит, чтобы заработал никогда прежде не работавший механизм таланта, мало правильно жить - нужно еще и наладить этот механизм: развить в достаточной степени психомоторику и критичность.

Вывод: функция проявляется только тогда, когда есть орган. Слава Богу - было бы желание: построить орган никогда не поздно.

Наши рекомендации