Сколько бьешь - столько и едешь
Что отличает истинного спортсмена от человека, который посвятил свою жизнь спорту случайно? Критерий один: чем выше уровень соревнований, тем лучше выступает истинный спортсмен. В тренировочном зале, на прикидках от него не стоит ждать высоких результатов. Но едва он оказывается на раскаленной жаровне олимпийского стадиона - откуда что берется! Чем острее конкуренция - тем лучше он выступает.
Что отличает истинного актера от людей, случайно попавших на сцену? Контакт с залом. Чем больше зрителей, чем острее они реагируют (пусть даже и враждебно), тем лучше он играет.
Что отличает истинного обывателя? Путь к успеху. Обыватель влачит неторопливое, полусонное существование, пока внешние обстоятельства (у соседа есть автомобиль, дача, стенка - у меня нет; сегодня без ученого звания как без рук; если я не выполню этой работы - меня не повысят) не вынуждают его повысить активность, начать интенсивно тратить энергопотенциал.
Что общего у них?
Они реактивны.
То есть их деятельность не самостоятельна. Она провоцируется внешними обстоятельствами. Социальным прессом. И чем сильнее давит этот пресс, тем сильней их защитная реакция. Сохраняя себя, они вынуждены работать, тратить энергопотенциал - себя выражать. В идеале эта борьба может их загнать под потолок - на максимальный режим работы энергопотенциала. Долго там не удержаться - синусоида неостановима. Но спортсмен успевает сделать свой лучший прыжок, актер - исполнить роль, обыватель - достичь успеха. Все складывается как нельзя лучше. Но введем в эту простенькую ситуацию новое обстоятельство: в тот момент, когда энергопотенциал наших героев находился в апогее - пресс дал новый импульс, придавил еще больше. Что при этом произойдет?
На Олимпиаде в Мехико Боб Бимон в первой же попытке улетел на 8 м 90 см - приблизительно на полметра дальше лучших результатов тех лет. И борьба кончилась: все соперники сломались.
Актер играл свою роль легко, красиво, вдохновенно; слияние с ролью было абсолютное, все получалось, как никогда; это был его звездный час! И вдруг он понял, что партнер работает лучше... Актер словно прозрел; он увидал себя как бы со стороны, но - в перевернутый бинокль. И сломался. Сломался навсегда.
Обыватель, вынужденный обстоятельствами работать на максимуме своих возможностей, для успеха поневоле меняет свое отношение к работе. Правда, над ним еще довлеет результат, но он уже получает наслаждение от процесса работы. Не только вещи и общественное положение - сама работа становится для него самоценной, и жизнь обретает новый, недоступный доселе смысл... И вдруг среди эйфории самовыражения до него доходит, что его сослуживец делает такую же работу не за десять месяцев, а за три дня - и обыватель падает и ломается на куски, так что никакой социальный пресс уже не вернет ему утраченную целостность.
Что же они увидели в момент прозрения? Что их сломало?
Задача. Чужая задача.
Значит, чужая задача - это зеркало, в котором мы видим себя со стороны. Видим в натуральную величину. Улавливаете парадокс? Наши герои получили достоверные сведения, то есть сведения, несущие порождающее, жизненное начало; напрашивается, что это должно было подтолкнуть их, помочь им подняться на новую ступень - а они сломались. Почему?
Потому что они думали только об успехе - о результате.
А не проигрывает - никогда не проигрывает! - лишь тот, кого интересует процесс, кто наслаждается процессом, кто видит в совершенствовании процесса единственно достойный смысл.
А спелое яблоко падает само.
Но стоит ли удовлетворяться парадоксом? Логика подсказывает; если есть парадокс - значит, есть и норма. В чем же ее смысл?
На Олимпиаду в Токио Валерий Брумель приехал в разобранном состоянии. Весь сезон он гонялся за мировым рекордом - за результатом, за успехом, - но ничего не достиг; мало того, потерял и то, что имел. Соперники не сомневались в его провале. Правда, сам Брумель рассчитывал, что, выйдя на олимпийскую арену, получив мощный импульс, он найдет себя - и преуспеет, Но вот начались квалификационные прыжки. На высоте, которую прежде Брумель брал едва ли не с места, он заваливает планку. Вторая попытка - то же самое. Остается последний шанс... Было ясно, что все кончено, что ничего у него не выйдет. Но тут к Брумелю подошел его соперник, товарищ по команде (между прочим, чемпион прошлой Олимпиады) Роберт Шавлакадзе и сказал: «Валера, покажи им, как это нужно делать по-настоящему». Иначе говоря, предложил забыть о цели, результате, успехе, а думать только о технике, о красоте. Брумель мгновенно перестроился - и взял эту высоту, и последующие высоты тоже. И стал олимпийским чемпионом.
Увидав себя в зеркале игры партнера, актер получает модель формирования задачи. Теперь он понимает, знает, чувствует, как это делается. Раз он не боится, раз он хочет (а энергопотенциал обеспечивает его отвагу), он осмыслит и сформирует свою задачу, и если хватит мужества - обязательно дойдет до конца.
Обратите внимание: мы нигде не упоминаем удачу. Потому что, во-первых, это категория неэнергетическая; во-вторых, это спасательный круг игрока; подъемная сила этого круга может быть очень большой, но он быстро намокает и тонет, а мы хотим плавать всю жизнь; в-третьих, нет большей удачи, чем вдохновение.
А как же с обывателем?
Что произойдет с обывателем, которому высочайший уровень энергопотенциала позволит понять смысл задачи и найти в себе ее животворный огонь?
Очень просто: он перестанет обывателем быть.
ШЕСТОЙ ОРГАН ЧУВСТВ
Сильный человек красив. Нам нравится наблюдать его не только в действии, но и во время отдыха, когда он расслаблен. Значит, не только линия, не только фактура воздействуют на наше эстетическое чувство. Содержание, смысл этой умной силы, ее способность к самовыражению интуитивно угадываются нами - и это вызывает в нас положительные эмоции.
Но вот представьте, что мышцы этого человека разбухли в полтора-два раза, вспучились буграми - что произойдет с вашим восприятием? Первая реакция - удивление; а если культурист еще и постарается произвести на вас впечатление - изумление. Следующая реакция - замешательство, потому что попытка утилизировать информацию (например: он такой же, как и я, только больше) не проходит: интуиция вам подсказывает, что он другой, что к этому прокрустову ложу вам лучше и не примеряться. Окончательная реакция - отторжение, потому что к этому моменту вы уже поняли, что этот человек хочет выделиться; мало того - он противопоставляет себя вам, старательно подчеркивая свою исключительность.
Неужто все дело в ущемленном самолюбии? В элементарной зависти - вот смог же человек, а я ленив, мне не хватит характера?
Нет, конечно.
Кто идет в культуристы?
1. Люди с ущербным здоровьем, с явными дефектами телосложения.
2. Те, кто выдумал себе недостатки, соразмеряя себя с модой на форму тела.
3. Люди, отягощенные комплексами неполноценности и надеющиеся скрыть их под мышечным панцирем.
Система эта привлекает своей простотой и доступностью. И демократизмом - она годится всем без исключения! Не надо большого ума, не надо специальных труднодоступных знаний, не надо поиска себя. Вся премудрость: бери гантели, гири, штангу - любой груз - и качай их до изнеможения. И что замечательно, результата не нужно долго ждать: измерил бицепс после занятия - и видишь прибавку.
Просим понять нас правильно - мы не собираемся отрицать пользу физических упражнений. В том числе и интенсивных, и силовых; в этой главе мы уже ратовали за спорт. Эти упражнения: 1) источник здоровья, 2) способствуют формированию потребности систематически заниматься спортом, 3) укрепляют характер.
То есть, когда спорт - это один из рычагов гармонического развития личности, мы говорим: да здравствует атлетика!
Но если ее упражнения нацелены только на лепку определенной формы тела, если ее идолом становится гипертрофированная, самодовольная (потому что отупела) мышца - молчать нельзя. И нельзя с этим мириться, потому что ложные ценности культуризма сбивают молодых людей с естественного пути к себе.
Спустя какое-то время изуродованное тело все равно настоит на своем, возвратится к посильной для него норме, а что делать с изуродованной душой?
Дело не столько в грехе Нарцисса - самолюбовании, хотя и оно опасно: ведь это тупик; замкнутое на себя чувство быстро глохнет; оно неплодотворно; оно ведет в пустыню, и кто знает, каким вчерашний Нарцисс выберется из нее. Страшнее другое: культуристу мало сознавать свою исключительность, он хочет доказать это другим, стать над ними, растолкать их, задвинуть их своим могучим торсом в темные углы. Он утверждается - унижая других. Но ведь и за это - как и за все в нашей жизни - когда-то придется платить...
Культ силы - культ тела - культ мышцы... Это дно. Дальше сползать некуда.
Природа любит целостность. Не может быть, чтоб совершенная форма содержала безнравственность. Раз есть безнравственность - должны быть и просчеты в физиологии.
Что такое мышца?
Это - 1) орган движения;
2) орган познания (вспомните «семиметровый» ипс; чем вы запоминали пространство, овладевали им? - мышцами; когда ребенок трогает предмет, мышца учит глаз точно его видеть; кинетическая мелодия движений подобна звуковой, мышца запоминает ее во времени с исключительной точностью - и т. д.);
3) аккумулятор энергии (мышца не только расходует энергию, что известно всем, но и сама восстанавливает ее в ходе работы и накапливает, когда работа завершена; причем накапливает не только для себя, но и для других органов).
Современная психология рассматривает мышцу (и мышечную систему в целом) как шестой орган чувств. Причем исключительность и универсальность ее в том, что мышца оперирует всей триадой эпк: и энергопотенциалом, и психомоторикой, и критичностью. Классические же органы чувств работают только на критичность.
Удивительно, как наука до самого последнего времени проходила мимо такой очевидности. Ведь уже опыты с лягушачьей лапкой, на которую воздействовали электрическим током или кислотой, - опыты, известные каждому из нас с восьмого класса, - раскрывают свойства мышцы как органа чувств. Все проходили мимо этой двери, а она даже не была заперта.
Между прочим, этот орган весит 40 процентов от массы всего тела.
А культурист значительно повышает массу мышц. «Отлично! - скажете вы. - Значит, он может лучше двигаться, больше и точнее чувствовать, а уж как у него возрастает энергопотенциал!..»
Не будем спешить с выводами, сперва разберемся, чем отличается мышца культуриста от нашей с вами.
Наименьший элемент мышцы - двигательная единичка - имеет свой нерв, свой капилляр и свою нервную бляшку (датчик ее состояний). Природа сбалансировала ее так, что при оптимальном рабочем режиме туда поступает достаточное количество питания, импульсов для работы, а бляшка обеспечивает обратную связь. Конечно, вся троица создана с запасом - на вырост, но в определенных пределах. И когда культурист чрезмерно наращивает мышечную массу, каждая двигательная единичка тоже увеличивается непомерно. В результате - импульс нерва не может ее охватить, капилляр не обеспечивает полноценным питанием и канализацией, а бляшка утрачивает контроль и шлет в сознание дезинформацию.
Теперь вам нетрудно представить, что происходит с гипертрофированной мышцей:
1) она теряет выносливость (канализация не справляется со своими функциями, продукты обмена оседают в мышце, которая «наливается свинцом»);
2) она утрачивает быстроту (нервный импульс не соответствует инерции непомерной мышечной массы);
3) она утрачивает эластичность (бляшки дают ложную информацию, поэтому движения становятся угловатыми и неточными, человек - неповоротливым, а мышцы при мгновенном переключении от одного движения к другому - рвутся);
4) наконец, гипертрофированная мышца практически перестает быть органом чувств - она слепая, глухая и немая.
После всего этого, надеемся, вы согласитесь с простой мыслью, что избыточная мышечная масса так же вредна, как избыточный жир.
Культурист культивирует только форму - доступную и легкую цель, потому что на большее он не способен: у него сниженный энергопотенциал. Подчеркнем: его сила может быть очень большой, но она не имеет отношения к энергопотенциалу (напомним: сила - функция мышц, энергопотенциал - всего тела). Значит, он не способен не только решить, но даже поставить задачу. Ом может только быть. Все без остатка силы он кладет на поддержание однажды достигнутой формы. К счастью для него, мудрость тела - стойкий аппарат. Когда культурист устанет от своей опасной игры, она возвратит его к его естеству.
ЧЕМ ПРОБИВАЕТСЯ СТЕНА
Теперь вы убедились, что без энергопотенциала - без определенного, оптимального уровня энергопотенциала, - не может быть таланта. Это кровь таланта. Он дает таланту жизнь. Его количество и качество наполняют талант, служат мерой его величины.
Организм и среда - единое целое. Они контачат друг с другом, проникают друг в друга, воздействуют друг на друга энергией. В этой ситуации человек все время ищет равновесие. Если его энергопотенциал недостаточен - он ошибается в действиях, травмируется, болеет. Если равновесие достигнуто - он живет в согласии со средой, чувствует себя вполне комфортно, но действует только в пределах, необходимых для поддержания равновесия. Если же у него появился избыточный энергопотенциал, человек, чтобы не перегреться, вынужден его тратить; а это возможно только одним способом: воздействуя на окружающую среду. Человек ее перелопачивает, приспосабливает к себе и не успокаивается до тех пор, пока это прокрустово ложе не станет для него как раз впору.
Следовательно, талант проявляется только при избыточном энергопотенциале.
Как же определить, каков у нас сегодня уровень энергопотенциала? Есть у вас избыток или нет?
Ответ напрашивается: для этого нужно взять элемент окружающей среды и испытать, как мы с ним взаимодействуем. Разумеется, этот элемент должен быть отмерен, тогда меру получит и наш энергопотенциал.