LA WALLY – La Scala – 7.12.1953 – Tebaldi, Scotto, Tozzi, Guelfi – Carlo Maria Giulini
Щедрый и сильный голос певицы отличался несравненной чистотой.
Однако в Милане уже создавалась та самая "партия Марии Каллас", стержнем которой являлись достаточно снобистские круги. Публика по-прежнему была за Ренату Тебальди; за нее же стояли все "ласкаловцы", от хора и до оркестра, от многих простых певцов до солистов. Каллас не вызывала у них излишних симпатий ни вначале, ни впоследствии, когда устраивала громкие столкновения с кем-либо, например с Ди Стефано, представителем того же поколения и точно так же идущим в те годы к своему огромному успеху, Но перед Каллас все как-то робели. Женщина выдающегося таланта, она требовала, однако, полного подчинения себе всех и вся.
В результате полемики, сопровождавшей открытие сезона, а также после выступления Тебальди Каллас поняла, что ей представился, может быть, единственный случай сравняться с соперницей, и взялась за тщательную подготовку "Медеи". Она выстроила свой собственный образ героини; под руководством Сары Феррати отрепетировала всю актерскую часть и скрупулезно, шаг за шагом проработала все, что касается музыки. Более того, она заказала себе совершенно необыкновенное платье, к тому же у нее имелся козырь: незадолго до этого она сбросила ни много ни мало 36 килограммов и собиралась продемонстрировать публике свой силуэт манекенщицы, Благодаря диетам ее лицо сделалось более рельефным, а выражение его стало более мученическим, интересным. Лишь позднее, несколько лет спустя, ее голос начнет тускнеть, как полагают, именно вследствие этого резкого уменьшения веса. Но тогда, в декабре 1953 года, Мария Каллас была во всех отношениях выдающейся исполнительницей.
"Медея" имела потрясающий успех. Мария предстала перед всеми — критикой, публикой и даже перед своими хулителями - истинной волшебницей. Она тут же сделалась королевой "Ла Скала", подобно Маргерите Карозио до войны, а этот триумф возвел ее на трон. Как все монархи, Мария Каллас опиралась на обширную когорту людей. Миланский свет был очарован ею и открыто поддерживал новую звезду. Ее муж, Джован-баттиста Менегини, кирпичный магнат, был человеком простого происхождения, однако обладал
хорошим вкусом и коллекционировал картины, а также этрусский антиквариат. Менегини изъяснялся в основном на венецианском диалекте, но зато был окружен весомыми друзьями. Он близко дружил с Мондадори, и потому имя Каллас не сходило со страниц печатных изданий. Он был другом Валли Тосканини, которая в свою очередь имела постоянное почетное кресло в директорской ложе Гирингелпи. Менегини владел чудесной виллой в Сирмионе. Этот сердечный, милый человек своим трудом пробивал себе дорогу в жизни, олицетворяя собой "итальянское чудо", и до безумия любил Марию. Что могло быть благоприятнее этих обстоятельств для Каллас?
Валли Тосканини также не скупилась на советы. Валли была выдающейся женщиной с великолепным музыкальным образованием, элегантной и обаятельной, истинная гранд-дама, от которой и я нередко получал советы и похвалы. Однажды после "Отелло" она сказала мне: "О, если бы это мог услышать мой отец!" Для Марии дружба с этой женщиной, одной из столпов своего "клана", имела колоссальное значение. Много значила для нее и дружба с модисткой Бики, родственницей Пуччини, видной женщиной не только в области моды. Бики лично готовила для нее платья. Б "клан" входили и другие представители влиятельного Милана, среди которых особое место занимал директор газеты "Коррьере делла сера" Миссироли, всегда одним из первых появлявшийся после спектакля в гримерной Марии с поздравлениями.
Подобный блок взаимных симпатий роковым образом перечеркивал Ренату Тебальди или по меньшей мере отодвигал ее на второй план. Рената не смирилась. Оскорбленная явным предпочтением, которое "клан" "Ла Скала" демонстративно проявлял к сопернице, она покинула миланский театр. Ее решение вызвало массу дискуссий, но, так или иначе, миланская публика лишилась отнюдь не менее великой певицы, хотя и совершенно иной по темпераменту и манере. В сущности, споры, продолжавшиеся до начала 60-х годов, бушевали вокруг изумительной исполнительницы, способной выступать с разнообразным репертуаром, актрисы, обладавшей тончайшим художественным чутьем, и крупной классической певицы с ярким и чистым голосом, певицы незабываемой.
В конце 1955 года и Я наконец столкнулся с "божественной". Мне предстояло появиться в "Ла Скала" после двухлетнего отсутствия, которое было прервано одним-единственным выступлением в "Шенье" именно с нею и Протти.