Двенадцать Точек Концентрации

Дух
Ритм
Техника
Чувствование
Совершенствование
Ошибки
Этапы и плато

Дисциплина
Пределы
Осуществление
Вкус
Сотрудничество

Дух

— Нда-а-а... — говорит он, перебирая клавиши, — славный будет инструмент через неделю, как разыграется.

— На ней вроде легко играть, Диз.

Он как-то странно смотрит на меня:

— Ни разу в жизни мне не попадалась труба, на которой было бы легко играть.

Чил Стерн о своем разговоре с Диззи Гиллеспи

Игра на гитаре требует тренировок. В этом смысле она ничем не отличается от метания диска, бега с препятствиями или плавания баттерфляем. Тело должно приобрести опыт. Мускулы должны научиться сокращаться.

Проблемы физического характера требуют концентрации воли. Вас ждет боль, усталость, сомнение в собственных силах. Вы никогда не сдвинетесь с места, если не разовьете силу духа.

Когда вы сталкиваетесь с чем-то новым, сознание начинает изменяться, концентрироваться, вы становитесь более решительны. Когда же на вас наваливается усталость, сознание должно подстегнуть вас, укрепить самодисциплину и заставить мускулы продолжить работу. Очень часто новички начинают жаловаться на боль от струн в подушечках пальцев. Сознание немедленно должно заставить вас забыть о боли и продолжить тренировки, пока у вас не образуются мозоли. Любой бегун знает, что, когда тело отказывается двигаться, за дело берется воля, которая заставляет бежать вперед.

Разочарование наступает, когда тело отказывается повиноваться сознанию или сознание не знает, какие именно команды оно должно отдать телу. Конфликт между сознанием и телом — неотъемлемая часть обучения. Он говорит нам о нашей мотивации и пределе возможностей. К чему долгие часы тренировок? Почему мы хотим то, что мы хотим? Готовы ли мы принести жертву, необходимую для того, чтобы сделать шаг вперед? Не требуем ли мы от себя слишком многого? Ответ на эти вопросы определит скорость нашего продвижения по Пути дзэн-гитары.

Вам необходима решимость. Представители школ боевых искусств говорят: «Сконцентрируйте сознание». Явившись в первый раз на тренировку, вы уподобляетесь жеребенку, но после долгих тренировок, в ходе которых вы научитесь управлять своими силами, вы превратитесь в быстрого как молния скакуна. Дух очень многих новичков, пришедших на первое занятие, можно сравнить с загнанной лошадью, но в ходе тренировок они укрепляют его, учатся накапливать силы, словно тренируя мускулы, которые прежде были не у дел.

Вот несколько самурайских высказываний о силе духа, которую требуется обрести, чтобы познать Путь. Запомните эти высказывания. Повторяйте их во время тренировок.


1. Тренируйтесь, а не задавайте вопросы.

На некоторые вопросы под силу ответить только вам самим. Тренируйтесь и ответы со временем придут к вам сами собой. Единственный способ познать Путь — постичь его через собственный опыт.

Семь раз упали, восемь раз встали.

Если в ходе тренировок вы оступились — соберите волю в кулак и вставайте. Даже если у вас в голове засели пораженческие мысли: «Я никогда этому не научусь, У меня слишком слабые руки», «Я никогда не стану профессионалом» — никогда не произносите этого вслух. Изгоните эти мысли из вашего сознания, прежде чем успеете их озвучить.

Говорят, знаменитый мастер боевых искусств Брюс Ли рассказывал, что как только в его голове появлялись мрачные мысли, он представлял, как записывает их на листочке бумаги, а потом швыряет его в огонь. Используйте этот подход в ваших тренировках.

Единственный соперник — внутри вас самих.

На Пути дзэн-гитары самое важное не препятствия, а то, как мы их преодолеваем. Работайте над вашей реакцией на непредвиденные обстоятельства и неудачи, и вы освоите Путь дзэн-гитары.

Когда вы сконцентрированы на Пути, любая задача физического плана, сколь бы мала она ни была, становится объектом тренировки сознания. Что бы вы ни делали: мыли посуду, заправляли постель, стригли траву — не давайте вашему сознанию отдыха, не оставляйте его без дела. Научитесь концентрироваться на стоящей перед вами задаче. Пройдет время, и ваше сознание всегда будет находиться в сконцентрированном состоянии. Именно такой тип сознания и духа требуется, чтобы постичь Путь дзэн-гитары.

Ритм

Главное в моей игре — ритм. Каждый раз, когда я нахожу новый ритм, на свет появляются несколько новых песен. Я учусь танцевать, играть на барабане, иначе двигаться, и через это обретаю новые ритмические фигуры. Как только вы начинаете двигаться иначе, вы и играть начинаете иначе.

Стоун Госсард, «Pearl Jam»

Я часто слышу, как люди жалуются на то, что у них нет чувства ритма. Неправда. У каждого человека, в груди которого бьется сердце, который способен дышать и ходить, есть чувство ритма. Главное — почувствовать этот ритм и вложить его в музыку.

Одно из японских слов, обозначающих ритм, звучит как хёси и дословно переводится как «хлопок руками ребенка». Именно таким чувством ритма вы должны овладеть. Необходимо, чтобы оно было таким же естественным, как звук от детского хлопка в ладоши.

Дзэн гитары не требует, чтобы вы играли в каком-нибудь определенном ритме, но и не запрещает этого. Однако вам следует выработать способность подстраивать свой ритм под другие ритмы. Эта способность есть у всех, она врожденная. Обратите внимание, как аплодирует и бисирует публика после концерта. По сути дела, каждый человек хлопает в ладоши в своем ритме. Однако индивидуальные ритмы сливаются в единый ритм. Это хёси группового уровня.

Вы можете найти хёси в чем угодно: в смене времен года, дня и ночи, в убывании луны, в приливах и отливах, в прибое, в каждой из волн, набегающих на берег и откатывающихся от него. Хёси встречается не только в природе. Его можно услышать в щелканье дворников на лобовом стекле автомобиля, звонке телефона, гуле стиральной машины. Хёси можно обнаружить в абстрактных понятиях, таких как «красота», «пространство», «образ жизни». Хёси присутствует в отношениях между людьми в эманациях, которые мы друг другу передаем. Хёси повсюду: на улицах, рядом с вашим домом, в крупных городах и небольших селениях.

Вы должны чувствовать хёси в каждом мельчайшем аспекте вашей жизни и передавать это чувство игрой. Баскетболисты часто говорят, что их цель — ввести мяч в ритме, подразумевая ритм игры. Иными словами, они хотят, чтобы их действия были естественными. Это и есть хёси.

Научитесь чувствовать хёси в цифрах и числах. Люди, склонные к математике, наверняка заметят сходство музыки и точных наук. В музыке полно математики: гаммы, такт, время, частотность. Найдите ритм, почувствуйте, как он дробится на части. Главное — чувствуйте его, вне зависимости от того, где он находится — на пике такта или в глубинах вашего сердца.

Помните, что вы не можете почувствовать ритм умом, вы его должны почувствовать телом. Если вы повторите ритм достаточное число раз, то он останется с вами навсегда, вне зависимости от степени его сложности.

Если вы обладаете достаточной силой духа, вы почувствуете хёси даже там, где его, на первый взгляд, не может быть. У всего в этом мире есть свой ритм, и источник его один и тот же.

Научиться чувствовать ритм одна из самых сложных задач на Пути дзэн-гитары.

Техника

Музыка дала мне возможность освоить самые разнообразные техники игры. Когда я сажусь, чтобы разучить какую-нибудь мелодию, я это делаю не для того, чтобы освоить технику. Я хочу дойти до идеи, заключенной в музыке.

Пэт Мартино

Некоторые преподавателя строят целые программы, специально направленные на овладение определенной техникой игры. Есть разные способы звукоизвлечения — например, портаменто* или игра правой рукой в области грифа. Несомненно, техника крайне важна, особенно в том случае, если вы хотите освоить определенный стиль игры. Однако чтобы освоить Путь дзэн-гитары, одной техники будет мало.

В дзэне гитары освоение техники не самоцель и не является способом обретения мелодичности.

___________

* Портаменто — прием игры на гитаре, когда звукоизвлечение осуществляется при помощи какого-либо предмета, прижатого к струнам и скользящего по ним (например, металлической пластинки).

Самое важное — экспрессия. Если вы хотите провести часы, оттачивая технику — вам и карты в руки, в той или иной степени нам всем надо над ней работать. Но чем сложнее техника, тем больше вам придется уделять ей внимания. Ваша цель— освоить технику так, чтобы во время игры не думать о ней. Вы должны сконцентрироваться на состоянии вашего Духа.

Техника обеспечивает нам ясность и чистоту самовыражения. Но для начала нам надо понять, что же мы хотим донести до слушателей. Порой исполнитель со слабой техникой игры может сказать слушателю больше, чем человек, техника игры которого безупречна. Спрашивается, чья гитара будет звучать более выразительно?

Освойте ту технику игры, которую вам хочется. Большего не требуется. В этом и заключается Путь дзэн-гитары.

Чувствование

Короче, было дело, вел я в Лос-Анджелесе практические курсы по ударным. Ребята попались хорошие, только все они задавали один и тот же вопрос: Как ты выработал в себе чувство ритма? Я им отвечал, что не знаю. Я и правда не знаю. Чувствую и все. Просто играйте. Дайте себе волю.

Ману Каче,

барабанщик Питера Гэбриэла

Многие новички искренне полагают, что, прежде чем учиться играть, нужно освоить нотную грамоту. В нашем додзё гораздо важнее научиться чувствовать музыку.

Без сомнения, освоение нотной грамоты углубляет понимание музыки, точно так же как изучение японского языка помогает глубже понять культуру Японии. Посредством нотной грамоты композиторы спустя столетия могут передать свои произведения исполнителям. Она позволяет записывать музыку, не прибегая к помощи звука.

И, тем не менее, знание нотной грамоты на Пути дзэн-гитары не дает никаких преимуществ. Исполнитель может сыграть партитуру Моцарта точно так же, как актер прочитать отрывок из Шекспира. Важно не умение читать, а способность вкладывать в дело всю душу. Представим, что двум актерам дали один и тот же отрывок из пьесы. Но лишь одному из них удалось перевоплотиться и вжиться в роль. Точно так же и с музыкой. Помимо того, что исполнителю нужно правильно сыграть ноты, в звучание музыки он должен вложить еще и чувствование — пульс, который под силу услышать любому.

Обладать правильным чувствованием далеко не только дело техники. В театральном мире говорят, что если вы заметили, сколь хороша игра актера, значит актер играет плохо. Необходимо овладеть ци-юань — «приятным трепетом духа».

Путь дзэн-гитары постигается посредством слуха и сердца, а не рационального ума. Музыкант-самоучка из дельты Миссисипи, играющий блюз, может значительно опережать выпускника консерватории на Пути дзэн-гитары. Путь обретается в глубинах духа и экспрессии. Когда музыка требует естественности, не позволяйте вмешиваться знаниям. Просто играйте. Если вы чувствуете, что все делаете правильно, значит так оно и есть.

Совершенствование

Не думаю, что придет время, когда вы будете играть лучше всех. Играть лучше всех — это лишь процесс совершенствования в попытке достичь уровня, когда вы сможете играть лучше всех.

Таунз Ван Зандт

Цель практических занятий — достичь совершенства. Точно так же как игрок в гольф прикладывает все усилия для того, чтобы нанести удар по мячу наиболее эффективно, так и исполнитель должен стремится сыграть каждую ноту как можно чище.

Мы так ценим совершенство, потому что его очень сложно достичь. Мы люди и, значит, обречены на ошибки. Однако неизбежность ошибок вовсе не повод не придавать им значения. Если каждый из исполнителей, играющих в квинтете, скажет: «Ну сделаю я одну ошибку, ничего страшного», в результате получится пять ошибок, которые будут всем очевидны. Поэтому помните: вам надо прикладывать максимум усилий, чтобы сыграть на пределе своих возможностей.

Источником многих ошибок является слишком сильная концентрация на процессе, все внимание сосредоточено на том, что делает тело в данный момент. Когда игрок бьет битой по мячу в бейсболе, наносит по нему удар в футболе или бросает его в корзину в баскетболе, проблемы возникают в тот момент, когда игрок начинает концентрироваться на мяче. То же самое происходит и при игре на гитаре. Если исполнитель начинает следить за работой пальцев, он запирает музыку внутри себя.

Единственный способ преодолеть чрезмерную концентрацию — побольше практиковаться. По степенно мышцы привыкают к определенному типу движений, в результате чего мысль и действие становятся практически неразделимы по времени. Мастерство становится естественным — частью того, что учителя дзэн называют естественнымсознанием.

Учиться естественности в игре на гитаре — все равно что учиться печатать на машинке или водить машину. Никакой разницы нет. Когда мы впервые садимся за руль, мы думаем над каждым нашим движением, неуклюже смотрим в зеркало заднего вида, резко поворачиваем и тормозим. То же самое происходит, когда мы впервые сказываемся за печатной машинкой. Наши пальцы медленно двигаются над клавишами в поисках нужной буквы.

С приобретением практического опыта мышцы уже действуют независимо от сознания. Мы автоматически переставляем ногу с педали тормоза на педаль газа. Не задумываясь ни на секунду, барабаним по клавиатуре. Со временем для нас этот набор действий становится абсолютно естественным. Не менее естественным, чем умение ходить.

И все же сам по себе навык не сделает из вас мастера. Однажды известный баскетбольный тренер сказал: «К мастерству приводит лишь совершенный навык». Это выражение справедливо и для дзэн-гитары.

Ошибки

Если вы взяли не ту ноту, играйте дальше так,

чтобы никто не заметил вашей ошибки.
Джо Пасс

В обычной жизни одна-единственная ошибка может привести к смерти. Чтобы лишить себя жизни, иногда достаточно перебежать дорогу на красный свет. Однако в мире дзэн-гитары ошибки могут привести к своего рода перерождению.

На ошибках учатся и используют их, включая в творческий процесс. Попробуйте применить этот подход в ваших занятиях. Допустим, вы случайно взяли не ту ноту, возьмите ее еще раз, но уже намеренно. Как говорит одни мой друг-гитарист: Учитесь превращать гримасу в улыбку.

Вам надо стараться избегать ошибок. Но раз уж вы их сделали, учитесь на них. Используйте ошибки как трамплин для прыжка в доселе неизведанные области. Случайная ошибка может послужить ключом к чему-то новому.

Научитесь находить победу даже в поражении. Используйте этот подход во всех сферах своей жизни.

Этапы и плато

Мне всего 49 лет, а я еще только в середине творческого пути.

Я отнюдь не думаю, что достиг своего пика.

Я еще собираюсь написать песни лучше тех, что у меня были.

Пол Маккартни

Следовать по Пути дзэн-гитары — все равно что подниматься на стену, вершина которой скрывается в облаках. Если вы хотите добиться прогресса, представьте себя альпинистом. Время от времени, перед тем как продолжить путь наверх, альпинистам приходится двигаться по горизонтали. Иногда перед решающим восхождением им приходится останавливаться на отдых или даже немного спускаться вниз. Не надо забывать, что известный принцип «два шага вперед, один назад» нисколько не утратил своей актуальности. Не стоит рассматривать шаг назад в отрыве от общего контекста, которым является движение вперед. Иногда вам следует броситься в бой, иногда — сменить направление движения. Цель остается одной и той же, меняется только стратегия.

В целом, путь вашего совершенствования состоит из этапов и плато. Новичок, полностью выкладывающийся на занятиях, в самом начале заметит значительный прогресс, но со временем скорость его продвижения вперед начнет снижаться, пока новичок не окажется на плато. Он может работать без устали, не видя при этом никаких результатов. Потом неожиданно происходит переход на качественно иной уровень, словно, прорвавшись сквозь дебри джунглей, он наконец оказался в чистом поле.

Помните, чем дальше вы продвигаетесь по Пути, тем больше времени у вас будет уходить на преодоление плато. Когда вы преодолеваете плато, вам может показаться, что вы оказались в глубокой колее, из которой нет выхода. Однако выход есть, и он заключается в концентрации на том, что вы делаете в данный момент. Не пытайтесь смотреть вперед, ища глазами вершину, к которой вы стремитесь. Не оглядывайтесь назад, гоните от себя мысль: «Что-то недалеко я продвинулся». Если вы приложите максимум усилий, вы обязательно прорветесь и выйдете на новый уровень.

Прогресс — вне составленного вами расписания. Он должен быть естественен. Цветы распускаются, когда они готовы распуститься.

После того как вы прорвались на новый уровень, не надо думать, что сложности теперь исчезнут. На каждом этапе свои проблемы. Об их существовании следует знать заранее.

Вне зависимости от того, что вы делаете, двигайтесь вперед со скоростью, которая вам удобна и для вас естественна. Не думайте о тех, кто вас обгоняет. На Пути дзэн-гитары нет ни последних поездов, на которые можно опоздать, ни предельных сроков. Если вас кто-то хочет обогнать, пусть обгоняет. Нам с ними не по дороге.

Если у вас есть сила духа, стремящая вас вперед, ваша скорость будет достаточно высока.

Дисциплина

Чтобы овладеть игрой на музыкальном инструменте, требуется огромная самодисциплина... Вам придется проявить недюжинную силу воли...

погрузиться в глубины своего естества и обнаружить в себе черты характера, о которых вы даже не подозревали,

силы, которые вы раньше и не думали использовать.

Стив Вай

Дисциплина — ключ к овладению искусством игры на гитаре. Дисциплина устанавливает время тренировок, способ тренировки и что мы во время тренировки делаем. И все же очень много людей плохо представляют, что же скрывается под словом «дисциплина».

Я слышал, что один тренер по атлетизму определил дисциплину следующим образом: «Делать то, что нужно, когда нужно, на пределе своих возможностей и поступать так каждый раз». Хорошее определение дисциплины, которое подходит и для дзэн-гитары. Давайте подумаем над каждой частью этого определения:

Делать то, что нужно...

В нашей жизни есть вещи, которые мы хотим делать и которые должны делать. Противоречия неизбежны. Нам больше нравится тратить, чем копить, смотреть телевизор, вместо того чтобы учиться, есть сладкое, вместо того чтобы сидеть на диете. Дисциплина заставляет нас делать то, что должно.

Заключая себя в рамки самодисциплины, мы испытываем за себя гордость. Дисциплина отличается от самоограничения. Некоторые люди отказываются от радостей жизни, считая, что они следуют самодисциплине, тогда как на самом деле причины их самоограничения кроются в страхах, узколобости или желании выглядеть мучениками. Люди, следующие по пути самоограничения, не испытывают за себя гордость. Если на пути дзэн-гитары вы делаете правильную вещь с неправильным настроем, ждите беды.

Хотите спросить: «А что же нужноделать?2

Не спрашивайте, тренируйтесь.

когда нужно...

Теперь поговорим о времени.

Если вы ловите себя на мысли: «Вон тот шуруп не мешало бы подкрутить», берите отвертку и принимайтесь за дело.

Если вы говорите: «Мне надо написать это письмо>, садитесь ипишите.

Если вам кажется, что у вас куча дел и вы даже не знаете, за что сначала браться, начните с одного дела и сделайте его. Пусть это будет какой-нибудь мелочью. Потом беритесь за следующее дело. Самураи говорят: «Бейте по углам» — по мелочам, которые сразу бросаются в глаза. После переходите к более важным делам.

В качестве иллюстрации к тому, что я сейчас говорю, я приведу одну дзэнскую притчу:

К учителю дзэн по имени Дзёсю подошел монах и сказал:

— Я только что попал в монастырь. Научи меня чему-нибудь.

— Ты рисовую кашу ел? — спросил Дзёсю.

— Ел, — ответил монах.

— Тогда вымой свою миску, — сказал Дзёсю.

Похожий случай я видел в додзё, где занимались карате. Тренер вышел из кабинета и махнул рукой одному из учеников, чтобы тот включил свет — было время начинать тренировку. Когда свет загорелся, одна из ламп вспыхнула и погасла. Тренировка продолжалась полтора часа. Когда она закончилась, тренер пошел к себе в кабинет и тут же вернулся с новой лампой. Он воистину знал, что и когда делать.

на пределе своих возможностей...

Если вы за что-то взялись, делайте как следует. Нет никакого смысла тренироваться вполсилы.

Один из учителей дзэн признался, что осознал необходимость действовать на пределе своих возможностей, когда в молодости услышал следующий разговор между мясником и покупателем:

«Дай мне лучший кусок мяса в твоей лавке», — сказал покупатель.

«В моей лавке все лучшее, — ответил мясник. — Тебе не найти и кусочка, что был бы хуже других».

Мясник знал, что сделал свою работу как следует, и лучше ее сделать было просто нельзя.

Чтобы до конца понять, что значит делать работу на пределе своих возможностей», необходимо осознать предыдущий пункт, в котором речь идет о времени. Очень часто нам не удается добиться желаемого результата, потому что мы не можем правильно рассчитать время. Мы откладываем дело в долгий ящик, и в результате у нас остается мало времени. Если хотите сделать работу максимально хорошо, вам необходимо потратить на нее много времени. Спешкой нельзя добиться высокого качества.

Поступать так каждый раз.

Регулярность является главным условием дисциплины. Естественно, иногда у монаха были и другие дела помимо мытья посуды, а мясник уставал так, что у него уже не было сил следить за тем, чтобы каждый кусок мяса был лучшим. Как же им удавалось не дать слабину?

Главное, не думать о том, что каждое действие надо всегда выполнять правильно, вы себе только забьете голову. Выполняйте действие правильно один раз, в этот раз, в данный конкретный момент. Больше вам не о чем беспокоиться.

Делайте то, что нужно, когда нужно, на пределе своих возможностей и поступайте так каждый раз. Если вы будете следовать одному этому правилу, вы обязательно постигнете Путь дзэн-гитары.

Предел

Подходите к игре на гитаре с умом.

У всего есть свой предел, есть он и у вас, не отрицайте.

Работайте в рамках своих возможностей.

Кое-что вы можете делать лучше других, кое-что — нет.

Акцентируйте внимание на положительных моментах.

Чет Эткинс

Говорят, что деревья не растут до небес. То же самое и с людьми. У каждого из нас есть предел физических возможностей. Сколько бы мы ни тренировались, бремя некоторых задач останется для нас неподъемным, а некоторые высоты нам так и не удастся взять. Мы можем сколько угодно заниматься совершенствованием, однако у всего есть свой предел.

Тот, кто следует по Пути дзэн-гитары, рано или поздно дойдет до предела своих возможностей. Этот предел необходимо заметить, осознать его и в конечном счете смириться с его существованием.

Как только мы осознаем предел собственных возможностей, мы сможем попробовать обойти его. Очень часто осознание предела открывает другие, новые пути, о существовании которых мы прежде и не подозревали. Я был знаком с японской пианисткой, у которой были также короткие пальцы, что она физически не могла играть некоторые музыкальные произведения. Она начала писать собственную музыку, принимая во внимание свой недостаток, и стала знаменитым композитором.

Мы выявляем предел собственных возможностей, ставя перед собой сложные задачи. Если преподаватель дал вам задание, которое вам кажется слишком простым, сделайте немножко больше, но не для того, чтобы завоевать симпатии учителя, польстить самому себе или показать всем, какой вы умный. Сделайте это исключительно из стремления к самосовершенствованию. Подгоняйте себя, двигайтесь вперед, осознайте предел своих возможностей.

Если преподаватель дал задание, которое вам кажется слишком сложным, приложите максимум усилий, чтобы его выполнить. Преподаватель знает ваши возможности лучше вас самих. Иногда предел возможностей превысить невозможно. Знание об этом непреодолимом пределе может быть очень болезненным, оно вдребезги разбивает ваши мечты. Однако Путь дзэн-гитары заключается в осознании реального положения дел и в способности принимать реальность такой, какая она есть. Мы не в состоянии дотянуться до недосягаемого. Кое-что не в нашей власти.

Когда мы приходим в этот мир, каждый из нас несет в себе некое зерно. Никто не знает, во что вырастет это зерно, но мы должны заботиться о нем, помочь ему прорасти и принять росток, появившийся в нас. Если оказалось, что внутри вас лимонное дерево — учитесь делать лимонад. Делайте его лучше всех, полюбите это занятие.

Если вы рады таланту, которым вас наделяла природа, это еще не значит, что вы моментально становитесь объектом зависти. Один талантливый человек таки не обрел счастья, тогда как другой, обладающий весьма средними способностями, живет в мире с самим собой. Как вы думаете, кто же из этих двоих продвинулся дальше по Пути дзэн-гитары? Не надо думать, что движение вперед ведет к самодовольству. Вам никогда не узнать своего предела.

Ваша задача развивать талант. Чем больше вы над ним работаете, тем больше тайн он раскрывает. Те, кто говорит: «Не хочу учить теорию музыки» или «Мне ни к чему знать лишние аккорды», на самом деле отказываются от знания. Один- единственный новый аккорд может открыть перед вами целый мир.

Вам надо уметь разбираться, что для вас хорошо, а что плохо. В первую очередь вы должны быть естественными. Однако всегда будьте готовы принять и усвоить новые знания.

Да, деревья до небес не растут, но растут их корня. У вас есть все необходимое, чтобы познать Путь дзэн-гитары, ни на что и ни на кого не оглядываясь. Углубляйтесь.

Осуществление

Я не считаю себя символом шестидесятых,

я считаю себя символом ваших осуществившихся надежд.

Джоан Баэз

Путь дзэн-гитары бесконечен. Однако кратковременные цели помогают сознанию сконцентрироваться и оставаться на Пути. Неважно, какие вы ставите перед собой цели: научиться играть какую-нибудь сольную композицию без единой ошибки или записать альбом. Главное, чтобы достижение цели не останавливало продвижения вперед. Дороге нет конца.

Есть одна китайская пословица, которая звучит следующим образом: «Если перед вами путь в сто ли и вы прошли девяносто ли, это значит, что вы преодолели только половину пути». Одна ошибка может обесценить все ваши достижения. В жизни тому есть множество примеров. Блестящие победы на полях сражений сводились на нет одним росчерком пера, которым подмахивая мирные договоры. Допустим, играя в гольф, вы нанесли удар такой силы, что мяч улетел на 300 футов. Это очень много, но какой в этом ударе толк, если во время следующего удара вы промахнулись, и шар проскользнул мимо лунки.

Желание поскорее дойти до цели заложено в человеческой природе. Однако, поторопившись, мы можем потерять чувство реальности и забыть о задаче, которая стоит перед нами в данный конкретный момент. Нам надо уподобиться бегуну, который продолжает нестись вперед, даже дойдя до финиша. Не концентрируйтесь на цели, сосредоточьтесь на деятельности, которая вас к этой цели ведет. Если вы поймаете себя на том, что погрузились в мечты о будущих победах, помните: не стоит делить шкуру неубитого медведя.

Вам надо концентрироваться на моменте — ударе по теннисному шарику, броске баскетбольного мяча, аккорде. Поток вашего сознания должен быть плавным. Избегайте резких скачков. Неспособность реализовать конкретную сиюминутную задачу учителя дзэн называют суки — «остановившимся сознанием».

Однажды один японский музыкант, игравший на флейте, рассказал мне следующую историю. Когда он играл на флейте, его учитель уходил в соседнюю комнату, где занимался своими делами. По возвращении учитель сказал: «Когда ты играешь хорошо, я не замечаю музыки. Как только ты начинаешь играть плохо, я сразу начинаю тебя слышать». Учитель замечал суки своего воспитанника. Когда музыка лилась спокойно, учитель занимался своим делом. Как только ученик запинался, поток сознания учителя резко менял скорость, и учитель осознавал, что он слышит музыку.

Если вы преисполнитесь духом настоящего унсуя, ваши мысли будут плыть как облака по небу, течь как вода. Вам удастся избежать «суки». Что вода, что облака — они вечно в движении. Так и вы, двигайтесь плавно, разбирая каждый аспект ваших занятий. Двигайтесь вперед.

Вкус

Мое творчество нравится далеко не всем, и я давно с этим смирился.

Если бы всем нравилось то, что я делаю, это бы означало,

что мое творчество лишено глубины.

Джошуа Редман

Вне зависимости от уровня вашей игры, силы духа и правды, что выражает музыка, которую вы играете, некоторых людей она оставит равнодушными. Она не будет отвечать их вкусам. У всех нас вкусы разные, и эта разница добавляет жизни остроты. Кто-то любит соленое, кто-то — перченое, кто-то — сладкое, кто-то — кислое. Вкусы людей разнятся и в музыке. Композицию, которая покажется одному райской музыкой, другой сочтет слишком слащавой. Смена аккордов, которую слушатели в восьмом ряду сочтут идеальной, покажется чересчур претенциозной сидящим в девятом ряду. Некоторые композиторы пытаются приспособить свои произведения ко вкусам широкой публики, и тем не менее они все равно сильно рискуют оказаться отверженными. Если музыкант и слушатель в равной степени не любят музыку, какой тогда смысл ее исполнять?

Поймите меня правильно, я искренне верю в существование людей с хорошим и дурным вкусом. Человек, играющий на гитаре, должен обладать некими эстетическими принципами. Однако они далеко не обязательно должны совпадать с моими.

Следуя по Пути дзэн-гитары, развивайте собственное чувство вкуса, точно так же как и слух. Учитесь у музыкантов, чьи вкусы совпадают с вашими. Доверяйте своему вкусу, уподобляясь повару, который знает степень остроты соуса чили, который он готовит. Если ваше творчество кому-то не нравится, ничего не поделаешь. По крайней мере, оно нравится вам.

Также следует помнить, что вкусы с течением времени меняются. По мере того, как вы набираетесь опыта, вам может начать нравится музыка, которую вы раньше даже слушать не могли Иногда некоторые композиции мы не слушаем годами, не находя в них ничего особенного, и вдруг, неожиданно их музыка потрясает нас.

Играйте искренне, будьте честны сами с собой и со слушателями. Несите правду, пусть даже ей и суждено открыться слушателям лишь спустя некоторое время.

Сотрудничество

Вам не под силу предусмотреть всего, что начнется,

как только вы соберете группу. Это никому не под силу.

Все начнется, когда вы приступите к совместной работе.

Джимми Пейдж

Каждый из нас в этом додзё идет своей дорогой. Но мы часто обретаем Путь дзэн-гитары через сотрудничество.

Те, кто проходит здесь обучение, должен научиться исполнять музыку с другими, работать в группе, полагаться на других и позволять другим полагаться на вас, подчiл5тгь личные интересы интересам группы. Все, о чем я говорю, касается любой сферы жизни в социуме. Один исполнитель, игравший джаз, как-то сказал, что каждый настоящий музыкант может поладить с любым человеком, но далеко не каждый человек может поладить с музыкантом. Всегда ищите способ обрести гармонию, и вам не грозит свернуть с Пути дзэн-гитары.

Сотрудничая и работая с другими, мы учимся подстраивать наш хёси, наш естественный ритм, к ритмам окружающих нас людей. Так мы сможем найти общий ритм.

Когда вы с кем-нибудь работаете, помните о трех вещах: компании, видении и эмоциональном складе.

Компания

Окружите себя людьми, общение и работа с которыми доставляет вам удовольствие. Они должны быть профессионалами, компетентными, стремиться к совершенству и любить свое дело. Вы сможете у них многому научиться, и ваша совместная работа даст чудесные результаты.

Остерегайтесь людей, которые будут стремиться повысить собственную самооценку, умаляя ваш труд. Остерегайтесь льстецов, которые будут восхвалять вас, чтобы скрыть собственную посредственность. И тех и других больше заботит не работа, а положение в обществе.

Если в компании людей, в которой вы работаете, есть человек, который не является профессионалом, некомпетентен или ему все равно, к какому результату приведут общие усилия, знайте — в конечном итоге страдаете вы.

Видение

Если человек, с которым вы работаете, в отличие от вас обладает четким видением, в каком направлении следует двигаться, прислушивайтесь к его совету.

Если вы, в отличие от людей, с которыми работаете, обладаете четким видением, в каком направлении двигаться, поговорите с ними, изложите свою точку зрения.

Если же никто не обладает этим видением, соберитесь и выработайте его, перед тем как возьметесь за дело или, по крайней мере, до того, как ваша работа подойдет к концу. В противном случае результатом вашей работы станет банальность, и все будут сожалеть о напрасно потраченном времени.

Если же несколько людей в группе имеют четкое видение в каком направлении следует вести работу, но их точки зрения расходятся, необходимо найти компромисс. Вам надо четко различать конфликты, причиной которых становятся расхождения во взглядах, и дискуссии, чья единственная цель - потешить самолюбие спорщиков. Если вы ищете компромисс, вам придется идти на жертвы. Все это окупится, когда работа подойдет к концу. Однако слишком много разных мнений тоже ни к чему. Перефразируя одну поговорку, скажем: у семи продюсеров вместо музыки какофония.

Эмоциональный склад

Когда мы работаем с группой людей, в подавляющем большинстве случаев у нас не возникает с ними тесных связей. Однако бывают исключения. В этих редких случаях задумайтесь над тем, что такое объединиться по-настоящему и быть группой. Музыкальная группа или ансамбль — это не просто набор личностей. Характер группы является суммой, воплощением, сочетанием характеров людей, ее составляющих. Когда люди сходятся характерами, будь то в спорте, в музыке, бизнесе, браке или сексе, происходит нечто вроде духовного единения. Этого единения не купишь, не придумаешь и не создашь искусственно. Оно достигается естественным образом. Очень часто такого единения в группах не происходит. Люди напоминают случайный набор молекул, которые не могут соединиться и образовать конкретную субстанцию. Дело не в таланте. Есть множество других музыкальных групп не создавших ничего выдающегося несмотря на то, что вних входили суперзвезды.

От сотворения мира и по сей день две молекулы водорода, сочетаясь с одной молекулой кислорода, дают совершенно новую субстанцию, чьи свойства совсем не похожи на свойства элементов, ее составляющих. То же самое происходит и с людьми. Так получаются великие ансамбли и музыкальные группы.

Никто не знает правил, согласно которым сочетаются характеры разных людей. Однако когда происходит слияние, кажется, что случилось нечто невероятное. Такие группы надо холить и лелеять. Их не так уж часто и встретишь.

Двенадцать обычных ошибок

Неуверенность в себе

Желание немедленных результатов

Самомнение

Недостаточное усердие

Чрезмерное усердие

Скорость

Тяга к соперничеству

Одержимость

Неверная работа с критикой

Неумение при<

Наши рекомендации