Vi.ритмическая организация музыки
Список литературы:
- Васина-Гросман «Муз.поэтическое слово» в трех частях
- Назайкинский «О Муз.темпе»
- Ручьевская «Слово и музыка»
- Холопова «Музыкальный ритм»
Ритм –это воспринимаемая форма, протекания во время каких-либо процессов. Ритм многообразно проявляется в различных видах искусства.
В широком понимании ритм – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В данной ситуации ритм – один из трех элементов музыки (два другие – мелодия и гармония).
В узком смысле ритм– это последовательность длительности звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок).
Имеет двойственную функциональную природу:
- Ритм - это закономерное чередование или повторение, или основанная на них соразмеренность. При таком подходе раскрывается рациональная сторона. Ритм представляется как статическое явление
- Ритм связывается не только с повторностью, но и с чувством жизни и энергии (эмоциональная и динамическая природа). Ритм (от греч.гл. «течь»).
Древняя Греция. Гераклит (философ мирового ритма) – становление музыки во времени. У него есть понятие «мировой ритм». Путь вверх (Ано (арсис)) и вниз (ката (тезис)) – две части ритмической единицы. Их соотношение по длительности образуют ритм или логос этой единицы. Намечается путь к синтезу рационального и динамического. Ритм переживается как смена эмоциональных разрешений и напряжений, восходящих и нисходящих фаз их чередование предает ритмическим структурам периодический характер .
Пифагор (Пифагор – философ мировой гармонии) – создает учение о установочных соотношениях звуковых высот.
Исторически сформировавшиеся типы ритмики:
1. Мелодический (интонационный).В этой системе нет постоянной величины ритмических единиц. Фольклорные формы, начиная с первобытных, григорианские хоралы, знаменный распев.
2. Квантитативная ритмика (от лат. quantum - сколько).Используется в стихосложении– способ организации стихотворной речи, противопоставляет ее прозе. В основе лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи. Стих от греч. строка, ряд.
В литературе три степени сложения:
I. Включает тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на строки (свободный, белый стих, верлибр).
II. Связана с тем, что строки стихов упорядочиваются. Появляется силлабическое стихосложение –общее количество слогов в строке.
Также метрическая или квантитативная система – (количество слогов определенной долготы) – это древняя ритмическая система, основанная на различении долгих слогов, причем ударные слоги вдвое длиннее безударных. Ритм не зависит от ударения.
Стопа – это сочетание ударных и безударных слогов.
Ямб, хорей пришли из древней греческой поэзии. Для квантитативной ритмики характерна неповторимость, неквадратность (восточная культура, индийская, арабская, фольклор, также связанно со средневековой музыкой). В эпоху Средневековья существовало по 5-6 модусов (это ритмическая формула, которая применяется в сочинениях школы Собора Парижской Богоматери (Агрип, Броменталь и др.)).
Модусы (самые употребляемые):
1.
2.
3.
Ритмический рисунок стопы мог варьироваться, благодаря ее замене группой нот той же протяженности звучания (лигатура).
Квантитативная или времяизмеряющая. Тоническое или квалитативное стихосложение. Квалис –какой по количеству - количество слогов определенной силы. От тонической системы можно прийти к тактовой ритмики (17 века).
III. Системы, основанные на сочетании разных ритмических систем.
Степень стихосложения усиливается рядом приемов: 1) аллитерация – повторение звуков; 2) рифма – повтор слогов; 3) рефрен – повторение слов; 4) синтаксический параллелизм - повторение синтаксических конструкций.
Тактовая ритмика –акцентуального типа, основана не на изменении времени, а на акцентных соотношениях.
Муз. метр -чередование сильных и слабых долей.
Три эпохи:
1. Барокко.Устанавливаются принципы новой ритмики, связанной с гармоническим мышлением. Достигается полифоническая непрерывность муз. ткани свободой. Достигается: 1) полифоническими средствами; 2) преобладанием общих форм движения; 3) приемом комплементарной ритмики (остановка в одном голосе, заполняющим движение в другом голосе);
2. Классицизм. Увеличивается роль метра, характерна ритмическая энергия, яркие ударения, и ровность темпа.
3. Романтизм.Ослабляется акцентарность, хотя регулярные акценты сохраняются, как норма. Характерна также преодоление квадратности,смягчение метрических ударов, стирание митрических границ и внутреннее деление тактовых долей.
В музыке XX века ритм становится определяющим, первостепенным элементом, усиливается формообразующая роль. Ритм специфичен, ибо не зависит от танцевального или поэтического ритма. Характеризуется нерегулярностью ассиметрией. Нормативной становится переменность тактового размера. Кроме того широко используется смешанные размеры. Обычно мотив не совпадает с размером такта. Гемиола – несовпадение мотива и такта. Характерна неквадратность, полиритмия и полиметрия.