I. Понятие музыкального языка и структуры

Список литературы:

1. Денисов А.В., Музыкальный язык: структура и функции, СПб.,2003.

2. Кон Ю.Г., Избранные статьи о музыкальном языке, СПБ., 1994.

3. Кон Ю.Г., К вопросу о понятии музыкальный язык // От Люли до наших дней, М., 1967.

4. Очертовская Н.Л., об отражении действий в музыке: к вопросу содержания и формы в музыке, Л., 1979.

5. Гой Перштейн, Музыкальный язык, М., 1974.

6. Мазель Л.А., Вопросы анализа музыки,1 глава, М.,1978.

7. Бонфельд, Музыка: язык, речь, мышление, СПб., 2002.

Содержание искусства

В филосовско-эстетическом смысле содержание – это основа явления или процесса, определяющее его сущность.

В искусствесодержанием называется то, о чем повествуется, о чем излагается.

Содержание произведения искусства – это заключающееся в нем духовное наполнение, духовный смысл, духовная информация. Материальное воплощение этой информации (в слове, цвете и т.д...) обозначается понятием – форма.

Содержание произведения заключается в нем самом, есть смысл его формы.

Точки зрения - что является содержанием в музыке:

1. Содержание –отражение реальной действительности идей, чувств, настроений в муз.произведении, в его художественных звуковых образах.

2. Содержание –художественно интонационные образы, т.е. запечатленные в осмысленных звучаниях (интонационных), результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.

3. Музыка – (всецело интонационное искусство) искусство интонирования смысла. Содержанием будет вся звучащая ткань произведения. (Асафьев).

Холопова выделяет 8 уровней содержания в музыке:

1. Содержание музыки в целом.

2. Содержание идей исторической эпохи (передает идеи эпохи).

3. Содержание идей национальной художественной школы (франц.,русск., и т.д.…)

4. Уровень жанра и муз.формы.

5. Индивидуальное композиторское творчество.

6. Индивидуальный замысел композитора и его художественная идея.

7. исполнительская трактовка произведения, его трактовка в музыковедческом анализе

8. произведение в индивидуально-слушательном восприятии

В содержании есть эмоции и технологические моменты.

Образ

В философии под образомпонимается результат познавательной деятельности субъекта.

Два уровня:

1) на чувственной ступени познания образами являются: ощущения, восприятие, представления.

2) на уровне мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Образ объективен по своему источнику и субъективен по форме, по способу существования.

Специфической формой являетсяхудожественный образ – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Худ. образ является всеобщей категорией художественного творчества. Худ.образ уникален и не повторим, то есть одна и та же тема и проблема могут быть воплощены разными образами, и результат будет разным. Внутренне строение художественного образа существенно различается в разных видах искусства, в зависимости от материала дифференцируется словесный, звуковой, пластический и пантомимический образ. С точки зрения пространственно-временной характеристики выделяютстатический и динамический образ.

Проблемой образа занимается наука семиотика (о знаках и системах). Образ рассматривается в качестве знака. Образы, которые содержат изобразительные черты (иконические) – художественное творчество; образы, создающие эмоциональное напряжение – музыкальное творчество.

Музыкальный образ специфичен – музыка не в состоянии воспроизводить конкретные понятия. Музыкальный образ передает те чувства, которые вызваны какими-либо событиями. Образ передает эмоциональное состояние (пасифик 231 Онегера).

Язык

Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира и, он является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

Существуют разные точки зрения возникновения языка. Академическая – язык возник одновременно с появлением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Биологическими предпосылками являлись сложные звуковые формы сигнализации, которые существуют у высших животных. Лишь с появлением труда появляется вторая речевая сигнальная система. К этому времени относятся зарождение музыкального языка.

Ряд ученых пытается доказать, что язык существует и у животных.

Язык, в том числе и музыкальный, тесно связан с мышлением, то есть мышление развивается на базе языка.

Основу вербального (словесного) языка составляет грамматический строй языка и основной словарный фонд (весь запас слов и сочетание слов).

Единицы вербального языка – слова, сочетания слов, морфемы, фонема и др.…Единица музыкального языка – мелодический рисунок, звуковысотность мелодий, склад, фактура, гармония, полифония, тембр, регистр, динамика, исполнительские штрихи, темп, ритм.

Единица языка различается по объему:

1) Динамика и тембр – простейшие элементы;

2)Мелодический рисунок и фактура – более сложные явления;

3) Лад и склад, монодия, гармония, полифония – высоко-организованная система.

Наши рекомендации