I. Понятие музыкального языка и структуры
Список литературы:
1. Денисов А.В., Музыкальный язык: структура и функции, СПб.,2003.
2. Кон Ю.Г., Избранные статьи о музыкальном языке, СПБ., 1994.
3. Кон Ю.Г., К вопросу о понятии музыкальный язык // От Люли до наших дней, М., 1967.
4. Очертовская Н.Л., об отражении действий в музыке: к вопросу содержания и формы в музыке, Л., 1979.
5. Гой Перштейн, Музыкальный язык, М., 1974.
6. Мазель Л.А., Вопросы анализа музыки,1 глава, М.,1978.
7. Бонфельд, Музыка: язык, речь, мышление, СПб., 2002.
Содержание искусства
В филосовско-эстетическом смысле содержание – это основа явления или процесса, определяющее его сущность.
В искусствесодержанием называется то, о чем повествуется, о чем излагается.
Содержание произведения искусства – это заключающееся в нем духовное наполнение, духовный смысл, духовная информация. Материальное воплощение этой информации (в слове, цвете и т.д...) обозначается понятием – форма.
Содержание произведения заключается в нем самом, есть смысл его формы.
Точки зрения - что является содержанием в музыке:
1. Содержание –отражение реальной действительности идей, чувств, настроений в муз.произведении, в его художественных звуковых образах.
2. Содержание –художественно интонационные образы, т.е. запечатленные в осмысленных звучаниях (интонационных), результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.
3. Музыка – (всецело интонационное искусство) искусство интонирования смысла. Содержанием будет вся звучащая ткань произведения. (Асафьев).
Холопова выделяет 8 уровней содержания в музыке:
1. Содержание музыки в целом.
2. Содержание идей исторической эпохи (передает идеи эпохи).
3. Содержание идей национальной художественной школы (франц.,русск., и т.д.…)
4. Уровень жанра и муз.формы.
5. Индивидуальное композиторское творчество.
6. Индивидуальный замысел композитора и его художественная идея.
7. исполнительская трактовка произведения, его трактовка в музыковедческом анализе
8. произведение в индивидуально-слушательном восприятии
В содержании есть эмоции и технологические моменты.
Образ
В философии под образомпонимается результат познавательной деятельности субъекта.
Два уровня:
1) на чувственной ступени познания образами являются: ощущения, восприятие, представления.
2) на уровне мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Образ объективен по своему источнику и субъективен по форме, по способу существования.
Специфической формой являетсяхудожественный образ – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Худ. образ является всеобщей категорией художественного творчества. Худ.образ уникален и не повторим, то есть одна и та же тема и проблема могут быть воплощены разными образами, и результат будет разным. Внутренне строение художественного образа существенно различается в разных видах искусства, в зависимости от материала дифференцируется словесный, звуковой, пластический и пантомимический образ. С точки зрения пространственно-временной характеристики выделяютстатический и динамический образ.
Проблемой образа занимается наука семиотика (о знаках и системах). Образ рассматривается в качестве знака. Образы, которые содержат изобразительные черты (иконические) – художественное творчество; образы, создающие эмоциональное напряжение – музыкальное творчество.
Музыкальный образ специфичен – музыка не в состоянии воспроизводить конкретные понятия. Музыкальный образ передает те чувства, которые вызваны какими-либо событиями. Образ передает эмоциональное состояние (пасифик 231 Онегера).
Язык
Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира и, он является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Существуют разные точки зрения возникновения языка. Академическая – язык возник одновременно с появлением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Биологическими предпосылками являлись сложные звуковые формы сигнализации, которые существуют у высших животных. Лишь с появлением труда появляется вторая речевая сигнальная система. К этому времени относятся зарождение музыкального языка.
Ряд ученых пытается доказать, что язык существует и у животных.
Язык, в том числе и музыкальный, тесно связан с мышлением, то есть мышление развивается на базе языка.
Основу вербального (словесного) языка составляет грамматический строй языка и основной словарный фонд (весь запас слов и сочетание слов).
Единицы вербального языка – слова, сочетания слов, морфемы, фонема и др.…Единица музыкального языка – мелодический рисунок, звуковысотность мелодий, склад, фактура, гармония, полифония, тембр, регистр, динамика, исполнительские штрихи, темп, ритм.
Единица языка различается по объему:
1) Динамика и тембр – простейшие элементы;
2)Мелодический рисунок и фактура – более сложные явления;
3) Лад и склад, монодия, гармония, полифония – высоко-организованная система.