Вопрос: Музыкально-педагогические концепции Яворского и Асафьева.

I четверть

Мир звуков (8 часов)

Формирование представлений о разнообразии звукового мира природы и человека, разнообразии музыкальных инструментов.

Формирование умений вслушиваться в явления окружающего мира.

Формирование элементарных исполнительских умений.

Примерное планирование темы

1. Звучащий мир вокруг нас (1 ч.)

2. Природные и механические звуки (1 ч.)

3. Музыка- страна звуков (1 ч.)

4. Картины, созданные при помощи звуков (2 ч.)

5. Настроение, переданное при помощи звуков (2 ч.)

6. Обобщающий урок (1 ч.)

II четверть

Как рассказывает музыка (8 часов)

Формирование представлений о выразительном языке музыки.

Освоение палитры средств выразительного интонирования, различных способов отражения большого и маленького, высокого и низкого, быстрого и медленного, светлого и тёмного, близкого и далёкого.

Примерное планирование темы

1. Что и как можно рассказать при помощи звуков (1 ч.)

2. Звукоподражание (1 ч.)

3. Свет и тень в музыке (лад) (1 ч.)

4. Быстрое и медленное в музыке (темп) (1 ч.)

5. Близкое и далекое в музыке (динамика) (1 ч.)

6. Холодная и тёплая музыка (тембр)(1 ч.)

7. Высокие и низкие звуки (регистр) (1 ч.)

8. Обобщающий урок (1 ч.)

III четверть

Из чего выросла музыка (9 часов)

Формирование представлений о первичных музыкальных жанрах – песне, танце, марше. Формирование представлений о выразительном "пульсе" музыки.

Формирование умений исполнять равномерный "пульс" в музыке разного характера, выделять сильные и слабые доли "пульса". Формирование элементарных исполнительских умений.

Примерное планирование темы

1. С чего начинается музыка (1 ч.)

2. Песня, танец, марш (1 ч.)

3. Живой пульс музыки (1 ч.)

4. Какие бывают марши (1 ч.)

5. Какие бывают танцы (2 ч.)

6. Песня в жизни человека (1 ч.)

7. Песня, танец, марш встречаются в одном музыкальном произведении (1 ч.)

8. Обобщающий урок (1 час)

IV четверть

О чём рассказывает музыка (9 часов)

Формирование представлений о выразительности и изобразительности в музыке.

Формирование умений отображать контрастные настроения и явления окружающего мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.

Примерное планирование темы

1. Музыкальные истории, рассказанные композиторами (1 ч.)

2. Музыка передает чувства человека (2 ч.)

3. Музыка отражает различные черты характера (1 ч.)

4. Музыка передает движение (1 ч.)

5. Музыка рисует картины (2 ч.)

6. Музыка народного праздника (1 ч.)

7. Обобщающий урок (1 ч.)

Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся первого класса

К концу первого года обучения у учащихся формируются первоначальные представления:

– о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;

– о первичных жанрах музыки;

––о выразительном пульсе музыки;

– о выразительности и изобразительности в музыке.

Умения:

– выразительно петь и музицировать на музыкальных инструментах;

–исполнять равномерный "пульс" в музыке разного характера, выделять сильные и слабые доли "пульса";

– использовать различные способы отражения большого и маленького, высокого и низкого, быстрого и медленного, светлого и тёмного, близкого и далёкого в собственной музыкальной деятельности.

28. Содержание, задачи и методы работы по предмету Музыка во 2 классе. В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрениерастущего человека.

Цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в "искусство интонируемого смысла" (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

I полугодие

II полугодие

Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт (18 часов)

Формирование первоначальных представлений об опере, балете, симфонии, концерте, об элементах оперного и балетного спектакля, составе симфонического оркестра.

Формирование умений определять по звучанию отдельные музыкальные инструменты.

Совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования.

Примерное планирование темы

1.Песня, танец, марш зовут в путешествие (1 ч.)

2. Музыкальное путешествие в страну Оперу (1 ч.)

3. О чем рассказывают песня, танец, марш в опере (2 ч.)

4. Музыкальное путешествие в страну Балет (1 ч.)

5. О чем рассказывают танец, марш в балете (2 ч.)

6. Как дружат с музыкой другие виды искусства (1 ч.)

7. Путешествие в страну Симфонию (1 ч.)

8. Песня, танец, марш рассказывают без слов (2 ч.)

9. Инструменты симфонического оркестра (2 ч.)

10. Музыкальное путешествие в страну Концерт (1 ч.)

11. Музыкальное состязание (2 ч.)

12. Куда привели нас песня, танец, марш (1 ч.)

13. Обобщающий урок (1 ч.)

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

вопрос: Музыкально-педагогические концепции Яворского и Асафьева.

Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - выдающийся русский музыковед, композитор, музыкальный деятель. Его называют основоположником музыковедения советского периода. Среди его сочинений 10 опер, 27 балетов (Пламя Парижа, Бахчисарайский фонтан, Кавказский пленник и др.), 3 симфонии, ансамбли, пьесы для фортепиано и мн.др.. Он автор крупных работ по истории русской музыкальной культуры и зарубежной музыки, проблемам теории музыки, критических статей, статей по вопросам эстетики, музыкального образования и просвещения.

Асафьев оказал значительное влияние на развитие музыкознания в советский период. Широко известны его труды «Музыкальная форма как процесс», «Интонация». Итогом теоретических исканий Асафьева явилось создание теории интонации. Эта теория базируется на том, что речевая интонация дает композитору материал, тесно связанный с проявлениями психической жизни. Главные предпосылки выразительности мелодий - те же, что и предпосылки выразительности речевой интонации. Сам термин интонация применялся Асафьевым расширенно. Суть его учения об интонации заключается в утверждении «музыка - искусство интонируемого смысла», то есть интонация, как основная форма «проявления мысли» в музыке. Асафьев выдвинул гипотезу о том, что каждая эпоха имеет свой «интонационный словарь». Основываясь на нем и привнося в него что-то новое, создает свои произведения композитор. Исполнители и слушатели воспринимают и оценивают новое сочинение, сравнивая его с «интонационным фондом» своего времени.

Для Асафьева вопросы музыкального просвещения и образования - ведущие вопросы всей его практики. Он затрагивал такие вопросы, как организация музыкально-просветительской работы среди широких масс, ее содержание и методика проведения, необходимость неустанной борьбы за высокохудожественный репертуар. Асафьев считает необходимым через просвещение сделать лучшее в музыкальном искусстве прошлого и настоящего подлинным достоянием народа, а вместе с тем выявить новые возможности для активного участия его самого в создании новой музыкальной культуры.

Внимание Асафьева направлено на важность выявления «исполнительского инстинкта» у слушателей и таким образом привлечь их «к соучастию» в восприятии музыки. Если слушатель воспримет «изнутри материал, которым оперирует музыка», то тогда «явнее почувствует он течение музыки вовне». Асафьев отмечал, что участие в хоре особенно «создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости». «Хоровое пение является важным фактором музыкального просвещения... Хоровое пение становится ключом к пониманию музыки». Именно поэтому Асафьев активно участвует в разработке методических проблем, касающихся школьного преподавания пения.

Целую группу статей Асафьев посвятил вопросам музыкального воспитания в школе. В них он говорил о развитии у учащихся широкого эстетического восприятия музыкального искусства, понимание его глубокой социальной значимости. Большую роль Асафьев здесь отводит методу «наблюдения, а не обучения». Интересно его замечание о необходимости стимулировать развитие у детей музыкально-творческих реакций на услышанное, вплоть до начальных навыков сочинения музыки. Б.В. Асафьев писал, что «ребенок, испытавший радость творчества, даже в минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других». И что «воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать творческие навыки». Среди приемов, помогающих пробудить творческий инстинкт у детей это музыкальные импровизации на стихи, интенсификация напева подголосками, пение мелодии в различных вариантах (изобретение) и т.д.

В историю русской советской музыкальной культуры Болеслав Леопольдович Яворский (1877-1942) вошел как чрезвычайно разносторонний деятель: блестящий пианист, композитор, автор обработок народных песен, великолепный организатор, музыкант-просветитель, ученый-исследователь в области теории и истории музыки, педагог-новатор. Яворский - один из самых значительных деятелей русской и советской музыкальной науки, оказавший воздействие на всю русскую музыкальную культуру первой половины 20 века.

Он первым из русских ученых создал обобщающую музыкально-теоретическую систему - теорию музыкального мышления. В ее основу легло понимание Яворским музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. По его мнению, основной педагогической задачей является «не учить, а научить мыслить». Главной проблемой во всей педагогической деятельности Яворского являлось нахождение путей формирования творческих способностей обучаемых. Творчество, как путь изучения музыки, подтверждается всей его практической работой.

В методике музыкального воспитания Яворский успешно разрабатывал и реализовывал в практической работе принцип взаимосвязи жизни и различных видов искусств. Он исходил из понимания целостности восприятия ребенком окружающих его явлений жизни, искусства, поэтому для его работы характерно привлечение различных ассоциаций, как музыкальных, так и не музыкальных. Им была создана целостная концепция об ассоциативном мышлении учащихся. Использование разных искусств для более глубокого эмоционально-эстетического восприятия музыки школьниками нашло яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского.

Важной в методике Б.Л. Яворского является идея поэтапности формирования музыкального восприятия и музыкального творчества ребенка. Каждому из пяти этапов придается большое значение:

1)накопление музыкальных впечатлений; 2)спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях; 3)импровизирование - двигательное, музыкальное, литературно-речевое; 4)создание оригинальных композиций (музыкальных, изобразительных, пластичных, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного (изредка жизненного) впечатления; 5)музыкальное творчество - сочинение песен (одноголосных, двухголосных, трехголосных), несложных пьес для фортепиано.

В процессе работы Яворского и его учеников родился термин «музыкальное воспитание». В представлении Яворского, ребенок, юное существо, - само поиск истинного и правдивого в жизни. И целью музыкального воспитания было развитие общехудожественных, интеллектуальных, вообще всех творческих данных, заложенных в ребенке самой природой, создание основы для развития художественного творческого мышления, формирование музыкальной идеологии.

О своих педагогических задачах Б.Л. Яворский писал: «В основу обучения детей приблизительно от 9-15 лет кладется так называемый метод расширения. Метод этот преследует цель возможного развития и расширения художественно-музыкальных дарований ребенка. Принимая во внимание, что эти дарования нередко запрятаны очень глубоко... все направлено к свободному и полному выявлению художественной личности ребенка: инициативе ребенка придается первостепенное значение».

Для решения столь новаторских задач понадобилась и новая в своей основе методика музыкального воспитания. Одной из труднейших задач явился подбор музыкального материала, служащего основой обучения и воспитания. Б.Л. Яворский выдвинул требование: нести детям только яркие художественные образы, передающие сильные, глубокие чувства, способные вызвать у детей сильные впечатления и эмоциональные реакции.

В целом в процессе поисков построения урока определились три вида работы, которые взаимно дополняли друг друга: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку. Все эти три вида музыкальной деятельности были неразрывно связаны и составляли единый метод, развивающий процесс сознательного освоения музыкального языка, законов и диалектики развития музыкальной мысли, критического освоения музыкального наследия, воспитания творческого начала, заложенного в психике ребенка. Одновременно этот метод служил развитию эмоциональной отзывчивости детей.

По мере накопления учащимися музыкальных впечатлений и усложнения их музыкальной деятельности возникла необходимость постижения ими некоторых элементарных теоретических понятий. В связи с этой задачей в уроке появился новый раздел, названный учениками Яворского музыкальной грамотой. Музыкальная грамота «...систематизировала и уточняла получаемые на слушании музыки понятия о простейших формах музыкальных произведений, способах их построения и средствах выразительности, о составных элементах музыкальной речи - о метре и ритме, о ладе и тональности, о цезурности, динамике, агогике и т.п.». Музыкальная грамота входила в занятия как естественное, необходимое звено, связывавшее в единое целое все составные части урока.

Позже был создан детский оркестр, в состав которого входили детский барабанчик, бубен, кастаньеты, треугольники, разной высоты колокольчики (при исполнении партитуры на фортепиано). Яворский всячески поощрял и направлял стремление детей к собственной оркестровке и, особенно, к сочинительству, наиболее сложному виду деятельности. Это было, конечно, элементарное творчество.

Основанная на глубоком понимании детской психологии, имеющая глубоко народные истоки музицирования, где пение, танец, жест, мимика, красочность действия выступают как единое целое, где основой является импровизация, педагогическая система Б.Л. Яворского доказала ошибочность бытовавшего мнения, что музыкальное творчество недоступно детям.

Проблема комплексности и системности воздействий в учебно-воспитательном процессе доминирует в современной музыкальной педагогике. Все это позволяет говорить о том, что идеи Яворского не утратили своей значимости в решении насущных задач воспитания.

8. Дмитрий Борисович Кабалевский родился в канун первой русской революции –1904 г. в Петербурге. Любовь к музыке и музыкальные способности Д. Кабалевский получил от матери Надежды Александровны. Родители Дмитрия не были людьми искусства, но они научили детей пониматьУчить музыке его начали лет с семи, В 1925 г. Д. Кабалевский поступил в Московскую консерваторию. Учился одновременно на двух факультетах – фортепиано и композиция. Ученик Н.Я.Мясковского (композиция) и А.Б. Гольденвейзера (фортепиано). В 1931 г. он впервые исполнил в Большом театре написанный им первый концерт для фортепиано с оркестром. Вскоре после окончания консерватории Кабалевский пишет музыку к фильму «Петербургская ночь». Затем последовал «Антон Иванович сердится», «Мусоргский», «Вольница». Главное место в творчестве Д. Б. Кабалевского принадлежит симфонической и оперной музыке. оперу «Кола Брюньон». успех.– тема юношества – центральная в его творчестве. Он написал 4 симфонии, 2 струнных квартета, 6 инструментальных концертов..Б.Кабалевский – возглавляет комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В 1983 году стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе». Так же он профессор, доктор искусствоведения. Кабалевский – автор многих статей, многих книг

Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:

- низкий уровень массовой музыкальной культуры;

- неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;

- устаревшие программы и методические пособия;

. В 1965 году был разработан проект Программы сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР. Называлась она уже «Музыка деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка»..Работа длилась очень долго. Тщательно разработанную систему музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского с полным правом можно назвать технологией конца ХХ века. чёткую программу действий. Уроки - первый, второй, третий, четвёртый и т.д.- с определённым комплексом задач, пошагово выстраивались один за другим, создавая технологическую цепочку действий. Методическое обеспечение его программы до сих пор остаётся полноценным комплектом к урокам музыки.

Методический комплекс представляет:а) программу:а1. календарные планы,а2. коротко о музыке,а3. музыкальный материал поурочно,а4. массу методических разработок.б) нотные хрестоматии для учителя;в) фонохрестоматия;г) таблицы;д) тематические слайды;е) методическую литературу для учителя.Основные идеи программы:Сделать опору на жанровый стержень. От знакомых песня, танец, марш до популярных.Сделать в музыке атлас мира.Дать логику познания музыки в темах четвертей.Поставить урок музыки на определенную высоту.Основа всей деятельности - музыкознание. Автор разработал систему ключевых и частных знаний и умений.
К. подчеркивает значение муз. грамотности , в широком смысле этого слова, как основы без которой муз. культура не может сформироваться. Важным в его представлении является развитие у детей исполнительского, творческого начала. К. выстраивает целостную систему становления и развития муз. культуры уч-ся на основе все более полного раскрытия ими таких сущностных свойств муз. искусства как интонация, жанр, стиль, муз. образ и муз. драматургия в их связи с жизнью, другими видами ис-ва, историей. При этом процесс познания музыки предлагается начинать, опираясь на три жанра: песню, танец и марш, поскольку уже имеющийся ранее опыт общения с данными жанрами позволяет детям приходить к обобщениям, способствующим формированию умений осознанно слышать, исполнять, сочинять музыку и размышлять о ней.

Наши рекомендации