Если мы говорим о предпосылках творчества Уэббера – причем здесь мюзикл как жанр, бурлеск и прочее? Текст мимо названия раздела
Мюзикл, сформировавшийся в США к началу 1920-х гг , сконцентрировал в себе сущностные черты основных музыкально-театральных жанров Северной Америки Так, из балладной оперы мюзиклом были почерпнуты стремление к эксплуатации «актуализируемых» сюжетов истории либо классических литературных произведений и устойчивые связи с городским песенным фольклором Из «театра менестрелей» в мюзикл были перенесены практика многообразного варьирования сценических типажей-«масок», импровизационное построение разговорных сцен и «негритянская манера» исполнения песенных номеров. Из французской по происхождению экстравагапцы проистекало тяготение к сказочности, «волшебности» ослепительно красочных представлений - феерий, насыщенных мелодраматическими коллизиями, сценическими эффектами, помпезными декорациями и костюмами, цирковыми аттракционами, а также многочисленными танцевальными номерами.
Пародийно-травестийный бурлеск привнес в мюзикл остроту интерпретации актуальных политических и социальных проблем, особую колоритность речевых характеристик, целенаправленное преодоление дистанции между сценой и зрительным залом, внедрение в либретто «интерактивных» приемов, способствующих вовлечению в действие определенных «сегментов» аудитории От американского водевиля, генетически связанного с английским мюзик-холлом, были унаследованы приоритетная роль образно-эмоциональной атмосферы как основополагающего фактора целостности спектакля, диктат сценического ритма, целенаправленная координация визуального и акустического рядов спектакля, универсализм исполнителей Жанр ревю явился предшественником мюзикла в плане взаимопроникновения и синтеза разнородных элементов при внешнем отсутствии сквозного драматического действия и сюжетной целостности, компенсировавшемся благодаря единству более высокого уровня идейно-тематическому, образно-смысловому и музыкально-стилистическому
Важнейшая особенность классической оперетты - главенствующая роль музыкальной драматургии в развертывании спектакля - не сразу была воспринята мюзиклом Однако на протяжении второй половины XX столетия роль музыкально-драматургической составляющей в мюзикле неуклонно возрастала, свидетельством чего явилась специфическая внутрижанровая разновидность - мюзикл-«опера»
Таким образом, генезис мюзикла был сопряжен с доминантной ролью синтезирующих тенденций - на уровне литературно-сценической основы, музы-кально-театрапьных внутри- и междужанровых «диалогов», симбиоза и взаимопроникновения различных музыкальных стилей и стилистических компонентов. посвящен рассмотрению синтезирующих процессов в ходе исторического становления и развития мюзикла.Эволюция, с учетом возрастающей роли интеграционных факторов, подразделяется на шесть этапов:
Первый этап (1900-1910-е гг.) характеризуется активным взаимодействием различных элементов «легкожанрового» музыкального театра, утверждением таких специфических черт мюзикла, как злободневность содержания, «американизация» сюжета и литературной стилистики, опора на разговорную речь и музыкальный язык современной городской песни.
Второй этап (19201930-е гг.) ознаменован впечатляющим «прорывом» в области развлекательной индустрии, утверждением фундаментальных принципов шоу-бизнеса и порождаемого им коммерческого музыкально-театрального искусства Острейшая конкуренция мюзикла и музыкального кино способствует обогащению системы выразительных средств, адаптируемых театральным спектаклем, расширению идейно-тематического диапазона, возрастанию роли синтезирующих тенденций в развитии жанра (мюзикл-драма, мюзикл-балет и т п ) В области музыкальной стилистики доминирование указанных тенденций обуславливается влиянием стилистики джаза, взаимодействующей с академическими музыкальными формами и композиционными принципами.
Специфика третьего этапа (1940-е гг.) определяется многообразием творческих поисков, благодаря которым возрастают масштабы синтезирующих процессов, свойственных мюзиклу его взаимодействием с народной музыкальной драмой обуславливается рождение «народной оперы», ассимиляцией жанровых черт камерной лирико-психологической драмы, комической и большой романтической оперы XIX в , оперы - социальной драмы первой трети XX столетия - возникновение соответствующих «легкожанровых» аналогов Значительной интенсивности достигают интеграцион-ные процессы между мюзиклом и балетом, что наиболее ярко воплощается в творчестве Л Бернстайна
Четвертый этап (1950-1960-е гг.) является «золотым веком» мюзикла, временем создания классических образцов жанра Экспансия мюзикла простирается во владения «высокой» литературы, вплоть до трагедии или философской притчи В театральной практике утверждается подразделение мюзиклов на musical comedies и musical plays, не предполагающие господства развлекательности, стилистической «облегченности» и т д. Расширение жанровых границ сопровождается триумфальным успехом мюзикла в странах Европы, что способствует формированию ряда национальных школ последнего - прежде всего в Англии Своеобразие английского мюзикла обуславливается преломлением характерных черт национального любительского музыкального театра в сочетании с традициями импровизационных форм европейского театрального искусства (от античности до авангардных течений XX в) Преодоление мюзиклом этнокультурной ограниченности, его европеизация способствуют творческому прогрессу в данной сфере музыкального театра
Пятый этап (конец 1960-х—1970-е гг. ) отмечен доминирующей ролью кризисных черт и оппозицией «авангардного» и «традиционалистского» направлений в рассматриваемом жанре Наследие «авангарда», декларировавшего необходимость отображения актуальных проблем молодежи и взаимодействия с новейшими течениями массовой музыкальной культуры (рок- и поп-музыкой), в целом не выдержало проверки временем Вместе с тем, лучшие образцы рок-опер и рок-мюзиклов данного периода оказывают воздействие на магистральные пути развития «легкожанрового» музыкального театра «Традиционалистское» течение, демонстрирующее творческую активность и высокий уровень профессионализма, по преимуществу «обращено в прошлое» (А Орелович), чем объясняется «вторичность» ряда мюзиклов данного периода По мнению исследователя, перспективы жанра определяются творческим «диалогом» - взаимодействием вышеупомянутых тенденций наметившимся в творчестве Э Ллойда-Уэббера конца 1960-1970-х гг («Иосиф и его удивительный плащ снов», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита»)
Шестой этап (1980-1990-е гг.) характеризуется всемирной экспансией мюзикла (включая страны Азии и Африки), формированием самобытных национальных «ответвлений» жанра (СССР, Франция, Швеция, Польша, Индия), утверждением эффективных бизнес-технологий в «легкожанровом» музыкальном театре. На рубеже столетий мюзикл предстает ярким воплощением «глобалистских» устремлений современной массовой культуры.
Наряду с этим, усиливается тяготение мюзикла к ассимиляции различных элементов академического музыкального искусства (оперы, кантаты, оратории), к масштабности композиционных замыслов и сложности драматургии Воплощением синтезирующих тенденций в мюзикле данного периода (и XX столетия в целом) являются произведения Э. Ллойда-Уэббера («Кошки», «Звездный Экспресс», «Призрак Оперы»), отображающие специфику развития данного жанра и репрезентирующие его высшие достижения.