Глава 1 понятие «логопедическая ритмика»
Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемое™ движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.
Для понимания содержания понятия «логопедическая ритмика» необходимо определить, что такое ритмика вообще.
В основе жизни человека лежит движение, являющееся, по выражению Г. А. Волковой, одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм-среда». В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально.
В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.
Двигательное умение - это владение, в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык - это высокая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.
Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить о ритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времен года, суток, ритме работы. Понятие «ритм» характеризуется основным признаком - наличием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.
В педагогическом аспекте ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Такие упражнения развивают чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения: постукивания ногой, качания головой, размахивания рукой и т. п. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную, и эмоциональную природу.
Музыкально-ритмическое воспитание - это развитие музыкально-ритмического чувства, способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.
Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств - на занятиях по физической культуре.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных занятий - воспитание интереса к музыке, к музыкальным произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.
Музыкально-ритмические движения тесно связаны с развитием общих движений, что осуществляется на занятиях по физической культуре. Задача этих занятий - развитие основных качеств общей моторики: мышечного тонуса, координации движений, переключаемость движений, двигательной памяти. Умение владеть своим телом формируется с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.
Развитие физических умений и ритмических способностей идет на протяжении всего дошкольного возраста - с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.
У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.
В группе для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией.
У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. В большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы, т.е. как для общей моторики, так и для моторики мимической, мелкой и артикуляционной.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, заметно страдает координация движений.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.