Внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися.

Внеклассная работа. Ю.Б.Алиев относит постановку музыкального спектакля ккружковым организационным формам проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы (наряду с фольклорным ансамблем, эстрадным ансамблем и др.). Кроме того, он выделяет такиемассовыеформы, как праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр экранизаций опер и балетов.

Целью организации музыкального и кукольного театров должно, по мнению Ю.Б. Алиева, стать развитие эстетических творческих способностей детей. Для младших школьников это особенно интересный вид творческой деятельности. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях. Занятия в музыкальном театре способствуют формированию навыков владения средствами театральной выразительности, воспитанию художественного вкуса детей, интереса к театральному искусству, развитию активного восприятия музыки посредством музыкального театра, психических процессов – внимания,воображения, эмоциональной сферы.

Фольклорный ансамбль является одним из важных направлений современной педагогики в освоении детьми фольклорного наследия в виду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Синкретическая сущность музыкального фольклора обусловливает при участии детей в фольклорных ансамблях различные виды занятий: слушание, пение, игра на инструментах русского народного оркестра, импровизация. Желательно участие в занятиях и выступлениях детского фольклорного ансамбля взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек), в этом смысле русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.

Воображение младших школьников развивается на занятиях фольклорного ансамбля в направлении освоения народной культуры как воссоздания среды бытования русских народных песен. Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия, праздники.

Праздникиявляются яркими событиями в жизни детской школы искусств. Это центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Музыка – ведущий компонент праздника, она соединяет в себе все другие виды искусства (изобразительную деятельность, художественное слово, танец), создает определенный настрой, в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, 8 марта), а могут иметь более общую тематику (праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни и т.д.).

Праздники поддерживают интерес учащихся к музыкальному обучению, дают возможность практического применения исполнительских умений и навыков. Воображение детей нередко получает определенный стимул к развитию, когда они участвуют в красочном действе, наблюдают за выступлениями своих товарищей и педагогов.

Предложенные Ю.Б.Алиевым формы организации музыкальных занятий во внеурочное время могут использоваться преподавателями ДШИ. Они будут способствовать развитию воображения младших школьников при условии разнообразия содержания внеклассных мероприятий, подбора художественный материала высокого качества и показывать его в отличном исполнении, повышения занимательности содержания внеклассного мероприятия, новизны его элементов.

Известный методист А.Н. Зимина считает, что умения, полученные на музыкальных занятиях, «обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием»27.

Методические рекомендации А.Н. Зиминой адресованы, в первую очередь, музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений. Тем не менее, многие формы организации музыкальной деятельности детей, предложенные ей, можно применять и в работе с учащимися младших классов.

Так, игра продолжает оставаться одним из основных видов деятельности младших школьников вне занятий. Например, разучивание вокальных номеров для будущего музыкального спектакля целесообразно осуществлять в игровой форме. Дети могут сами рисовать и распространять «билеты», учить «публику», в какие моменты нужно внимательно слушать, а когда аплодировать, некоторые из них выступают в роли конферансье.

Хорошо зная план воспитательной работы школы, преподаватель может планировать занятия с учетом проводимых мероприятий. Например, незадолго до прогулки в весенний лес дети прослушивают «Подснежник» и «Песню жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года» П.Чайковского, разучивают русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую песню «Веснянка».

Вечера развлечений могут сыграть важную роль в развитии воображения младших школьников, так как:

учащиеся знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;

вечера развлечений способствуют пробуждению положительных эмоций;

дети и взрослые сотрудничают в процессе творческой деятельности, в результате чего возникает взаимное доверие, понимание, симпатия;

каждый ребенок получает возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть художественно-творческий потенциал.

Вечера развлечений могут быть организованы для детей взрослыми либо проводиться силами самих детей при участии педагогов и родителей.

А.Н. Зимина предлагает следующие формы вечеров развлечений: концерт, кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, на открытых и закрытых тростях), теневой театр, театр теней, настольный театр игрушки (плоскостной и объемной), театр пяти пальчиков, инсценирование на фланелеграфе, инсценирование сказок (стихотворений, музыкальных произведений), празднование дня рождения детей, вечера спортивных игр и развлечений, слушание радиопередач (просмотр телепередач и диафильмов), вечера игр, забав и аттракционов, вечера детской самодеятельности, театрализованные представления. Инструментальная и вокальная музыка занимает большое место на вечерах развлечений. Сопровождая действия детей, она эмоционально углубляет создаваемые ими образы, помогает активизировать всех участников – и «актеров», и «зрителей», а в дальнейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой. Музыкальные вечера развлечений целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц, чтобы не выработать у детей представления, будто без музыкального фона «и отдохнуть нельзя». Музыка может играть ведущую роль в музыкальных спектаклях, может являться только эпизодом вечера (теневой, кукольный театр, день рождения, вечер шуток, спортивных развлечений).

Просмотр экранизаций опер и балетовособо выделяли в свое время В.Н. Шацкая и Д.Б. Кабалевский. В современной ситуации близким ей по сути является проведение с детьми музыкально-дидактических игр типа «Идем в концертный зал». Как и в любой игре, дети предварительно распределяют роли – слушателей, билетеров, контролеров, рабочих по сцене. В роли музыковеда выступает один из преподавателей. Исполнителями могут быть как педагоги, так и учащиеся, их родители.

Разновидность музыкальных абонементов – музыкальные гостиные. Кроме музыкальной программы, «гостиная» включает обмен впечатлениями за чашкой чая.

Тот факт, что воображение играет исключительную роль в творчестве, подтверждают такие выдающиеся педагоги-музыканты, как Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и другие.

С полной справедливостью многие авторы, и в том числе Б.В. Асафьев28, указывают на то, что корни творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных, а игра животного очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей высоты. Творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей29.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество младших школьников связано с умением оперировать своими музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Детское творчество в процессе постановки музыкального спектакля представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Согласно мнению большинства педагогов-музыкантов, творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении (голосом, на металлофоне) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.

В процессе подготовки учащихся к творчеству, считает Н.А. Ветлугина, прослеживаются три взаимосвязанных направления.

Первое из них - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, развитие воображения, сочинение сказок, стихотворений, разыгрывание народных обрядов, героев книг, повадок зверей и т. п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, способствует развитию подлинно творческого воображения, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).

Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий, умением использовать приемы создания фантазийных образов. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни (одного из номеров будущего спектакля) он обсуждает с детьми план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать учащимся, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.

Литература

1. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

3. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

4. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

ТЕМА 9. МЕСТО НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

История развития дополнительного образования в России.

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря

Несколько государственных документов определяют приоритеты развития дополнительного образования детей до 2020 года, а также стратегию его государственной поддержки. По поручению Президента РФ Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В.Н. Терского, в т.ч. переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В.А. Ерёмина. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия русской системы дополнительного образования детей.

Внешкольная работа (дополнительное образование детей) - составная часть системы образования детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель ДОД - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. ДОД способствует реализации социальной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. ДОД органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.

Основные виды учреждений ДОД: Центры (комплексы) дополнительного обра­зования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные ­экологический, детского и юношеского туризма и т. д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т. д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического твор­чества и т. д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. В учреждениях ДОД работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.

В учреждениях ДОД создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы.

Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разно­уровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

Клуб любителей музыки - одна из распространенных в настоящее время форм внеклассной и внешкольной работы. Музыкальное сообщество клубного типа отвечает потребности учащихся, прежде всего подросткового и старшего школьного возраста, в свободном, неформальном общении на интересующие их музыкальные темы.

В современных социокультурных условиях речь идет о возрождении музыкальных клубов по интересам, деятельностью которых руководят сами учащиеся, которые, по мнению большинства членов клуба, достойны того, чтобы его возглавлять. Педагог-музыкант лишь помогает школьникам в постижении сущности и особенностей клубной деятельности, нахождении привлекательных для них форм работы и создании максимально благоприятных условий для раскрытия и реализации в совместной музыкальной деятельности творческого потенциала каждого ребенка, доказавшего своими практическими делами желание и готовность быть активным членом клубного объединения.

Хорошо известно, однако, что из огромного мира музыки многие школьники выбирают исключительно образцы молодежной музыкальной субкультуры. Принимая во внимание гипертрофированное увлечение подростков и юношества прежде всего поп-музыкой, педагоги-музыканты стремятся направить работу клубного объединения учащихся таким образом, чтобы максимально стимулировать развитие познавательных интересов школьников, сохранив при этом неформальный характер общения как членов клуба, так и своего общения с учащимися.

При организации клубной работы Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева рекомендуют предусматривать:

- новизну и привлекательность для учащихся предлагаемого музыкального материала;

- обсуждение направлений, течений, новинок в сфере молодежной музыкальной субкультуры;

- освещение музыкальных знаний учащихся в новом ракурсе;

- активное применение музыкальных знаний школьников в различных видах их музыкальной деятельности;

- проблемность изложения материала;

- широкое внедрение дискуссионных форм в содержание клубной работы;

- использование игровых, в том числе театрализованных, форм деятельности;

- раскрытие практической значимости для участников клуба приобретаемых ими музыкальных знаний и умений, опыта музыкально-творческой деятельности;

- многообразие форм самостоятельной работы учащихся.

Педагог-музыкант И.А. Лыпа включает в программу дискуссионного клуба такие блоки, как «Проблемы современной музыки» (темы «Современная музыка: какая она есть и какой ей быть?», «Свет и тени рок-музыки», «Барды: кто они? Что такое авторская песня и авторское исполнение?», «Образ человека в современной музыке. Какой он?»); «Музыка в системе искусств» (темы «Цветовое видение музыки: реальность или фантастика?», «Музыка и слово – ветви одного звукового потока?», «Проблемы музыки театра и кино. В чем они?») и др.

Большой интерес у школьников вызывает проведение заседаний клуба по типу телепередач «Музыкальный ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?».

Участие в музыкальном клубе побуждает учащихся к самообразованию.

Детская филармония (филармония школьника) - одна из форм музыкально­-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как правило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются исполнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организаций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобразовательных школ.

Основной формой работы детских филармоний является проведение тематических концертов, лекций-концертов. Исполнители - преподаватели и студенты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, государственная или общественная, ­прежде всего концертная.

Исполнители-участники концертов разделяются обычно на две, а то и три группы: для малышей, подростков и старших школьников. Филармонии заранее составляют абонементы, предназначенные для детей того или иного возраста и по степени подготовленности юной аудитории. При этом абонементы каждого последующего года, как правило, исключают повтор в своем содержании.

В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования действуют детские оркестры различных видов народных инструментов, духовые, симфонические.

Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в деятельности педагога-музыканта. Руководители детских оркестров в своей работе уделяют внимание установлению содержательных взаимосвязей между инструментальным музицированием на уроках музыки и на занятиях оркестра. Так, например, по мнению А.А. Бороздинова, этому способствует:

- введение инструментального музицирования в уроки музыки начиная с 1-го класса, для ознакомления с этим видом музыкально-исполнительской деятельности всех первоклассников, в том числе тех, кто не имел такого опыта до школы. Заинтересовавшись игрой на простейших музыкальных инструментах, многие из них захотят попробовать поиграть и на других, более сложных инструментах;

- использование на занятиях школьного оркестра произведений из школьной

программы по музыке, по которой работает учитель;

- изучение на уроках музыки и оркестровых занятиях одних и тех же ладоинтонационных комплексов, но с разной степенью проработки; введение в занятия школьного оркестра различных видов музыкальной деятельности и некоторых методических приемов, используемых на уроках музыки, в том числе слушание оркестровых и хоровых сочинений, пропева­ние разучиваемого музыкального материала, импровизирование, игру по но­там и по слуху, выполнение музыкально-творческих заданий, использование относительной и абсолютной сольмизаций, ручных знаков и некоторых дру­гих.

Детская музыкальная студия (преимущественно хоровая), как правило, это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может существовать и в стенах общеобразовательной школы), сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу.

Г.А. Струве, основатель детской хоровой студии (1958 г.), выделяет следующие признаки студийности:

1. Хоровые ступени - это наличие, как минимум, двух хоровых коллективов ­- младшего и старшего.

2. Хоровые классы - это объединение учащихся в классах общеобразовательной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в .общеобразовательной школе, другое - в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.

3. Хоровые лагеря - это летние лагеря, в которых проводится каждодневная музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа). Именно в хоровых лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляется сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.

В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включением в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т.п.

4. «Хоровые прививкu» (термин Г.А. Струве) - это совместные занятия опытных хористов с менее опытными в следующих разновидностях:

а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.

б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий положительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонного» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.

5. Хоровая эстафета - это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохранение традиций коллектива.

Детская музыкальная школа, детская школа искусств сегодня существуют повсеместно. Они создаются не только в городах (в Москве, к примеру, их больше ста), но и в сельской местности. Музыкальное образование в детских музыкальных школах и детских школах искусств может иметь различную направленность: либо на общую подготовку в области инструментального (вокального) музицирования, либо на подго­товку повышенного уровня: 1) музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение); 2) хоровое пение; 3) теория музыки.

Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в последнем случае по сокращенной программе). После окончания детской музыкальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углубленной программе обучения в течение гола.

Содержание и организацию учебного процесса в детских музыкальных школах, школах искусств определяют примерные программы по дисциплинам и учебные планы, утвержденные Министерством культуры РФ.

Детские музыкальные театры существуют сегодня в нашей стране в двух основных видах. Это профессиональные детские музыкальные театры, имеющие статус государственного учреждения (примером служит знаменитый на весь мир Детский государственный академический музыкальный театр имени Н. И. Сац (Москва), в котором ставятся как оперы, так и балеты). Получили широкое распространение и любительские детские музыкальные театры, которые создаются при детских музыкальных школах, Домах детского творчества, в рамках общеобразовательных школ и других общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.

Различают две разновидности любительских детских музыкальных театров в зависимости от основной направленности их деятельности:

самодеятельный детский музыкальный театр, в работе которого принимают участие все желающие и целью которого становится общее развитие ребенка с помощью театрального искусства;

профессионально ориентированный детский музыкальный театр, нацеленный на поиск, отбор наиболее талантливых, одаренных детей и их подготовку как будущих артистов профессионального музыкального театра.

При создании детского любительского музыкального театра, определении содержания и организации его работы большую помощь педагогам-музыкантам способны оказать программы по театрально-творческому воспитанию детей, разработанные специалистами в области театральной педагогики. Сред них выделим две программы: Т. Г. Пени и Е. П. Ершовой.

Музыкальные фестивали, конкурсыявляются широко распространенными формами популяризации творческих достижений детей в области музыкального искусства. В их числе - фестивали, посвященные различным видам детского музыкального творчества, конкурсы по отдельным исполнительским направлениям, а также музыкально-композиционному творчеству.

Разнообразные по своей направленности, форме проведения и масштабности, такие фестивали, конкурсы могут проводиться в рамках общеобразовательного учебного заведения, учреждения дополнительного образования. Они могут проводиться и на городском, региональном, республиканском, международном уровнях.

Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фестивале происходит демонстрация творческих достижений коллективов и отдельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник музыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого выявляются лучшие, определяются победители.

Литература

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004. -с.65

2. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.- с.37

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002 - с.32-34.

4. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

5. Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР.-М., 1990. С.20

Наши рекомендации