Основа педагогической концепции Кодая – музицирование, опирающееся на пение.
Система К. Орфа – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. К.Орф разрабатывал свою систему на протяжении десятилетий. Ее результаты получили воплощение в работе «Шульверк», который был создан в середине ХХ в., вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени:
- стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии;
- поиск нового в хорошо забытом старом (фольклоре и музыке доклассического периода;
- интерес к тембровому колориту;
- приоритет ритмического начала;
- поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.
Главная идея концепции К. Орфа – идея «делания» творчества. К. Орф исходит из тезисов Песталоцци «каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» и Новалиса «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем».
Немецкое слово «Shulwerk»: вторая часть слова происходит от слова «wirken» (действовать»), нацеливает на активное действие, сотворчество, собственное «формование» музыкального материала. Пьесы «Шульверка» созданы не для разучивания по нотам, а представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических средств в работе с музыкальным материалом.
Элементарное музицирование посредством использования элементарных музыкальных инструментов. К. Орф исходит из того, что начинает с самого простейшего. Для него элементарное – это изначальное, но вовсе не примитивное. Элементарная музыка в простой форме может передавать «высокое» и «значительное». Она не является искусством второго ранга, она содержит в себе то, что ведет к более сложному и опирается на национально-народные истоки, музыкальные и речевые, но при этом не должна отождествляться с народной музыкой. Как замечал В. Келлер, музыкальный фольклор может быть элементарной музыкой, но не обязательно является таковой. В системе К. Орфа большое место отводится простым музыкальным средствам (хлопки, шлепки, притопы) и тем инструментам, которые обязаны им своим происхождением (прежде всего, ударным). К. Орф считает, что инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательным звуком, быть очень простыми, удобными для игры и не требовать серьезной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему (движениям рук и рта) и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
Литература
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.-Л., 1948
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 41-63.
4. Морозова С. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского // Автореферат дис. … канд. педаг. наук. – М., 1982.
Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История, Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984. – 302 с.
6. Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 64-139.
7. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сост. Л.А. Баренбойм. – М., 1978.
ТЕМА 7. МУЗЫКА В ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.
С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в сфере – чувств.
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира. Музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
Основные функции
- Музыка дает человеку возможность познавать действительность;
- Музыка дает человеку возможность оценивать действительность;
- Музыка способно вызывать душевный подъем, особое художественное удовлетворение и наслаждение.
Вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и танце, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в театре или со спортом;
1. Музыка способна внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;
2. Музыка способна сообщать знания, быть «учебником жизни»;
3. Музыка способно активизировать и развивать творческий потенциал человека;
4. Музыка способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразного средства общения.