Яворский заложил основы учения об интонации, ставшей одной из центральных категорий современного музыкознания.
Яворский считал, что внутренние художественные потенции ребенка пробуждает «вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества – народную песню во всем ее объеме …». Яворский придавал значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, уже в ранних своих работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитательной работы.
Согласно Яворскому, музыкальное искусство выступает в триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Восприятие, или, по Яворскому, слушание музыки – наиболее активная форма музыкальной деятельности. Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Яворский на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Используя движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Музыкальные образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки различных видов художественной деятельности, Яворский стремился через них стимулировать музыкальное творчество. Процесс его формирования охватывал, по мнению Яворского, накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание оригинальных композиций.
В основе системы обучения Яворского – «метод расширения», преследовавший цели раскрытия и развития художественно-музыкальных дарований ребенка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Яворский связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.
Эмиль Жак-Далькроз, швейцарский композитор и педагог, автор системы развития музыкальных и ритмических способностей. В 1892-1910 гг. преподавал в Женевской консерватории, где к 1912 г. разрабатывает «систему ритмической гимнастики» (иногда ее называют «ритмикой»). Зарождение идеи ритмической гимнастики – в 1900-1905 гг.
Далькроз посмотрел на творчество Айседоры Дункан глазами музыканта, но она хотела танцевать «под музыку», а он требовал в танцах «воплощения музыки». Его система вызвала резкое осуждение. Врачи упрекали в утомительности его занятий, хореографы – в отсутствии техники движения, музыканты – в изобилии переменных метров, художникам не нравились черные костюмы учащихся. Далькроз считал, что прежде чем заняться музыкой, надо научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Музыка, по его мнению, имеет общевоспитательное значение – стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии.
Далькроз разработал систему развития музыкальных и ритмических способностей. Использовал пластические свободы и выразительности, систему тренировок, способствующих выработке абсолютного слуха и способности к музыкальной импровизации, различным искусствам и освоение учеником различных ритмов может развивать человека.
Методические указания в тетрадях «Biginia Hundarica» содержат ряд соображений:
1. о введении и использовании релятивной сольмизации;
О пентатонике как отправной точке и важнейшей основе розного музыкального языка венгерского ребенка.
Обращается к опыту английских музыкантов-педагогов: успешное проведение полноценного массового музыкального образования возможно только с помощью релятивной сольмизации.
Выраженная при помощи сольмизации тональность придает нотной записи наглядный смысл; становится более понятной музыкальная структура.
З. Кодай поднимает вопрос о важности многоголосного пения.
З. Кодай разрабатывает 4 положения о занятиях по сольфеджио:
Только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может стать основой музыкального воспитания и способна привести к подлинному переживанию-пониманию музыки.
Единственным «инструментом» для музицирования, который доступен каждому, является человеческий голос.