ТЕМА 4. АРТПЕДАГОГИКА – ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. МЕСТО МУЗЫКИ В АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы и приемы арт-терапии в современном образовательном процессе.
Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психичнскую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Арт – терапия способствует сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки.
Принципы артпедагогики опираются на традиционные общепедагогичнские принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.
Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.
Арт-терапию можно использовать в качестве основного или в качестве вспомогательного метода. Искусство, используя творческие способности ребенка, помогает в символичной форме воссоздать травмирующую ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования данной ситуации. Это является первым приемом арт-терапии. Второй прием тесно связан с возникновением эстетической реакции, которая позволяет изменить эмоциональное состояние с негативного на позитивное. На сегодняшний день описывается множество направлений арт-терапии, среди которых:
• изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом — глиной, пластилином, соломой (декоративно-прикладное искусство) и т.д.;
• музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей;
• драматерапия — воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли);
• сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
• кинезитерапия — это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевальнодвигательная терапия;
• фототерапия — применение фотографии (слайдов) для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами или создание оригинальных авторских снимков;
• песочная терапия — форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.
Современная арт-терапия имеет множество направлений и методик. Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную. Пассивная методика заключается в использовании творческих произведений, созданных разными авторами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения. Активная методика основана на создании творческих продуктов ребенком самостоятельно.
Музыкальная терапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования. И, прежде всего, основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям меняется и психическое состояние ребенка.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.
Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, многое могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос – «говорящий музыкальный инструмент».
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
На начальном этапе обучения я провожу голосовую диагностику, определяю следующие параметры голоса ребенка:
- тембр голоса,
- громкость голоса,
- высота звучания,
- наличие дополнительных призвуков (хрипота),
- ровность звучания,
- длина дыхательной фразы,
- длительность звучания до наступления призвуков.
Основной целью вокалотерапии является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма.
Главными средствами вокалотерапии выступают специально разработанные вокальные упражнения.
Например, «Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» - Прошу ребенка пропеть свое имя или какую-либо фразу (то, что он сейчас делает). Усложнение. Прошу спеть свое имя или фразу с определенной интонацией – гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д.
«Мелодизация призывов» - Спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. («Вперед, друзья!», « Какой чудесный день!», «Ах, как мне грустно…», «Какая удача, какая радость…» и т. д.). Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
«Интонирование». Упражнение можно использовать для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечного пульса и повышения чувства благополучия. Интонируют на удобной для них ноте.
Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.
Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания.
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
С учетом рекомендаций специалистов мною были отобраны музыкально-терапевтические упражнения, опубликованные в трудах по музыкальной терапии В.И. Петрушина, М. Л. Лазарева и др..
Примеры упражнений
Упражнение «Аромат цветов». Основано на принципах дыхательной терапии. Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во время вдоха живот слегка выпячивается, а при выдохе втягивается внутрь.
Упражнение «Воздушные создания». Каждый ребёнок выбирает себе воздушный шарик среди шаров различной формы и цвета. Представляя, что шарики превратились в летящих эльфов, дети сильно дуют на них, помогая им продержаться в воздухе как можно дольше.
Упражнение «Шум моря». Учитель говорит: «Послушаем шум морского прибоя… А теперь встанем и «подышим», как море. Сделаем тихий, мягкий вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь выдохнем: ш. Выдыхаем долго-долго, втягиваем в себя животик, чтобы вышел весь воздух. Мягко опустим руки. Молодцы. И снова мягкий вдох». Далее упражнение выполняется без комментариев учителя, но вместе с ним.
Упражнение «Ветер». Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение можно выполнять под музыку, на звук с на одном выдохе сначала звук усиливается (крещендо), затем затихает (диминуэндо).
Упражнение «Качка». Дети, стоя, соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое, ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох носом, в другую – выдох ртом через вытянутые и округлённые губы. При выдохе получается шум, напоминающий звук ф. Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласовано.
Упражнение «Засыпающий цветок». Выполняется успокаивающее дыхание: на одну четверть делается вдох, на три четверти – выдох. При этом дети мысленно представляют себя цветами, закрывающими на ночь свои лепестки в бутоны.
Упражнение-соревнование «Чья птичка пропоёт дольше?» (работа в парах). Двое ребят одновременно играют как можно дольше одну ноту на свистульке (на диафрагменном дыхании). Нота звучит ровно. Вдох делается носом. Плечи не поднимаются. Спина прямая. Победителем становится тот, чья свистулька прозвучит дольше.
Упражнение «Филин». Можно прослушать запись голоса филина. Дети приставляют ладони «рупором» к углам рта и низким голосом, но мягко, протяжно произносят у-ху-у-у, у-ху-у-у. Эти звуки должны произноситься на одном выдохе, без дополнительного добора воздуха. Внимание детей концентрируется на выдохе и мышцах живота, которые слегка втягиваются внутрь в конце выдоха. Звук х произносится еле слышно.
Упражнение «Утки». Дети, стоя, прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают «взмахи», поднимаясь на мысочки при вдохе и опускаясь на полные ступни ног при выдохе. Выдыхая, «утки» крякают длительно и громко (кррря, кррря). Движения предплечий и кистей напряжённые, упругие, сильные. Затем «утки» опускаются на воду, складывают «крылья», отдыхают, расслабляются. Дети «слушают» ощущения в руках и во всём теле.
Упражнение-игра «Горка». Направлено на развитие дикции и длины выдоха. Всем желающим предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.
При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.
Упражнение «Парад войск». Для снятия психологических зажимов, чувства неуверенности в себе, низкой самооценки. Несколько мальчиков по очереди произносят громко, уверенным «командирским» голосом фразы, звучащие на параде. Например: «Здравствуйте, товарищи солдаты!».
Освоение навыка диафрагмально-релаксационного дыхания:
- необходимо занять удобное комфортное положение сидя;
- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
- сделайте не глубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
- сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки»;
- следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает лёгкие;
- при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.