Закон – точные условия, форма движения вещи.
Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.
Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.
Закономерности музыкального образования – это:
- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;
- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;
- ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.
Формы организации музыкального обучения и воспитания:
- внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, определяющиеся видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников;
- практические занятия (уроки музыки, музыкальные занятия), концерты, лекции, фестивали, конкурсы и др.
Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.
Источники изучения музыкальной педагогики
Музыкально-педагогический опыт прошлого (институты создания, накопления и сохранения музыкально-эстетических идей и образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры).
Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).
Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:
- опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;
- передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).
Принципы музыкального образования:
- основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;
- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;
- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;
- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
- связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;
- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;
- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;
- научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;
- ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);
- креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.
Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.
Музыкальная психология - новейшая областью научного познания. Музыкальная психология в нашей стране получает развитие недавно. Предпосылкой этого является значимость музыки как культурного явления в жизнедеятельности российского общества, выполняющей развивающий, образовательный и воспитательный факторы в становлении и развитии личности, ее ценностных ориентаций. Давно замечено, что музыка воздействует на жизнедеятельность человека самыми разными способами: воздействует на его настроение, побуждает к действию или же способствует релаксации.
С точки зрения психологии музыка представляет собой один из критериев социальной аффилиации (помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее). В общеобразовательных школах, различных учреждениях эстетического развития детей, предмет "Музыка" равноправно входит в комплекс личностно развивающих предметов. Понимая роль музыки в данном процессе, уже многие десятки лет по всей стране функционирует развитая сеть музыкальных школ, студий, школ искусств. Расширение в стране системы профессиональных учебных заведений музыкально-исполнительского направления актуализируют проблему повышения уровня психологической подготовки педагогов-музыкантов, углубленного исследования проблем развития музыкальных способностей у детей и учащейся молодежи, проблем художественного (музыкального) творчества, разных сфер и форм музыкальной деятельности и др.
Музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии. Все эти явления и процессы и составляют предмет исследований музыкальной психологии. И, соответственно, к психологии часто обращаются музыканты: интересуются ли музыковеды познанием музыкальной структуры, изучают ли историю музыки и ее социологические перспективы; ищут ли исполнители и преподаватели пути улучшения в практической деятельности или развитие профессиональных умений и навыков. Итак, целью данной лекции является рассмотрение развития отечеcтвенной музыкальной психологии в XX в.
- Как появляется музыкальная психология? К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания. В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:
- познание связи психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;
- исследование функционирования музыки, психологии занимающихся музыкой людей, причин различного воздействия музыки и ее выразительности;
- изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте.