Особенности развития основных движений и

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ЭТИМ ДВИЖЕНИЯМ.

Очень важно, чтобы ребенок овладел всеми видами основных движений. Помогите ему в этом. А для того, чтобы помощь взрослого была эффективной, познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

ХОДЬБА

Дети начинают ходить к концу первого - началу второго года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности:

ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе,

ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая, ею.

Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе.

Поэтому перед взрослым стоит задача - способствовать развитию у ребенка этого основного движения:

1. Проходить без помощи взрослого сначала небольшое расстояние (1-2 м), постепенно доводя до 200-500 м с небольшим отдыхом.

2. Ходить в определенном направлении (пойдем к кукле Кате, мишке и т.д.).

3. Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т.п. (высота от 5-10 до 15-2- см), ходить по дорожке с нарисованными параллельно следами.

4. Держать корпус прямо, не опускать голову.

БЕГ

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте:

  • мелкие семенящие шаги,
  • ноги опускаются на землю всей стопой,
  • движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса,
  • скорость бега очень небольшая.
  • Малыш быстро устает.

Поэтому задача взрослого - способствовать формированию у детей умения бегать:

    1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
    2. Бегать в заданном направлении.
    3. Менять направление при беге,
    4. Правильно держать корпус.

БРОСАНИЕ И КАТАНИЕ

На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание его с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча у него слабые, потому что ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину, кукле Кате и т.п.).

  • Соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлагается несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 метров, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений).
  • Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м).
  • Бросать мяч взрослому.
  • Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.

§ Бросать мяч об пол и пытаться ловить.

ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНЬЕ

Ползанием ребенок овладевает на первом году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни - переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к 5-5,5 года перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.

Однако задача взрослого — создать условия для развития у малыша умения ползать:

  • Ползать по прямой, подлезать под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т.д.
  • Ползать вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота - 1м).
  • Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5м).
  • Влезать на лестницу и слезать с нее.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО

БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (ЧДБ) РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. «ЧАСИКИ».

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» (6-7 раз),

2. «ДУДОЧКА».

Сесть на стульчик> кисти рук сжать>как будто в руках дудочка» Поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука <т~ф-ф-ф».( 4 раза).

3. «ПЕТУШОК»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать перед грудью или по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» ( 4 раза).

4. «КАША КИПИТ».

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую - на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук («ф-ф-ф-ф») (4 раза).

5. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками, приговаривая « чух-чух-чух» (20 секунд).

6. «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК».

Встать прямого, расставить ноги. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди. вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» (выдох), догнать мяч. (4-5 раз).

7. «ГУСИ»

Медленно ходить по ком нате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука « г-у-у-у» (1 мин).

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день), см. В. Г. Алямовская, «Ясли - это серьезно», М.,1999 г.

Наши рекомендации