Воспитанию детей 2-3 лет в течение года
Вот как славно круглый год
Пляшет маленький народ!
ОСЕНЬ
Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад.
Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:
- Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения "Вот как мы умеем", "Ноги и ножки" и др.). Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой.
- Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение "Прятки", "Птичка и собачка" и др.).
- Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения; притопы правой ногой и поочередно каждой, "фонарики" и др. (Пляска "Ай-да", "Чок да чок", "Маленькая полечка").
- В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания ("тук-тук", "ля-ля-ля", "баю-баю", "кап-кап" и т. д.).
- Повторим еще раз, что в осенний период работы с детьми самое главное - это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то последующее обучение будет продвигаться успешно.
ЗИМА
В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальны и зал и "музыкальную тетю", которая танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных и уверенных движений.
Ставятся задачи:
1. Совершенствовать ходьбу и бег.
2. Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).
3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).
4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию "Ах вы, сени").
5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.
К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале гола).
ВЕСНА
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения:
- ходьба вперед и пятясь назад ("Научились мы ходить");
- прямой галоп ("Лошадка"); ' .
- полуприседание - "пружинка"; .
- пляски в парах ("Приседай");
- разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения ("Воробушки и Кошка");
- пляски и упражнения пррводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей, почти те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог может немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).
ЛЕТО
Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэтому предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар в работу с детьми по своему усмотрению - в июне, либо в санаторных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.
Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения - ходьба парами "Погуляем"), прыжки парами. держась за руки ("'Мы идем — прыгаем;. дети уже могут справиться с довольно сложным по координации упражнениями: галопом в парах ("Лошадка") ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и держась за руки ("Лодочка").
Музыкальная игра "Дождик" и хоровод "Подарило лето' активизируют творческие проявления детей.
"Игра с бубном" воспитывает у детей терпение, усидчи вость, слуховое внимание.
К концу года дети уже активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и иногда исполняют их самостоятельно.
Ярким показателем успешного музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.
Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.
Следует также побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др. ) и игрушек (кукол, мягких игрушек и др. ).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Подготовка ребенка к поступлению в детский сад – волнующая пора не только для родителей, но и для педагогов.
Как построить взаимоотношение с семьей так, чтобы в дальнейшем они благоприятно влияли на развитие ребенка? Ведь только в тесном контакте с родителями, в обстановке взаимопонимания можно добиться хороших результатов.
Поэтому, прежде всего, необходимо подготовить родителей к детскому саду, т.е. найти такие формы работы с родителями¸ которые будут способствовать преодолению проблем адаптации ребенка к детскому саду¸ а также способствовать повышению уровня включенности родителей в деятельность ДОУ.
Предлагаем вам некоторые, на наш взгляд, эффективные формы работы с семьей как «Школа мам» и «Родительский час».
В ходе работы с родителями рекомендуем использовать печатный орган дошкольного учреждения, различные виды анкет, опросники, схемы, памятки.
План работы: «Школы мам»
№ п/п | Содержание деятельности | Форма проведения | Ответственные |
1. | 1. «Давайте познакомимся» - короткий рассказ о своей семье. 2. «Мой ребенок, - какой он»- анкета для родителей. 3. «Школа молодых мам». | Рассказ о семье. Анкетирование Обсуждение плана работы | Зам. заведующей по УВР; социальный педагог. |
2. | 1. «Проблемы адаптационного периода ребенка». 2. «Адаптация ребенка к детскому саду». 3. «Психологические особенности детей раннего возраста» | Представление опыта работы воспитателей групп раннего возраста. Консультация Консультация | Зам. заведующей по УВР, Психолог психолог |
1. «Что вас особенно радует в своем ребенке? Что огорчает?» 2. Нормативно-правовая документация, регламентирующая отношения между родителями и ДОУ. | Круглый стол с родителями (ответы на вопросы, дискуссия) | Заведующая; психолог зам. заведующей по УВР. | |
1. «Ребенок поступает в детский сад. Какую образовательную программу выбрать?» 2. «Сензитивные периоды в развитии ребенка». | Консультация Консультация | Зам.заведующей. по УВР, психолог. | |
1. «Физическое развитие детей в раннем возрасте». 2. «Организация питания детей». 3. «Развитие основных движений малышей». 4. «Режим – основа жизни детей раннего возраста». | Консультация Практическое занятие Консультация | Зам. заведующей по УВР, психолог, старшая медсестра. | |
1. «Предметно-орудийная деятельность детей – ведущий вид деятельности в раннем возрасте». 2. «Игровая деятельность детей. Как играть с малышом?» 3. «Организация игр с детьми». | Консультация Консультация Практическое занятие. | Психолог, зам. заведующей | |
1. «Изобразительная деятельность детей. Что означают детские каракули?» 2. «Дайте в руки карандаш». | Консультация Практическое занятие. | Зам. заведующей по УВР, руководитель изостудии | |
1. «Ранний возраст – период интенсивного развития речи» 2. «Как весело провести праздник Новогодней елки?». | Консультация Обсуждение мнений | Психолог, зам. заведующей по УВР, музыкальный руководитель. | |
Новогоднее представление для детей. | |||
10. | 1. «Познакомимся поближе». 2. «Ранняя социализация ребенка». 3. Подготовимся к круглому столу. | Оформление семейных альбомов Консультация Домашнее задание | Зам. заведующей по УВР, психолог. |
11. | 1. «Давайте поговорим о воспитании ребенка в семье». 2. «Развитие Вашего ребенка». | Круглый стол Консультация | Зам. заведующей по УВР, психолог |
12. | 1. «Приходите в гости к нам». 2. «Организация закаливания». | Знакомство с воспитателями и групповыми комнатами Консультация | Заведующая, зам. Заведующей по УВР, старшая медсестра. |
13. | 1. «Что читать детям. Художники-иллюстраторы детских книг». 2. «Об экспертизе детских игрушек. Какие игрушки покупать детям?». | Обзор детской литературы. Обсуждение | Зам. заведующей .по УВР, воспитатели. |
1. «Кукольный спектакль для детей». 2. «Развиваем малыша». | Консультация | Музыкальный руководитель, психолог, воспитатели. | |
1. «Рука – королева речи» - развитие мелкой моторики рук. 2. «Рисуем акварелью» | Практическое занятие с использованием нетрадиционного оборудования. | Психолог, руководитель изостудии. | |
1. «А я музыку люблю» - музыкальное развитие ребенка. 2. «Мамин день». | Консультация-практикум Утренник | Музыкальный руководитель, зам.зав.по УВР, социальный педагог. | |
1. «Степень удовлетворенности работой «Школа мам»». 2. Обзор педагогической литературы по вопросам семейного воспитания. | Анкетирование родителей, анализ Представление литературы | Зам. заведующей по УВР | |
1. «Семейные традиции». 2. «Традиции в жизни группы». 3. Театрализованное представление для родителей и детей. | Круглый стол | Зам. Заведующей по УВР, музыкальный руководитель | |
1.Взаимодействие ДОУ с семьей. Некоторые условия успешного взаимодействия. 2. «Развитие детей раннего возраста. «Мой ребенок особенный»». 3. Театрализованное представление для детей и родителей. | Круглый стол дискуссия Консультация | Заведующая, зам. заведующей по УВР, социальный педагог, музыкальный руководитель. | |
1. «Истоки трудовой деятельности малышей». 2. «Семейное воспитание малыша». 3. «Детская одаренность». | Консультация Консультация | Зам. заведующей по УВР, психолог. | |
1. «Формирование начал экологического воспитания детей в детском саду и семье». 2. «Как играть с малышами на прогулке в детском саду и дома?». | Круглый стол Просмотр прогулки | Зам. заведующей по УВР, воспитатели | |
1. «Ребенок поступает в детский сад». | Вечер вопросов и ответов. | Заведующая, зам. заведующей по УВР. |
ПЛАН РАБОТЫ «РОДИТЕЛЬСКОГО ЧАСА»
Цель: повышение уровня включенности родителей в
работу группы ДОУ.
Время проведения | Содержание работы и формы организации |
Сентябрь | 1. Давайте познакомимся поближе. «Кто он такой сыночек мой?», «Какова моя дочурка?». Заполнение семейных альбомов. 2. Функции современной семьи. Значение семьи в воспитании и обучении ребенка. Разработка критериев успешной работы по взаимодействию ДОУ и семьи. |
Октябрь | 3. Родительский час для пап. «Помощь папина нужна, помощь папина важна». Роль отца в воспитании ребенка. Консультация психолога. 4. «Педагогический калейдоскоп». Час вопросов и ответов. Консультация психолога. |
Ноябрь | 5. «Час добрых дел». Что я могу сделать для улучшения пребывания моего ребенка в детском саду? 6. «Семейная страничка». Опыт воспитания ребенка в семье. Оформление выставки поделок родителей. |
Декабрь | 7. «Особенности овладения детьми раннего возраста основными видами движений». Практическое занятие. - «Организация закаливания». Консультация старшей медсестры. 8. «Новый год у ворот». Совместная подготовка родителей и воспитателей к Новогоднему утреннику. |
Январь | 9. Родительский час для бабушек. Обсуждение статьи Е. Комаровского «Бабушка – явление социальное», газета «Детский сад со всех сторон». 10. «Игра в жизни ребенка – дошкольника. Развитие детей в игре». Практическое занятие. Бросовый материал и предметы – заместители. Их роль в развитии игровой деятельности. |
Февраль | 11. «Ранний возраст – возраст интенсивного развития речи». Консультация логопеда и психолога. Изготовление пособий для речевого развития ребенка. 12. «Традиции семейного воспитания. Авторитет отца в семье». Минутка отдыха для пап. |
Март | 13. «Мамин праздник наступил». Минутка отдыха для мам. 14. «Моделирование предметно-развивающей среды как условие развития ребенка». Оформление выставки поделок родителей. |
Апрель | 15. Определение удовлетворенности родителей работой «Родительского часа». Перспективы дальнейшего плодотворного сотрудничества ДОУ и семьи. |
План работы с родителями группы раннего возраста.
Время проведения | Задачи | Тема | Форма проведения | Ответственные |
Сентябрь | Изучение особенностей воспитания и развития ребенка в условиях семьи, установление контактов с семьями воспитанников. Познакомить родителей с теоретическими основами и содержанием программы воспитания и обучения детей 2-го года жизни. | «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Развиваем малышей, реализуя программу «Кроха». | Анкеты знакомств Вечер вопросов и ответов. Общее собрание, выступления | Воспитатели Зам. заведующей |
Октябрь | Привлечь родителей к пополнению развивающей среды. Познакомить со способами повышения защитных свойств детского организма. | «Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста». Что необходимо делать родителям, чтобы ребенок меньше болел? «Профилактика ОРВИ и гриппа». «Нетрадиционные способы профилактики заболеваний» | Круглый стол. Индивидуальные беседы с родителями Консультация. Дискуссия | Воспитатели. Медсестра Врач-педиатр |
Ноябрь | Оказать помощь родителям в организации закаливания малышей, в совершенствовании механизма их терморегуляции. Определить систему совместной организации воспитательного процесса: ребенок- семья – детский сад. Помочь семье в организации внутрисемейного общения. | «Как одевать ребенка в осенний период?». «Два годика ни шутка, а целый юбилей». | Оформление наглядной информации, индивидуальные беседы с родителями Проведение праздника в игровой форме | Воспитатели. Медсестра Воспитатели совместно с родителями |
Декабрь | Научить родителей проводить пальчиковую гимнастику. Формировать взаимопонимание между семьей и ДОУ, поддерживать атмосферу взаимоуважения. | «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей». Организация Новогоднего огонька. | Консультация-практикум по проведению пальчиковых игр Индивидуальная помощь Утренник | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Январь | Формировать сотрудничество между родителями и воспитателями по реализации единых подходов воспитания и развития детей. Познакомить родителей с играми, которыми можно занять ребенка в домашних условиях. | Знакомство родителей с жизнью детей в группе. «В какой семье я расту и как меня воспитывают». «Развитие детей раннего возраста в игре». | Экскурсия по ДОУ «День открытых дверей» Папка-передвижка, Информационная витрина Деловая игра. Родительский всеобуч | Воспитатели. логопед |
Февраль | Установление эмоционального контакта с детьми для смягчения процесса адаптации. Создать атмосферу любви и взаимоуважения | Оформление семейного альбома индивидуально с каждым родителем. «Приходите к нам на праздник» | Наглядная информация, беседы с родителями Папа, мама, я - дружная семья Игровой праздник | Воспитателя, родители, специалисты |
Март | Формировать у родителей умение общаться с ребенком. | Лидеры семейного воспитания. «Поздравляю мамочку свою, я больше всех ее люблю». | Посещение семей. Беседы с родителями. Организация выставки детских работ. Утренник Совместная деятельность педагогов, родителей, детей | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
Апрель | Оказывать помощь растить физически крепкого и здорового ребенка. Помочь родителям разобраться в оценке значения дидактической игрушки в познавательном развитии малыша. | «Чтобы дети не болели, чтобы дети здоровели». «Поиграем с малышом» | «Школа молодой матери» Оформление стенда: «Сове- ты медика» Родительский клуб. Открытые мероприятия | Медсестра Врач-педиатр Воспитатели Методист Психолог |
Май | Помочь родителям оценить возможности ребенка; увидеть динамику его развития, сформированность умений, навыков, необходимых ребенку для перехода в следующую возрастную группу. Провести анализ реализации задач программы | Подготовка к родительскому собранию Подведение итогов работы за год. Подводим итоги реализации образовательной программы «Кроха». | Анкетирование, опрос родителей, открытые занятия, индивидуальные консультации, ответы на вопросы, родительское собрание Открытые просмотры всех режимных моментов. | Воспитатели. Зам. заведующей Заведующая Психолог |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители! Мы рады Вашему участию в работе «Школы мам». Вы, конечно, очень заинтересованы в развитии своего ребенка.
Надеемся, что Ваши откровенные ответы помогут нам быть максимально полезными в работе с Вами и Вашим малышом.
1. Мой ребенок! Какой он ____________________________________________
2. Какую помощь в развитии своего ребенка Вы ждете от детского сада? __________________________________________________________________
3. Что Вы хотите узнать, посещая «Школу мам»? __________________________________________________________________
4. Какие вопросы Вас интересуют по проблемам развития Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
5. Что Вы хотите предложить по работе «Школы мам»?
О чем Вам интересно услышать от специалистов о развитии Вашего ребенка?
Консультации на какие темы Вы хотели бы получить?
__________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители! Вот и подошла к концу наша с Вами совместная работа в «Школе мам».
Ваша оценка нашей совместной деятельности предоставит нам новые возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия с Вами в целях оказания помощи в развитии Вашего ребенка.
1. Устроила ли Вас работа «Школы мам»? (подчеркните вариант ответа)
устроила устроила не в полной устроила совсем не
мере частично устроила
По возможности назовите причины __________________________________
2. Узнали ли Вы что-то новое для себя по вопросам развития своего ребенка? Что именно __________________________________________________________________
3. Какие изменения Вы увидели в своем малыше после совместных
практических занятий? __________________________________________________________________
4. Какие проблемы развития ребенка остались для Вас нерешенными?
__________________________________________________________________
5. Какие формы дальнейшего взаимодействия детского сада и семьи Вы хотели бы предложить? Или оставить? __________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!