Воспитанию детей 2-3 лет в течение года

Вот как славно круглый год

Пляшет маленький народ!

ОСЕНЬ

Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад.
Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование иг­ровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

  1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения "Вот как мы умеем", "Ноги и ножки" и др.). Эти упражнения дети выполняют по по­казу педагога и двигаются по кругу и стайкой.
  2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение "Прятки", "Птичка и собачка" и др.).
  3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения; притопы правой ногой и поочередно каждой, "фонарики" и др. (Пляска "Ай-да", "Чок да чок", "Маленькая полечка").
  4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания ("тук-тук", "ля-ля-ля", "баю-баю", "кап-кап" и т. д.).
  5. Повторим еще раз, что в осенний период работы с деть­ми самое главное - это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то последую­щее обучение будет продвигаться успешно.

ЗИМА

В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше време­ни тратится на установление контакта, у детей уже вырабаты­вается своеобразный рефлекс на музыкальны и зал и "музыкаль­ную тетю", которая танцует и поет, играет вместе с малыша­ми. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, рит­мичных и уверенных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу и бег.

2. Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с по­гремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию "Ах вы, сени").

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педаго­гом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронно­стью (чего трудно было добиться в начале гола).

ВЕСНА

В третьем квартале детям предлагаются музыкально-рит­мические упражнения, включающие новые, более сложные движения:

  • ходьба вперед и пятясь назад ("Научились мы ходить");
  • прямой галоп ("Лошадка"); ' .
  • полуприседание - "пружинка"; .
  • пляски в парах ("Приседай");
  • разнообразные образно-игровые упражнения с предмета­ми (с куклами, с платочками), образно-игровые вырази­тельные движения ("Воробушки и Кошка");
  • пляски и упражнения пррводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить дви­жения рук и ног.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей, почти те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог может немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).

ЛЕТО

Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэтому предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понима­ние важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар в работу с детьми по своему усмотрению - в июне, либо в санаторных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения - ходьба парами "Погуляем"), прыжки парами. держась за руки ("'Мы идем — прыгаем;. дети уже могут справиться с довольно сложным по координации упражнениями: галопом в парах ("Лошадка") ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и держась за руки ("Лодочка").

Музыкальная игра "Дождик" и хоровод "Подарило лето' активизируют творческие проявления детей.

"Игра с бубном" воспитывает у детей терпение, усидчи вость, слуховое внимание.

К концу года дети уже активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и иногда исполняют их самостоятельно.

Ярким показателем успешного музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.

Следует также побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др. ) и игрушек (кукол, мягких игрушек и др. ).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад – волнующая пора не только для родителей, но и для педагогов.

Как построить взаимоотношение с семьей так, чтобы в дальнейшем они благоприятно влияли на развитие ребенка? Ведь только в тесном контакте с родителями, в обстановке взаимопонимания можно добиться хороших результатов.

Поэтому, прежде всего, необходимо подготовить родителей к детскому саду, т.е. найти такие формы работы с родителями¸ которые будут способствовать преодолению проблем адаптации ребенка к детскому саду¸ а также способствовать повышению уровня включенности родителей в деятельность ДОУ.

Предлагаем вам некоторые, на наш взгляд, эффективные формы работы с семьей как «Школа мам» и «Родительский час».

В ходе работы с родителями рекомендуем использовать печатный орган дошкольного учреждения, различные виды анкет, опросники, схемы, памятки.

План работы: «Школы мам»

№ п/п Содержание деятельности Форма проведения Ответственные
1. 1. «Давайте познакомимся» - короткий рассказ о своей семье. 2. «Мой ребенок, - какой он»- анкета для родителей. 3. «Школа молодых мам».   Рассказ о семье. Анкетирование     Обсуждение плана работы   Зам. заведующей по УВР;   социальный педагог.
2. 1. «Проблемы адаптационного периода ребенка».   2. «Адаптация ребенка к детскому саду». 3. «Психологические особенности детей раннего возраста»   Представление опыта работы воспитателей групп раннего возраста. Консультация   Консультация Зам. заведующей по УВР,     Психолог   психолог
1. «Что вас особенно радует в своем ребенке? Что огорчает?»   2. Нормативно-правовая документация, регламентирующая отношения между родителями и ДОУ.   Круглый стол с родителями (ответы на вопросы, дискуссия)     Заведующая; психолог зам. заведующей по УВР.
1. «Ребенок поступает в детский сад. Какую образовательную программу выбрать?» 2. «Сензитивные периоды в развитии ребенка».   Консультация     Консультация Зам.заведующей. по УВР,     психолог.
1. «Физическое развитие детей в раннем возрасте». 2. «Организация питания детей». 3. «Развитие основных движений малышей». 4. «Режим – основа жизни детей раннего возраста».   Консультация     Практическое занятие Консультация Зам. заведующей по УВР,     психолог,   старшая медсестра.  
1. «Предметно-орудийная деятельность детей – ведущий вид деятельности в раннем возрасте». 2. «Игровая деятельность детей. Как играть с малышом?» 3. «Организация игр с детьми». Консультация     Консультация   Практическое занятие. Психолог,     зам. заведующей  
1. «Изобразительная деятельность детей. Что означают детские каракули?» 2. «Дайте в руки карандаш». Консультация     Практическое занятие. Зам. заведующей по УВР,     руководитель изостудии
1. «Ранний возраст – период интенсивного развития речи» 2. «Как весело провести праздник Новогодней елки?». Консультация   Обсуждение мнений Психолог,   зам. заведующей по УВР, музыкальный руководитель.
Новогоднее представление для детей.      
10. 1. «Познакомимся поближе».     2. «Ранняя социализация ребенка». 3. Подготовимся к круглому столу. Оформление семейных альбомов Консультация Домашнее задание Зам. заведующей по УВР,     психолог.
11. 1. «Давайте поговорим о воспитании ребенка в семье». 2. «Развитие Вашего ребенка». Круглый стол   Консультация Зам. заведующей по УВР,   психолог
12. 1. «Приходите в гости к нам».   2. «Организация закаливания». Знакомство с воспитателями и групповыми комнатами Консультация Заведующая, зам. Заведующей по УВР,     старшая медсестра.
13. 1. «Что читать детям. Художники-иллюстраторы детских книг». 2. «Об экспертизе детских игрушек. Какие игрушки покупать детям?». Обзор детской литературы.   Обсуждение Зам. заведующей .по УВР,     воспитатели.
1. «Кукольный спектакль для детей».   2. «Развиваем малыша».   Консультация Музыкальный руководитель,   психолог, воспитатели.
1. «Рука – королева речи» - развитие мелкой моторики рук.   2. «Рисуем акварелью» Практическое занятие с использованием нетрадиционного оборудования.   Психолог, руководитель изостудии.
1. «А я музыку люблю» - музыкальное развитие ребенка. 2. «Мамин день». Консультация-практикум Утренник Музыкальный руководитель, зам.зав.по УВР, социальный педагог.
1. «Степень удовлетворенности работой «Школа мам»».   2. Обзор педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.   Анкетирование родителей, анализ Представление литературы   Зам. заведующей по УВР
1. «Семейные традиции». 2. «Традиции в жизни группы». 3. Театрализованное представление для родителей и детей. Круглый стол     Зам. Заведующей по УВР,   музыкальный руководитель
1.Взаимодействие ДОУ с семьей. Некоторые условия успешного взаимодействия. 2. «Развитие детей раннего возраста. «Мой ребенок особенный»».     3. Театрализованное представление для детей и родителей. Круглый стол дискуссия   Консультация Заведующая, зам. заведующей по УВР,   социальный педагог,   музыкальный руководитель.
1. «Истоки трудовой деятельности малышей». 2. «Семейное воспитание малыша». 3. «Детская одаренность». Консультация     Консультация Зам. заведующей по УВР,     психолог.
1. «Формирование начал экологического воспитания детей в детском саду и семье». 2. «Как играть с малышами на прогулке в детском саду и дома?».   Круглый стол   Просмотр прогулки   Зам. заведующей по УВР,   воспитатели
1. «Ребенок поступает в детский сад».   Вечер вопросов и ответов.   Заведующая, зам. заведующей по УВР.

ПЛАН РАБОТЫ «РОДИТЕЛЬСКОГО ЧАСА»

Цель: повышение уровня включенности родителей в

работу группы ДОУ.

Время проведения Содержание работы и формы организации
Сентябрь 1. Давайте познакомимся поближе. «Кто он такой сыночек мой?», «Какова моя дочурка?». Заполнение семейных альбомов. 2. Функции современной семьи. Значение семьи в воспитании и обучении ребенка. Разработка критериев успешной работы по взаимодействию ДОУ и семьи.  
Октябрь 3. Родительский час для пап. «Помощь папина нужна, помощь папина важна». Роль отца в воспитании ребенка. Консультация психолога. 4. «Педагогический калейдоскоп». Час вопросов и ответов. Консультация психолога.  
Ноябрь 5. «Час добрых дел». Что я могу сделать для улучшения пребывания моего ребенка в детском саду? 6. «Семейная страничка». Опыт воспитания ребенка в семье. Оформление выставки поделок родителей.  
Декабрь 7. «Особенности овладения детьми раннего возраста основными видами движений». Практическое занятие. - «Организация закаливания». Консультация старшей медсестры. 8. «Новый год у ворот». Совместная подготовка родителей и воспитателей к Новогоднему утреннику.  
Январь 9. Родительский час для бабушек. Обсуждение статьи Е. Комаровского «Бабушка – явление социальное», газета «Детский сад со всех сторон». 10. «Игра в жизни ребенка – дошкольника. Развитие детей в игре». Практическое занятие.   Бросовый материал и предметы – заместители. Их роль в развитии игровой деятельности.  
Февраль 11. «Ранний возраст – возраст интенсивного развития речи». Консультация логопеда и психолога. Изготовление пособий для речевого развития ребенка. 12. «Традиции семейного воспитания. Авторитет отца в семье». Минутка отдыха для пап.  
Март 13. «Мамин праздник наступил». Минутка отдыха для мам. 14. «Моделирование предметно-развивающей среды как условие развития ребенка». Оформление выставки поделок родителей.  
Апрель 15. Определение удовлетворенности родителей работой «Родительского часа». Перспективы дальнейшего плодотворного сотрудничества ДОУ и семьи.  

План работы с родителями группы раннего возраста.

Время проведения Задачи Тема Форма проведения Ответственные
Сентябрь     Изучение особенностей воспитания и развития ребенка в условиях семьи, установление контактов с семьями воспитанников.   Познакомить родителей с теоретическими основами и содержанием программы воспитания и обучения детей 2-го года жизни.   «Адаптация ребенка к условиям детского сада»   Развиваем малышей, реализуя программу «Кроха». Анкеты знакомств   Вечер вопросов и ответов.   Общее собрание, выступления     Воспитатели     Зам. заведующей
Октябрь Привлечь родителей к пополнению развивающей среды.     Познакомить со способами повышения защитных свойств детского организма.   «Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста».     Что необходимо делать родителям, чтобы ребенок меньше болел? «Профилактика ОРВИ и гриппа». «Нетрадиционные способы профилактики заболеваний» Круглый стол. Индивидуальные беседы с родителями     Консультация. Дискуссия   Воспитатели.     Медсестра   Врач-педиатр
Ноябрь Оказать помощь родителям в организации закаливания малышей, в совершенствовании механизма их терморегуляции. Определить систему совместной организации воспитательного процесса: ребенок- семья – детский сад. Помочь семье в организации внутрисемейного общения.     «Как одевать ребенка в осенний период?».     «Два годика ни шутка, а целый юбилей».   Оформление наглядной информации, индивидуальные беседы с родителями   Проведение праздника в игровой форме     Воспитатели.   Медсестра   Воспитатели совместно с родителями
Декабрь Научить родителей проводить пальчиковую гимнастику.     Формировать взаимопонимание между семьей и ДОУ, поддерживать атмосферу взаимоуважения.   «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей».   Организация Новогоднего огонька. Консультация-практикум по проведению пальчиковых игр   Индивидуальная помощь     Утренник     Воспитатели   Музыкальный руководитель  
Январь Формировать сотрудничество между родителями и воспитателями по реализации единых подходов воспитания и развития детей.   Познакомить родителей с играми, которыми можно занять ребенка в домашних условиях.   Знакомство родителей с жизнью детей в группе.   «В какой семье я расту и как меня воспитывают».   «Развитие детей раннего возраста в игре». Экскурсия по ДОУ «День открытых дверей»   Папка-передвижка, Информационная витрина     Деловая игра.   Родительский всеобуч     Воспитатели.   логопед
Февраль Установление эмоционального контакта с детьми для смягчения процесса адаптации.   Создать атмосферу любви и взаимоуважения Оформление семейного альбома индивидуально с каждым родителем.   «Приходите к нам на праздник» Наглядная информация, беседы с родителями   Папа, мама, я - дружная семья Игровой праздник   Воспитателя,   родители,   специалисты
Март Формировать у родителей умение общаться с ребенком. Лидеры семейного воспитания.   «Поздравляю мамочку свою, я больше всех ее люблю». Посещение семей. Беседы с родителями. Организация выставки детских работ.   Утренник Совместная деятельность педагогов, родителей, детей     Воспитатели,   музыкальный руководитель,     родители
Апрель Оказывать помощь растить физически крепкого и здорового ребенка.   Помочь родителям разобраться в оценке значения дидактической игрушки в познавательном развитии малыша.   «Чтобы дети не болели, чтобы дети здоровели».   «Поиграем с малышом»     «Школа молодой матери» Оформление стенда: «Сове- ты медика»     Родительский клуб. Открытые мероприятия   Медсестра Врач-педиатр   Воспитатели   Методист   Психолог
Май Помочь родителям оценить возможности ребенка; увидеть динамику его развития, сформированность умений, навыков, необходимых ребенку для перехода в следующую возрастную группу.   Провести анализ реализации задач программы Подготовка к родительскому собранию     Подведение итогов работы за год.     Подводим итоги реализации образовательной программы «Кроха». Анкетирование, опрос родителей, открытые занятия, индивидуальные консультации, ответы на вопросы, родительское собрание     Открытые просмотры всех режимных моментов.   Воспитатели.     Зам. заведующей     Заведующая   Психолог    

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители! Мы рады Вашему участию в работе «Школы мам». Вы, конечно, очень заинтересованы в развитии своего ребенка.

Надеемся, что Ваши откровенные ответы помогут нам быть максимально полезными в работе с Вами и Вашим малышом.

1. Мой ребенок! Какой он ____________________________________________

2. Какую помощь в развитии своего ребенка Вы ждете от детского сада? __________________________________________________________________

3. Что Вы хотите узнать, посещая «Школу мам»? __________________________________________________________________

4. Какие вопросы Вас интересуют по проблемам развития Вашего ребенка?

__________________________________________________________________

5. Что Вы хотите предложить по работе «Школы мам»?

О чем Вам интересно услышать от специалистов о развитии Вашего ребенка?

Консультации на какие темы Вы хотели бы получить?

__________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители! Вот и подошла к концу наша с Вами совместная работа в «Школе мам».

Ваша оценка нашей совместной деятельности предоставит нам новые возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия с Вами в целях оказания помощи в развитии Вашего ребенка.

1. Устроила ли Вас работа «Школы мам»? (подчеркните вариант ответа)

устроила устроила не в полной устроила совсем не

мере частично устроила

По возможности назовите причины __________________________________

2. Узнали ли Вы что-то новое для себя по вопросам развития своего ребенка? Что именно __________________________________________________________________

3. Какие изменения Вы увидели в своем малыше после совместных

практических занятий? __________________________________________________________________

4. Какие проблемы развития ребенка остались для Вас нерешенными?

__________________________________________________________________

5. Какие формы дальнейшего взаимодействия детского сада и семьи Вы хотели бы предложить? Или оставить? __________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Наши рекомендации