Сюрпризный момент (зачин): появление сказочного героя или проблемы, которую необходимо разрешить
Собственно занятие начинается с привлечения внимания детей внешней стимулирующей ситуацией, которая создает:
- эмоциональную и мотивационную основу активного участия ребенка;
- условия неосознаваемого усвоения закономерностей ритмико-интонационных, фонематических предпосылок речевого механизма: движение от содержания к форме;
- зачин единого сюжета, по которому строится занятие.
Основные приемы данного структурного компонента занятия:
- детей в музыкальном зале встречает взрослый, переодетый в костюм персонажа (Петрушка, бабушка, Снежинка, Зима, клоун Марфушка, Весна и т.д.), который в дальнейшем и ведет детей по сюжету занятия. Учитывая возрастные особенности детей, взрослый в процессе предварительной подготовки надевает костюм в присутствии детей и играет с ними, уже как персонаж;
- откуда-то (из-за двери, ширмы или музыкального инструмента) слышатся звуки, направление и место локализации которых необходимо определить, дети по звуку ищут и находят игрушку (кукла Катя, мишка, петушок, елочка и т.д.), которая просит о помощи или предлагает выполнить целый ряд заданий;
- детей в музыкальном зале встречает игрушка – персонаж сюжета (корова Буренка, кукла Маша, Буратино и т.д.), которые приветствуют детей, «ведут» занятие или просят о помощи;
- дети зовут «главного героя» занятия (данный прием может быть реализован при возрастании вербальных возможностей детей).
Через такие приемы создавалась эмпатийная направленность эмоциональной основы занятий.
Основная часть занятия
Данный структурный компонент занятия соотносится в общепедагогической дидактике с этапом изучения нового материала. Его задачами является формирование трех уровней компонентов, выделенных в соответствии с естественным онтогенезом речи. Первый уровень формируемых компонентов: интонация, ритм, голос; общая моторика, мелкая моторика. Второй уровень – базисные предпосылки речевой деятельности: фонематический слух, артикуляционная моторика. Третий уровень – собственно экспрессивная речь ребенка и когнитивные предпосылки дальнейшего речевого развития. Графически это структурное звено занятия представлено схемой № 2
Схема №2
На занятиях использовался так называемый «материнский» метод обучения интонированию через организацию внешней речевой среды. Этот прием заключается в:
- замедлении темпа обращенной к детям речи взрослого;
- утрированности повествовательной, восклицательной или побудительной интонаций речевой среды.
Также используется прием максимально возможного пропеванием речи на мотивы русских народных песен-потешек с музыкальным сопровождением и без него. Каждое занятие наполняется фрагментами пропевания потешек, стихотворений или слов/фраз, необходимых для интонирования.
В зависимости от периода пропедевтического обучения прием пропевания изменяется в такой последовательности:
- пропевание обращенной речи;
- пропевание слова вместе со взрослым;
- пропевание фразы вслед за взрослым.
Например:
- в первом периоде: логопед обращается к ребенку, пропевая фразу: «Мое имя Маша. А твое?» или фрагмент занятия «Петя-петушок и его семья»: потешка «Курочка» пропевается на русскую народную мелодию, в обработке А. Филиппенко:
Курица пришла: ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Не ходите далеко,
лапками гребите,
зернышки ищите.
- во втором периоде: Давайте пропоем слово вот так (слово пропевается с мелодичным звуковым сопровождение на рояле и движением кисти руки вверх-вниз):
Шуб-ка
- в третьем периоде прием пропевания использовался с целью введения фразы в активное использование. Например, на занятии «Скворушка прилетает» логопед завершает ответ птиц на призыв поскорее прилетать пропеванием фразы совместно с детьми
«К вам ле-чу».
Приемы голосового модулирования используются не только как составная часть интонационного развития, но и для развития качеств голоса: звонкости, собранности, свободы и силы звучания. Голосовые упражнения по рекомендациям Е.С. Алмазовой начинаются с пения гласных звуков – вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники) [Алмазова С. 136].
- гласные вокализируются плавно, связно, затем отрывисто (количество пропеваемых звуков ограничивается индивидуальными возможностями ребенка, обычно 3 звука)
У~У~ У, У~ У~У, У~У~ У у-у-у, у-у-у, у-у-у
А~А~ А, А~ А~А, А~А~ А а-а-а, а-а-а, а-а-а
О~О~ О, О~ О~О, О~О~ О о-о-о, о-о-о, о-о-о;
- с нарастанием интенсивности (тихо-средне-громко)
а~а~а~А~А~А, у~у~у~У~У~У, о~о~о~О~О~О
- с нарастанием и спадом интенсивности (тихо-средне-громко-средне-тихо)
а~а~А~А~А~а~а, у~у~У~У~У~у~у, о~о~О~О~О~о~о;
- пение низко – средне – высоко с внешним музыкальным сопровождением: спой как медведь низким голосом у~у~у; как лисичка мягким средним голосом: тяф~тяф~тяф; как зайка – высоким голосом: ок~ок~ок;
- пение слогов (СГ) низко – высоко: мама корова потеряла теленка, зовет его низким голосом: му-у, му-у; теленок отзывается высоким голосом му-у, му-у;
- протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса: автобус едет-спешит: в-В-В, в-В-В; прилетел комарик: з-З-З, з-З-З.
Формирование ритмической основы слоговой структуры речи предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введение внешней схемы ритма. В качестве внешней схемы выступают известные в логопедии приемы (А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и т.д.): прохлопывания, пропрыгивания, простукивания. Однако, учитывая особенности уровня произвольности детей третьего года жизни, ритмическая структура лексем задается взрослым в такой последовательности:
- взрослый поднимает и опускает ребенка «пропрыгивает» столько раз, сколько слогов в слове;
- взрослый берет руки ребенка в свои «прохлопывает» необходимое количество слогов;
- взрослый гладит ребенка таким образом, что количество поглаживающих движений соответствует количеству слогов произносимой взрослым лексемы;
- взрослый применяет все вышеперечисленные приемы, но присоединяет акцентуацию ударного слога: на ударный слог ребенка выше поднимают, сильнее хлопают или нажимают при поглаживании.
Параллельно, начиная с пятого занятия первого периода, детей обучают самостоятельному простукиванию и прохлопываию ритмической структуры звукоподражаний, а затем и слов в последовательном нарастании сложности, предложенной А.К. Марковой:
- самостоятельное простукивания с помощью палочек или прохлопывание двусложных открытых слогов: пи-пи, би-би и т.п.;
- трехсложных открытых слогов: ко-ко-ко и т.д.;
- четырехсложных открытых слогов: ку-ка-ре-ку и т.д.
Мы предлагаем такую технологию пропедевтического обучения ребенка третьего года жизни самостоятельному отстукиванию ритма, т.е. интериоризации внешней схемы:
- формирование у ребенка предметного действия отстукивания ритма при помощи палочек;
- демонстрация и ограничение взрослым количества ударов внешней инструкцией. Например: прохлопаем/простучим слово «ли-са», вот так (прохлопывает/простукивает сам). Два удара/хлопка. Вместе (прохлопывает/простукивает с детьми);
Достаточно эффективным методом внешней схематизации внутренней ритмической структуры слова стало использование музыкальных аккордов или мелодий, сопровождающих прохлопывание/простукивание лексем или фраз (прием аккордово-мелодического сопровождения). Музыкальный руководитель перекладывает ритм слова в аккордовый или мелодический вариант, что в сочетании с вербальной инструкцией логопеда дает возможность задать внешние рамки процессу детского прохлопывания. В конце второго начале третьего периода с помощью приема аккордово-мелодического сопровождения задается не только количество слогов, но и акцентируется ударный слог слова.
Развитие интонирования, голосового модулирования и ритма создает предпосылки нормализации онтогенеза фонематического слуха. Также используется ряд специфических игровых упражнений, направленных непосредственно на его формирование, предложенных Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и адаптированных соответственно особенностям раннего возраста:
1. . Упражнения на различение неречевых звуков и их направления начинается с привлечения внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?»: звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п.
2. Упражнения на различение и соотнесения характера звучания неречевых звуков с сюжетным героем или реальным предметом, начинается с вопроса «Кто это идет?»: музыкальные темы мышки, птички (высокий регистр), лисы, зайца (средний регистр), медведя (низкий регистр); мелодия плавная, мягкая – лиса, отрывистая, тревожная – заяц; звучание маракаса – ежик, звучание музыкального треугольника – белка, звучание музыкальной коробочки – заяц, звучание бубна – медведь (занятие №25).
3. Различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями, начиналось с вопроса «Кто так говорит?», «Кто так поет?»: пых-пых, уф-уф (ежик), тяф-тяф (лиса), пи-пи (цыпленок, мышка), жжж (жук), сссс (муха), зззз (комарик) и т.д.
4. Дифференциация на слух существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком: шапка – шубка; мышка – мишка; мышка – мушка; мышка – мушка – мишка.
5. Дифференциация на слух слов, названия которых отличаются одним согласным звуком: чашка – Машка - кашка, мышка – миска и т.п.
Учитывая тесную взаимозависимость онтогенеза речевого и двигательного анализаторов, каждое занятие включает задания для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики с обязательным музыкальным и ритмически организованным речевым сопровождением.
Приемы развития общей и мелкой моторики включают двигательные упражнения с обязательным оречевлением каждого движения и с музыкальным и речевым сопровождением (пляски).
При содержательном наполнении приемов развития общей и мелкой моторки используются методы народной педагогики, описанные Ю. А. Разенковой, И. А. Выродовой, Е. Р. Баенской, переложения народных потешек, пестушек, приговорок и других ритмически организованных строк, соответствующих возрасту, на различные мелодии и народные в том числе. Содержание определялось периодом пропедевтического обучения, а также речевыми возможностями детей раннего возраста группы риска по речевым нарушениям и представлено в таблице № 6