Тематика фронтальных музыкально-логопедических занятий
Период | Месяц | № п/п | Тема занятия |
I период | октябрь | 1. | Давайте познакомимся |
2. | Подарки с грядки (овощи) | ||
3. | Наливное яблочко (фрукты) | ||
4. | Осенние топотушки в гостях у Петрушки | ||
ноябрь | 5. | Петя-петушок и его семья (семья) | |
6. | Гости в детский сад пришли | ||
7. | Куколка Катюша (игрушки) | ||
8. | У медведя в лесу (дикие животные) (итоговое) | ||
II период | декабрь | 9. | На деревья, на лужок тихо падает снежок |
10. | Возьмем Машу на прогулку (зимняя одежда) | ||
11. | Елочка – зеленая иголочка | ||
12. | Дед Мороз спешит на елку | ||
февраль | 13. | Веселая Буренка (домашние животные и их детеныши) | |
14. | Еду-еду к бабушке, еду-еду к дедушке (транспорт) | ||
15. | Буду я всегда здоров, позабуду докторов | ||
16. | Папочка любимый, папочка родной | ||
17. | Заюшкина избушка (итоговое) | ||
III период | март | 18. | Для любимой мамочки испеку я прянички |
19. | В гости к нам пришли матрешки (посуда) | ||
20. | Проводы зимы | ||
21. | Смотрит солнышко в окошко (весна) | ||
апрель | 22. | Смешные клоуны | |
23. | Скворушка прилетает (птицы) | ||
24. | Мы с тобой построим дом (инструменты) | ||
25. | Пых-пых-пых, проснулся ежик (дикие животные весной) | ||
май | 26. | Паровозик в Ромашково (насекомые) | |
27. | Желтый одуванчик носит сарафанчик (цветы) | ||
28. | Теремок (по мотивам одноименной сказки). Итоговое | ||
29. | Вот какие мы большие (итоговое занятие с детьми и родителями) |
После каждого занятия заполняются диагностические таблицы для оценки речевого и коммуникативного поведения детей группы (одна таблица для логопеда, вторая таблица для родителей), которые дают возможность проанализировать и предварительно оценить тенденции и динамику предречевого, ритмико-интонационного и речевого развития малыша (приложение 4). Если в первом периоде для педагогической оценки предлагаются показатели предречевого состояния: слуховое внимание, зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, коммуникативные жесты, звукоподражания, артикуляционная моторка, - то в конце второго периода с возрастанием вербальных возможностей детей уже появляются показатели: слоговая структура слова, артикулирование звуков, грамматические формы слов, фраза, голосовая мелодика.
Вербальное развитие ребенка отслеживается также по таблицам для родителей, которые дают возможность анализировать несколько аспектов речевого становления ребенка с отклонениями в развитии речи: речевую среду, создаваемую родителями при направляющем воздействии специалистов (состояние ребенка, речевой стимул), невербальный аспект: ритм слов, предметная деятельность, жевание твердой пищи и собственно вербальное становление, которое отслеживается первоначально графой «реакция ребенка»: жестовая или описывалась любая звуковая. В начале второго периода записываются слова ребенка и к уже к его середине – фразы и грамматически формы слов.
Таблицы позволяют проанализировать динамику нормализации речи каждого отдельно взятого ребенка.
Настя Ф. Дата рождения 23.10. 2003. Девочка из полной заботливой семьи, от второй беременности, вторых родов. Родилась в срок. Роды естественные (7-8 баллов по шкале Апгар), закричала сразу. Естественное вскармливание до 1 месяца. Частые поперхивания и срыгивания. Наблюдается у невролога с диагнозом: гидроцефальный синдром. Объективно: астено-невротический синдром у ребенка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы. Электроэнцефалограмма показала a-волны в теменно-затылочной области с частотой 8 Гц.
Мама – Анна Александровна, посещала все занятия для родителей, вовремя заполняла таблицы. Лонгитюдный анализ записей показал: в начале обучения Настя пользуется указывающим жестом. В таблице от 11 октября 2005 года мама обозначает таким образом: ребенок после ночного сна, проснулась бодро с улыбкой. Я – «Доброе утро родная. При-вет», Настя улыбнулась и потянула руки ко мне, промычала что-то между «у-у-у» и «ы-ы-ы». Я ее погладила, как вы учили, в ритм ее имени: На-а-стя, с несколько большим нажимом на первый слог. Давай вместе споем песенку: у-у-у-у. Поет, но губы вперед не вытягивает. Звучание получается ближе к [ы].
14 декабря 2005 года. Все слова «пропрыгивала» с удовольствием, на ударный слог я приподнимала ее несколько выше. Настя в процессе игры: «пасики, пасики» (пальчики). Прощаясь с гостями, стоит у выхода и машет рукой и говорит: «пока».
18 декабря 2005 года. Слова «е-лоч-ка, де-ре-во» правильно хлопает только в моих ладошках, у самой не получается. Я собралась убирать Насте волосы: «Какие резиночки надеть?», Настя: «маики» (маленькие).
23 февраля 2006 года. Сама прохлопала слово «бу-ра-ти-но», но я держала ритм слова на детском пианино. Настя потянулась к папе: «Папоська, ной» (папочка родной).
19 апреля 2006 года. Делит конфеты: «кафеку маме, кафеку папе, кафеку ии (Ире) кафеку ме (мне)».
Музыкально-логопедические фронтальные занятия разработаны по единой матрице «Музыкально-логопедическое фронтальное занятие», узловыми соединениями которой стали компоненты речевого развития: двигательный, просодический, фонематический и лексический. Содержательным материалом узловые соединения матрицы наполнялась в зависимости от периода проведения, обозначенной лексической темы и речевых возможностей детей.
Музыкально-логопедическое фронтальное занятие
|
Нтальное занятие
|
Все музыкально-логопедические фронтальные занятия, учитывая возрастные особенности, проводятся по единообразной структуре и определенному сюжету:
1. Организация детей подгруппы риска в групповой комнате.
2. Движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета.
3. По музыкальному залу дети начинают двигаться организованно под ритм песенки, подобранной по сюжету движения. Останавливаются возле рояля.
4. Приветствие.
5. Сюрпризный момент (зачин): появление сказочного героя или проблемы, которую необходимо разрешить.
6. В основной части каждого занятия обязательными элементами включались:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на интонирование;
- задания на формирования ритмической основы речи;
- упражнения на развитие фонематического слуха;
- упражнения на развитие мелкой моторки;
- задания для развития общей моторки;
- пропедевтические задания для отгадывание загадок, на дифференциацию по цвету, форме, обобщающему понятию.
7. Итог занятия.
8. Прощание.
9. Организация движения в групповую комнату в порядке, обратном движению в музыкальный зал.
Музыкальное сопровождение применялось нами как принципиально важный фактор логопедической коррекции и пропедевтики интонационного, мелодического и ритмического компонентов речевого онтогенеза.