Проектно — композиционный раздел
Коллекцией принято называть несколько моделей одежды различного назначения которые объединены определенной идеей, отвечают некоторой тематике, имеют похожее цветовое решение и созданы для определенного сезона (весна-лето или осень-зима). Различаются авторская дизайнерская коллекция и коллекция определённого Дома моды или фирмы, которая может создаваться несколькими дизайнерами. Коллекции могут быть созданы для двух основных линий - от-кутюр и прет-а-порте. Под коллекцией костюмов понимается завершенная в своей композиционной целостности совокупность комплектов или ансамблей одежды, объединенных общим стилистическим и художественно-тематическим замыслом.
Все виды коллекций дифференцируются исходя из следующих признаков:
1. ассортимент: могут быть коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и т.п. в зависимости от профиля фирмы;
2. сезонность: как правило, новые сезонные коллекции демонстрируют два раза в год (на сезон осень/зима и сезон весна/лето). Однако крупнейшая промышленная ярмарка моды в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;
3. возрастная категория: коллекции одежды для грудных детей, коллекции одежды для тинейджеров и т.п.;
4. конкретное назначение: коллекции домашней одежды, одежды для сна, для спорта, отдыха и т.п.
Кроме того, коллекции подразделяются на следующие группы в зависимости от того, кому они предназначаются:
- индивидуальный гардероб (для индивидуального клиента);
- массовые (для определенного типа потребителей);
- групповые (для определенной группы людей): а) коллекции форменной одежды (школьная форма, форма муниципальной милиции и т.п.), б) коллекции фирменной одежды (для работников Аэрофлота, торговых фирм и т.п.), в) коллекции одежды для представительств и делегаций (например, для национальной команды на Олимпийских играх и т.д.).
Структура коллекции.При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции:
1. единство стилевого решения;
2. создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции.
Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей коллекции. Как правило, в коллекции должно присутствовать три композиционных центра: начало (первая модель или блок моделей, которые открывают показ), кульминация (как правило, в середине показа) и конец (модель или блок моделей, которые завершают показ);
3. построение тонального развития ряда;
4. построение цветового развития ряда, при этом желательно, чтобы совпадали тональный и колористический композиционный центры;
5. выявление структурной организации ряда: а) анализ стабильных элементов (силуэт, пропорции, ритм масс), б) анализ мобильных элементов (декор, фактура, конструктивные и декоративно-конструктивные линии, накладные детали);
6. родственный характер принципов технологического выполнения изделий.
Чаще всего коллекция состоит из блоков моделей, объединенных назначением, единством силуэта, цветового решения и т.п. Традиционно коллекция высокой моды состояла из следующих блоков-«выходов»: верхняя одежда (пальто, плащи, костюмы — в зависимости от сезона), костюмы, платья для города, платья для коктейлей, короткие вечерние платья, длинные вечерние платья, бальные платья, свадебные платья.
В современной моде, однако, не существует столь четко определенных ассортиментных групп, как во времена К.Диора. Некоторые дизайнеры вообще отказываются от традиционной блоковой структуры коллекции, демонстрируя отдельные модели, формально ничем не связанные между собой, кроме творческой концепции (особенно это характерно для коллекций представителей деконструктивизма в дизайне одежды). Но все-таки большинство дизайнеров придерживаются традиционной структуры коллекции:
- верхняя одежда;
- повседневная одежда;
- одежда для отдыха, спорта, для туризма и т.п.;
- одежда нарядная, праздничная и вечерняя;
- одежда специального назначения — для торжественных случаев, свадебная.
Мода – это господство определенного вкуса в некой сфере жизни. Как правило, мода не продолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому.
Мода – это форма проявления культуры, это отражение действительного, проявляющееся в манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует стать «немодным».
При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды, например, классический стиль в одежде.
Стиль одежды — определённая акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями.В рамках одного из стилей иногда различают его разновидности — подстили или микростили.
Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием — красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно сгармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей.
Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
Основной концепцией моей коллекции является сочетание двух противоположных стилей: классического и романтического. Классическими в моей коллекции будут являться базовые формы и силуэты, некоторая скромность в основной цветовой гамме – серые приглушенные оттенки. А из романтического стиля я позаимствовала декоративную отделку рюшами, которая придает моделям одежды из моей коллекции динамику, молодежную направленность, позволяет отойти от строгости официального, классического стиля, и придает некую наивность и романтику.
В моей коллекции отражаются модные тенденции текущего сезона: сочетание серого цвета с оттенками розового и фиолетового, сочетание материалов - костюмная ткань и легкий набивной шифон, а так же использование актуальной декоративной отделки рюшами. И поскольку модели из моей коллекции строятся на основе классических форм, то она может быть использована как в массовом производстве, так и для индивидуального заказчика.
Дизайн– творческая деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметов среды, называется дизайном.
В процессе профессиональной деятельности перед дизайнером одежды стоят многие задачи, связывающие с проектирование костюма. Одна из них понимание костюма как художественной системы с присущем ей образностью, выразительностью, гармоничностью, авторской индивидуальностью. Законы и правила токой системы изучает композиция.
Композиция - это построение художественной формы с позиций объединения всех элементов формы в единое целое. Композиция костюма является организующим началом, соединяющем все части костюма в гармоничное единство, выражающее идею автора в конкретной форме. Композиция костюма всегда связанна с его функциональным назначением ( костюм для дома, отдыха, работы, спорта и т. д.). Работая над композицией костюма, дизайнер одежды ищет варианты выражения своей идеи в конкретной художественной ферме, творчески высказывая образное решение и осознанно выбирая лучшее из них. Поэтому композицию считают результатом эмоционального, интуитивного, творческого и осознанно-продуманного выбора.
Основной закон композиции – все без исключения составные части художественной формы должны находиться в гармоничном единстве образного, функционального и конструктивного начал.
Композиция включает в себя такие понятия, как:
· Композиционное формообразование (геометрический вид, масса , силуэт, форма);
· Средства композиции (пропорции, ритм);
· Закономерности композиции - целостность структуры (композиционный центр, соподчинение);
· Предметы гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество, масштаб, симметрия, асимметрия, статика, динамика).
Силуэт– плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма.
Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.
Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.
Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными гео-метрическими фигурами:
• прямоугольный;
• трапециевидный;
• овальный;
• в виде двух треугольников с усеченными вершинами.
Рис. 3.1. Форма костюма, в основе которой лежит геометрическая фигура: 1 – прямоугольник; 2 – круг; 3 –треугольник
Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (рис. 3.2):
• Полуприлегающий силуэт – силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
• Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повто-ряющий его форму.
• Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений ха-рактерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
• Свободный – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.
Силуэт может быть фронтальным и профильным.
Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.
Рис. 3.2. Виды силуэтных форм костюма: 1 – полуприлегающий; 2 – прилегающий; 3 – приталенный; 4 – свободный
Цвет в композиции костюма
Знание о цвете занимало мы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний считал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь.
Современное понимание теории цвета связанно с квантовой теорией света, из которой следует, что наиболее возбужденные электроны излучают фиолетовые цвета спектра, а наименее возбужденные – красные.
Теория цвета не может обойтись без помощи научного цветоведения. Немецкий физик В. Оствальд при создании в 1917 г. своей системы цветов попытался расположить цвета в трехмерном пространстве. Он предложил объемное цветовое тело в виде двух конусов, имеющих общее основание (рис. 10). Вертикальная ось, проходящая через два конуса, располагает на себе ахроматические цвета от белого до черного. Если провести вертикальное сечение через вершины этого сложного геометрического тела, то в сечении получится ромб, по обе стороны которого по вертикали «черно-белой» оси располагаются два треугольника, содержащие дополнительные друг к другу цвета, которые называются «чистыми тонами». По сторонам ромба располагаются цвета, содержащие постоянное количество белого или черного. При проведении горизонтального сечения объемного тела получим располагающиеся в общем горизонтальном основании два конуса чистых насыщенных цветов, которые и будут образовывать «цветовой круг» (рис. 11).
Рис. 10 | Рис. 11 |
Система Оствальда представляет интерес для художников, интересующихся эффектами смешения белой, черной и цветных красок для подбора гармоничных сочетаний. Кроме того, он составил цветовой атлас, в котором представил 24 спектральных цвета с восемью ступенями по светлоте и насыщенности для каждого цвета.