Упражнение: «Марш» М. Дунаевского
Ходят с перестроениями: по кругу, по диагонали.
«Поскоки» укр. н. м.
Дети двигаются в 2х, 4х маленьких кружках.
М.р: Мы идем в гости. А куда, догадайтесь сами! Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
М.р: Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму? Итак, приглашаю всех в гости к сказке. (Занятие сопровождается показом слайдов) (На фоне музыки А.Вивальди «Зима») Давайте закроем глаза и шепотом произнесем слово “Зима”. (Дети повторяют) М.р: Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …). М.р: Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (Воем ветра, скрипом снега, шумом метели). Слушаем музыку зимы Включение звукового эффекта-метель. М.р: Не всегда природа зимой красивая и нарядная. Бывает она вьюжная, грозная, снежная, с воем ветра, шумом метели. Как в этом музыкальном отрывке.
Слушание: «Зима» 2ч. Вивальди «Времена года»
А теперь представьте себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки. Слайд Камелек - это русское название камина в доме или какого-либо очага в жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Слушание пьесы П. Чайковского Январь «У камелька»М.р: Какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке? Что вы представляете, слушая эту музыку? (ответы детей) Пьеса "У камелька" рисует картинку с мечтательным настроением. Слайд(портрет композитора) Мы сегодня с вами открыли «Детский альбом» П.И.Чайковского на зимней страничке, и услышали пьесу «Январь»- «У камелька».
М.р: Вот такой нам представилась Зимушка-зима в музыкальных произведениях композиторов. Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму? В каких музыкальных произведениях прозвучала зима? («Времена года» П.Чайковского и А.Вивальди). Для кого она стала любимым временем года? (ответы детей)
М.р: В долгие зимние вечера любили собираться все вместе, и петь, плясать, играть.
Пение: «Елочный хоровод» Михайленко, «К нам приходит новый год» В. Герчик, «Дедушка Мороз» Шаинского
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик»
Игра на музыкальных инструментах «Латвийская полька»
М.р: В ясный морозный день слышно, как снег скрипит под ногами. Как вы думаете, почему? Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск.
Танец «Метелица» Варламова
М.р: - А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора!
Игра «Ищи» Ломовой
Итог занятия, дети выходят из зала.
Занятие №33
«КАКАЯ ОНА ЗИМА?»
(Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программное содержание: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими терминами.
Передавать впечатления о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях. Передавать настроение, характер музыки в пении, движении. Создавать собственные танцевальные импровизации.
Содержание занятия:
1. Рассматривание картин, беседа по картинам.
2.Слушание «Зима» Вивальди, «Январь» Чайковского
3.Чтение стихотворений о зиме.
4. Пение любимых зимних песен.
5.Творчество «Танец снежных хлопьев» с лентами
6.Новогодний хоровод (по выбору детей)
Материал: Картины с зимними пейзажами, бумага, предварительно затонированная детьми, краски, ленточки, костюм Печкина.
Ход занятия:
(на стенах репродукции картин русских художников и детских работ о зиме) Воспитатель: Ребята, оглядитесь по сторонам. У нас в зале сегодня большая выставка. Какое время года изображено? В каком жанре живописи созданы эти картины? (пейзаж) Да, это зимние пейзажи. А вы знаете пословицы о зиме? Дети отвечают.
(стук в дверь)
М.р: Кто там?
(под муз. входит почтальон Печкин)
Печкин: Это я, почтальон Печкин. Это д/сад? Погдг. гр? Я принес письмо для ваших ребят.
Воспитатель: (читает письмо) Здравствуйте, ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она зима? Напишите нам о ней, или нарисуйте. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.
М.р: Ребята, давайте поможем жителям острова узнать, что такое зима и какая она бывает. Мы расскажем о зиме в ваших рисунках, отошлем их жителям острова Ч-Чанга. Договорились? (отв)
Восп: Назовите зимние месяцы. Вам нравится зима? Почему?
М.р: Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину «Иней», которую написал художник Иван Вельц.
(дети подходят к картине) Рассматривание картины, беседа.
М.р: Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель. С.Черный
А вы можете сейчас вспомнить стихи, которые соответствуют настроению этой картины?
Дети читают знакомые стихи.
М.р: А какие вам знакомы муз. произведения о зиме? (отв)
Послушайте фрагмент муз. произведения «Времена года» А.Вивальди.