Дети слушают муз. отрывок А. Вивальди «Осень» «Времена года».
Музыкальный руководитель.Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети. Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.
Музыкальный руководитель.Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.
Музыкальный руководитель. А про эту музыку можно сказать сумрачная?
Дети. Да.
Музыкальный руководитель. Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или различный.
Дети. Характер у них разный. В первом произведении – светлое, полетное, радостное, во втором – грустное, печальное, сумрачное.
Воспитатель. Обо всех временах года композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины, поэты посвящают стихи. И мы с вами знаем об осени стихи.
Дети читают стихотворение об Осени (по программе).
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, что бывают такие композиторы, которые сочиняют только песни, а называю их «песенниками». Они сочиняют музыку на стихи, и получается песня. А давайте и мы с вами исполним осенние песни нежного лирического характера.
Дети исполняют песни «Скворушка прощается» Попатенко, «Ах, какая осень». З.Роот.
Музыкальный руководитель. Ребята, хотите, я вам расскажу историю, которая случилась с маленьким ветерком.
Дети. Да!
Дети выходят на середину зала, под музыку берут листья, исполняют танцевальную фантазию в сопровождении и в соответствии с текстом ведущего. «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» музыка «Осенний сон» Джойса
Музыкальный руководитель.Однажды нежный летний Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежит через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.
Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее дети импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу, оставляя листья на ковре.
Музыкальный руководитель. Какой замечательный ковер укрыл землю!
Воспитатель.Ребята, посмотрите, осень прислала вам своё письмо. Давайте его откроем и прочтем, что же там написано.
Воспитатель открывает конверт, вынимает письмо, читает.
Воспитатель.«Ребята, скоро придет черед мне уступать место зиме. Но чтобы нам не было так грустно расставаться, давайте поиграемв разные и очень интересные игры.
Музыкально-дидактическая игра «Ветерок в осеннем лесу»
«Грустно-весело»
Игра на музыкальных инструментах «Петушок» р. н. м.
Музыкальная игра «Колобок» р. н. м.
М.р:Молодцы, ребята. Вы справились с заданием осени. Ну, а сейчас пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось. Ответы детей.
Музыкальный руководитель под музыку прощается с детьми, дети уходят.
Занятие № 12
«В гостях у осени»
(Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Программное содержание:
1.Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
2.Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
3.Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
4.Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты.
5. Осваивать движения бокового галопа. Учить детей двигаться спокойным хороводным шагом.
6. Учить детей импровизировать в определенном жанре, заканчивать пение на устойчивых звуках. Начинать петь сразу после вступления, исполнять ласково, напевно, в умеренном темпе, выполнять динамические оттенки.
7. Различать изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения, передавать ритмический рисунок.
Содержание занятия:
1.Слушание «Листопад» Попатенко
2.Упражнение: «Хороводный шаг» р. н. м., «Боковой галоп» фр. н. м.
3. Пение: «Скворушка прощается» Попатенко
«Листопад» Березняк
4. Игровое творчество «Медведи»
5.Музыкально-дидактическая игра: «Нарисуем песенку»
6.Хороводная игра «Утица» р. н. м.
6 Танец «Парная пляска» к.н.м
Материал: лечебные травы, муляжи грибов, кукла в костюме «Осень», картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый), аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей).
Ход занятия:
М.р: Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна-красна, лето красное, осень золотая). Мой знакомый, Лесовичок прислал нам лечебные травы, чтобы мы никогда не болели (Подносит на подносе и показывает).
Воспитатель: Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это зверобой, это подорожник ….)
Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы. Лесовичок будет доволен вами.
А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой…)
Да, они росли летом и впитали в себя тепло, свет, влагу и выросли такими полезными и нужными для здоровья людей.
Давайте, отдадим эти травки нашему повару, а она нам лечебный напиток приготовит. А мы потом будем его пить да Лесовичка благодарить, лето вспоминать.
М.р: К нам пришла на порог, красками играя,
Чудо-рукодельница, кто она такая? (Осень золотая).
(Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде).
Какая к нам пришла осень? (Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная и т.д.)
Молодцы! Много слов сказали Осени – рукодельнице!
- А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как будто повесила золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что скоро придётся с красивым нарядом расстаться).
М.р: Да, ребята, действительно, осень – рукодельница!