Материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства»

Отклонения относятся к модуляционной хроматике, т.е. к той стороне гармонии, которая связана с любым взаимодействием тональностей в музыкальном произведении и играет существенную роль в организации музыкальной формы. Переход в другую тональность может быть осуществлен различными способами, может быть разной продолжительности, иметь разное местоположение в форме. Все это образует различные виды модуляционной хроматики, одним из которых и является отклонение.

Отклонением называется появление новой тональности внутри музыкального построения, после чего следует возвращение к прежней или переход в какую-либо иную тональность. Признаками отклонения являются также кратковременность появления и отсутствие каденционного закрепления. Последний признак позволяет некоторым теоретикам называть отклонение некаденционной модуляцией (Н.Долматов). Принципиальное различие между отклонением и модуляцией более явно проступает в экспозиционных частях музыкальной формы. В разработочных же разделах оно обычно стирается и здесь целесообразнее говорить о модуляционных явлениях.

Доминантовая и субдоминантовая гармонии ко всякому аккорду данной тональности (кроме Т), называются побочными доминантами и субдоминантами. Своим появлением они выводят за пределы исходной тональности. Продолжительность и полнота охвата новой тональности при отклонении может быть различной: новая тональность может быть представлена двумя аккордами (а иногда и одним – побочной D), а может – несколькими.

I. Виды отклонений.

1.Отклонение через побочную доминанту, или автентическое, – это самое распространенное отклонение. В качестве побочной D чаще всего выступают обращения D7. Основной D7 значительно реже используется в отклонениях, чем его обращения. Побочная доминанта может быть введена после любого аккорда исходной тональности. Главным условием ее введения является плавность голосоведения и отсутствие переченья. Во избежание переченья хроматические варианты одной и той же ступени должны находиться в одном голосе.

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

III D65→S D43→II D43→VI D43→VI VII7→II

В качестве побочной D может использоваться вводный септаккорд, чаще уменьшенный, в основном виде и во всех обращениях (реже других берется VII2). Если аккорд, предшествующий побочной D, содержит удвоение звука, подлежащего хроматическому изменению, то один из двух идет на хроматический полутон, а другой – в противоположную сторону на тон или полутон. Побочной доминантой в этом случае обычно бывает VII7. Побочный VII7 берется чаще всего тогда, когда отклонение происходит на секунду вверх от исходного аккорда (например, после Т – во II ступень, после II – в III и т.д.).

2. Прерванный оборот в автентическом отклонении. Возникает в том случае, когда побочный D7 (в основном виде) разрешается не в тонику, а в VI ступень новой тональности. Особенно часто используется этот оборот при отклонении в тональность VI ступени. материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T D7→ (VI) S

3. Отклонение через побочную субдоминанту, или плагальное, - отклонение, получившее распространение в западноевропейской романтической музыке, однако особенно оно характерно для русской музыки с присущей ей значительной ролью субдоминантовой сферы. Среди побочных S главное место занимает II7 c обращениями (в основном II65). Могут также использоваться альтерированные II7 и IV7.

4. Отклонение через полный гармонический оборот, или «глубокое» отклонение –отклонение, в котором в качестве побочных аккордов используются и S, и D новой тональности. Это отклонение обычно представляет собой плавный по голосоведению, «удобный» оборот:

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T II43→D7→II T II43→D7→III t II7→D43→VI

Особенно характерны «глубокие» отклонения для Чайковского, Рахманинова, многих других романтиков, часто используются в популярной легкой музыке.

5. Отклонение без появления тоники новой тональности.Побочные S и D, принадлежащие новой тональности, и особенно их сочетание, уже дают ощущение отклонения, даже если разрешение в тонику отсутствует. Тоника может быть лишь намечена (взята в виде септаккорда) или вовсе заменена другим аккордом основной тональности.

6. «Перевернутое» отклонение – такое отклонение, при котором Т новой тональности звучит раньше, чем S и D, побочные к этой тональности.

Если для композиторов-классиков более всего типичны автентические отклонения, то в гармонии романтиков, наряду с ними, широко применяются отклонения через полный оборот («глубокие»). Все остальные виды отклонений относятся к менее употребительным. Однако их использование в XIX в. свидетельствует о развитии этого вида хроматики и расширении его красочной палитры. Особая красочность принадлежит плагальным отклонениям, которые привносят в музыку ярко выраженный национальный (главным образом – русский) колорит и, помимо этого, особенную лирическую интонацию. Интересен и выразительный эффект «обманутого ожидания», образуемый отклонением без появления новой тоники. Каждое из менее распространенных видов отклонений имеет свой оттенок выразительности, отличный от общеупотребимого автентического отклонения.

II. Направление отклонений.

Отклонения происходят во все тональности диатонического родства: в мажоре – в тональности II, III, IV, V, VI ступеней, в миноре – в тональности III, IV, V, VI и VII ступеней. В XIX в. встречаются также отклонения в тональности низкой II, низкой VI ступеней, т.е. не в первую степень родства. Чаще всего используются отклонения в тональности субдоминантовой группы. При отклонении в тональность IV ступени наиболее удобно брать побочную D сразу после тоники основной тональности, которая оказывается трезвучием D в новой тональности, после чего к ней добавляется септима, а в миноре она еще и «омажоривается». По этому образцу совершаются все отклонения на квинту вниз: от II ступени – в тональность V ступени, от VI – в тональность II ступени (только в мажоре), от III – в тональность VI ступени.

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T D2→S6 T6 D65→S II6 D65→D VI D2→II6

Отклонение в этом направлении совершается через побочные D2 и D65. Через основной D7 отклонения происходят гораздо реже, ввиду свойственного этому аккорду разрешения в неполное трезвучие.

Отклонение на терцию вниз относится к наиболее употребимым: от Т – в тональность VI ступени, от VI ступени – в тональность IV ступени, от IV ступени – в тональность II ступени (только в мажоре). В этом случае побочной доминантой служит D43.

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T D43→VI VI D43→S S D43→ II

Популярным является и отклонение на большую секунду вверх: от Т в тональность II ступени (только в мажоре), от S – в тональность D, от D – в тональность VI ступени. В большинстве случаев побочной доминантой здесь является уменьшенный VII7. Во избежание переченья прима исходного аккорда идет на хроматический полутон вверх, а ее удвоение – на ступень вниз:

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T VII7→II T6 VII65→II6 D VII7→VI

Несколько реже встречаются автентические отклонения на терцию вверх и на квинту вверх: от Т в тональность III ступени, от Т в тональность D, от от D в тональность II ступени (в мажоре), от II ступени в тональность VI ступени (в мажоре), от III ступени – в тональность VII ступени (в миноре).

Отклонение от тоники мажора в III ступень, редко встречающееся у классиков и более популярное в XIX в., осуществляется обычно через полный гармонический оборот, иногда – только через побочную S. Знаменитый «Свадебный марш» Мендельсона начинается с «глубокого» отклонения в III ступень. Варианты отклонения в III ступень:

материалы по теме «отклонения в тональности i степени родства» - student2.ru

T II65→D2→ III T II43→D7→ III T6 II65→ III T6 VII7→ III

Наши рекомендации