Функциональная модуляция в тональности I степени родства

БИЛЕТ №1

Мелодическая фигурация

Фигурация – один из методов фактурной обработки материала. Различают фигурацию:

I Ритмическую (исполнение звука или аккорда в опред. ритме)

II Гармоническую (поочередное движение по тонам аккорда)

III Мелодическую

Представляет собой усложнение мелодии самостоятельным ритмо-мелодическим движением. В таком движении образуются помимо аккордовых также неаккордовые фигурационные тоны. Т.е.звуки, не входящие в состав аккорда, но звучащие на его фоне.

Неакк. тоны вступают с аккордовыми в определенные отношения и различаются по отношению к акк. тонам по 2ум признакам:

I по высотному

II по метрическому

Разновидности неаккордовых тонов:

I Задержание

Продление тона предыдущего аккорда в последующем с дальнейшим его разрешением на более слабой доле. Задержание может быть слигованным и неслигованным, в одном голосе, в двух или в трех (двойное или тройное задержание). Обычно оно является неаккордовым звуком, но может быть и аккордовым. Например, I ступень в соединении : II43 – K (септовый тон на месте).

Правила использования

I Правило занятого тона

Гласит: в момент задержания в остальных голосах, кроме баса, не должно быть того аккордового звука, в который оно разрешается.

II Запрещаются параллельные квинты и октавы между аккордами.

III При слигованном задержании приготовление не может быть короче задержания.

IV В момент разрешения возможен переход аккорда в его обращение.

Занятый тон в альте или в теноре, который разрешается при задержании. Не может быть тоном, занятым в сопрано.

II Вспомагательная

Прилегает вторым ходом к последующему аккордовому тону. Может быть строгая (между двумя звуками одинаковой высоты) и свободная (берется скачком), диатоническая или хроматическая, верхняя или нижняя, на слабой доле или на сильной.

Вспомагательная может разрешиться через звук (разрешается).

Действует правило занятого тона.

III Проходящие

Образуются в гаммообразном движении на слабые или сильные доли (высотный признак, поступенное движение).

Действует правило занятого тона и параллельных квинт и октав.

IV Комбиата

Отклоняется на секунду от предыдущего тона, а разрешается скачком.

Пример: 5V7-6V7-8I

V Предъем

Предвосхищение на слабой доле звука, принадлежащее следующему аккорду (метрический признак).

VI Гармонические ноты

Движение по тонам аккорда, воспринимаемое как самостоятельное мелодическое движение.

Гармонические ноты совпадают с аккордовыми нотами, но сохраняют значение мелодической фигурации. В отличии от гармонической фигурации они имеют значение мелодических тонов, а не орнаментально разложенного аккорда. («Весна» Моцарта).

Билет №2

Модуляции. Классификация

Модуляции делятся в зависимости от того, что модулирует, что подвергается изменению, на:

1) тональные;

2) ладовые (тоника одна, меняется лад – С dur – с moll);

3) внутритональные функциональные (переменные функции при сохранении действия основного ладового центра

moll: I-VIIн(V53/III)-IIIн-II6-K-V7-I).

Тональная М. – переход из одной тон-сти в другую, т.е. смена ладового центра. Классифицируются:

  • по весомости

1) совершенная (Тон-сть, при которой последующая тон-сть устойчивей предыдущей; модуляция-переход, которая осуществляется в конце построения с использованием соверш.К)

2) несовершенная (Модуляция-отклонение. М.б. вспомогательным или проходящим(неск. отклонений))

  • по способу связи

Функциональная М

совершается через общий (посредствующий) аккорд с переменой в ладу его

места, а возможно и функции. Подразделяются на :

а) без гармонизма

б) энгармоническая ф.м.

происходит через Mdur7 (тон на т выше К), ум7 (п/т выше К), ув53

Мелодико-гармоническая

Основывается на мелодической связи соседних аккордов, принадлежащих к разным тональностям. (С-dur: I- V43/As-dur-As-dur)

Мелодическая

Осуществляется в одноголосии, не подразумевающем гармонического сопровождения (встречается в фольклоре).

Сопоставление

Происходит скачком вне связи. Новая тоника появляется без подготовки, как правило, в начале нового раздела форма.

  • по родству

1) модуляции в I ст.родства

к ней относятся тон-сти, имеющие в числе общ. аккордов их тоники.

2) модуляции во IIую ст.родства

Тон-сти, имеющие общие аккорды, но не тоники

3) модуляции в IIIую ст.родства

Тон-сти, не имеющие общих аккордов, и модуляция совершается через неск.

тон-стей, состоящих друг с другом в I или II ст.родства.

При энгармонической мод. берется в ту тон-сть, куда идем, ум7 на тон выше К (можно всегда) или на IV+, dur7 берется на п/т выше К или Mdur2 на IV+ (можно не в любую тон-сть, а лишь когда он есть как основная D или побочная D в начальной тональности(D тон-стей I ст.родства)).

Билет №3

Функциональная модуляция в тональности I степени родства

Тональной модуляцией наз-ся переход из одной тон-сти в другую. Под тон модуляцией подраз-ся переход через общий, или как он еще наз-ся, посредствующий для начальной и последующей тон-сти аккорд, меняющий своё положение в ладу, а возможно и фунцию.

Общий аккорд создает подготовку для модуляции, а выводит гармоническое движение из предыдущей тон-сти и направляет в новую модулирующий аккорд, характерный для новой тон-сти и нехарактерный для предыдущей.

Отличие модуляции и перехода от внутритонального отклонения состоит в закреплении перехода кодансом сложным (I или II рода).

Непосредственная связь тон-стей основ-ся прежде всего на взаимоотношениях их тоник: чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее соотношение самих тональностей.

Соотношение тон-стей проще тогда, когда они имеют наибольшее кол-во общих звуков и аккордов.

Наиболее близки те тон-сти, тонические трезвучия которых расположены на ступенях основной тон-сти – это тон-сти I степени родства к основной.

Например, D – e

Но уже внутри I степени родства не все тон-сти одинаково близки основной. Эта близость определяется кол-вом общих аккордов.

Выделяются 3 группы:

1) наиболее близкая параллельная тон-сть (все трезвучия общие у мажора и натурального минора)

2) тон-сти с разницей в один знак (D и её параллельная, S и ее пар. У них по 4 общих аккорда)

3) наименее близкие тональности (IV+ в мажоре, Vг в миноре) по 2 общих аккорда.

Всего 6 тон-стей I степени родства.

Для функциональной мод-ции без энгармонизма характерна большая постепенность, плавность перехода, нежели для энгармонической.

Ф.м. обычная, не энгармоническая может происходить 3путями:

- через мод. S

- через мод. D

- через промежуточную тон-сть (общую для начальной и последующей).

Билет №4

Побочные доминанты

Модулирующие D-ты, не теряющие в отклонениях связи с начальной тональностью наз-ся побочными D-тами.

Каждое мажорное или минорное трезвучие лада имеет свои побочные D-ты в виде:

V7, VII7, реже в виде V53 или VII53

VII7, как правило, берется в виде ум7 (даже в мажоре)

Побочные доминанты вносят в гармоническое движение красочность и разнообразие. Они могут:

1) заменять диатонические аккорды (особенно в автентических оборотах)

вместо I6-III2-VI2 => I6-V2/VI-VI6

или

вместо VI-VI2-II6 => VI-V2/II-II6

Наши рекомендации