Тема «строение (формы) музыки» в 3 классе.
Музыку как и здание надо выстраивать. Фраза, предложение, часть – это уже уч-ся знают, а вот, когда меняется характер музыки, происходит смена часте – простая 2-х частная АВ, 3-х частная АВА, форма рондо АВАСА, вариации АА1А2 доступны для третьеклассников. Снова работают принципы повтора и контраста. Повторяются части, тема.
Учебно-воспитательные задачи –ввести и закрепить понятие контраста и повтора в музыке, на этой основе закрепить умение делить музыкальную речь произведения на части. По аналогии с фрагментами литературных произведений разобраться в строении одночастных музыкальных композиций: фразы, предложения, кульминация. Ввести понитие агогики. В творческих композиторских заданиях научить строить 2-х частные контрастные, 3-х частные, рондо и вариационные композиции.
26.ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
Эта проблема очень важная. Охрана здоровья, зрения, осанки, голоса.
1)охрана физиологии – рабочий режим (35-45 мин) паузы во время репетиций, детям надо говорить, что нельзя кричать на улице – холодный воздух влияет на связки (хол.вода, пыль, курение, семечки, краска) 2) охрана связанная с хоровой фактурой – не рекомендуется брать произведения в которых связаны крайние звуки диапазона, неестественная большая звучная динамика форте длится нельзя – это трудно детям, меньше исполнять песни – марши – это трудно детям, чередовать аккомпанемент песни с сопровождением – надо вести индивидуальную работу с солистами, чередовать.
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.
В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование – процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладение опорными знаниями по музыке. В младших классах занятия музыкй предполагают развитие воображения и фантазии детей. Понимание соотношения форм природы с формой искусства, развитие способности ощущать их общность: цвет-пространство-объем-звук.
В основе – идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка с природой самого искусства. Для младших школьников это в первую очередь принесенный из дошкольного возраста интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность относиться ко всему как к живому, богатый игровой опыт.
Содержание структуры:
1 класс.
Что такое музыка?
Изчего она состоит?
Кто ее сочиняет?
Что делает музыку выразительной?
Настроение человека и настроение в музыке.
Жанры музыки (песня, танец, марш)
2 класс. Изучаются закономерности развития музыки и композиционного построения муз.пр-ний, об интонировании на всем протяжении муз.пр-ния.
Накопление музыкально-слухового опыта
В процессе слушания музыки вводятся знания о структурах рондо, сюиты, одночастной формы, полифонии.
3 класс. Опера и балет. Анализ концертной жизни (конц.залы, муз.конкурсы, театры, праздники, муз.кол-вы, учебные заведения)
4 класс. Народная музыка в творчестве композиторов. Формы и способы использования нар.тв-ва, обработка, варьирование, сочинение музыки в народном духе. Исполнительские средства выразительности, динамика, штрихи, фразировка, агокика. Музыкальные профессии, композиторы, дирижеры, пианисты, музыканты, солисты, артисты.
28.ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСНИ. МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ.
Вокально-хоровая работа над произведение условно состоит из следующих этапов: ознакомление с песней, освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения, закрепление и повторение. Ознакомление начинается с показа песни учителем, цель которого заинтересовать уч-ся песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение учителем песни. После прослушивания целесообразно проанализировать средства муз.выразительности. разучивание песни проводится по фразам. В 1 классе по слуху, со 2 класса желательно по нотам. Показывая каждую фразу, учитель обращает внимание на характер, особенности ритма. В дирижировании использовать рабочий жест.разучив песню учитель объясняет непонятные слова, добивается осмысленного и прочувствованного произнесения текста. Разучивать песню целесообразно начтнать с припева. Как правило, работа над одним произведением расчитана на несколько уроков – на 1 дети знакомятся с песней и разучивают 1 куплет, на 2 повторяют 1 куплет и учат текст дальше, на 3 выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания мл.школьников на каждом уроке следует работать не над одним произведение, а как минимум над двумя контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома, то вторая может быть новой. Когда произведение хорошо усвоено детьми, оно может быть исполнено с движениями, муз.инструментами. при выборе песни учитель должен учитывать возрастные особенности детей, важно, чтобы песня соответствовала теме урока.