Звучит «Воинственный марш», во время которого на сцене разворачиваются игры козлят.
Стойте, друзья, командиром стал я. По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад!
Под музыку марша мы играем в «разведчика»: {Весь класс исполняет ритмическое сопровождение —удары барабана, которые отчетливо слышны в музыке марша).
Ученик-«разведчи»к пробирается с «донесением» (из дальнего угла класса) к Малышу-«командиру» (он стоит у стола учителя).
При этом двигаться он может только тогда, когда в музыке звучат короткие звуки, на длинных же звуках «разведчик» замирает, оглядываясь по сторонам, затем вновь продолжает свой путь.
Завершит знакомство с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят» разучивание хора.
Семеро козлятСемеро, семеро, семеро козлят Весело, весело, весело шумят. Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке. Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, прыгать и бодаться, Прыгать и бодаться. Весь процесс разучивания должен быть направлен на передачу детьми жизнерадостного характера этой музыки. Сочетание в этом фрагменте песни, танца и марша дают основание формировать певческие навыки с учетом жанровой принадлежности этой музыки.
Песенный характер должен проявиться в напевности, мягкости, слаженности звучания детских голосов, в спокойном вдохе.
Маршевость потребует четкого исполнения ритмической основы музыки, отчетливой артикуляции, одновременных окончаний слов в конце музыкальных фраз.
Танцевальность позволит придать исполнению легкий, непринужденный характер, нацелит на выделение акцентируемых звуков.
Исполнение хора может органично сочетаться с маршировкой, инструментальным четырехручным сопровождением, изобразительными движениями, передающими общий веселый настрой музыки и характеры каждого из козлят.
ТЕМА: «Ничего на свете лучше нету...»
Цель урока:познакомить детей с ролью музыки в мультфильме. Музыкальный материал:«Бременские музыканты». Из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм (Г.Гладков, стихи Энтина).
- «Песня друзей» и приезд музыкантов в город;
- Песня и танец атаманши и разбойников;
- «Песня трубадура»;
- Принцесса и трубадур;
- Менуэт во дворце.
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Ничего на свете лучше нету...»
Ход урока
Организационный момент.
1) Вспомнить песни из любимых мультфильмов.
2) Спеть хотя бы по одному куплету из них.
3) Выяснить, зачем композиторы сочиняют музыку к кинофильмам, телепередачам, мультфильмам.
Вывод:музыка помогает зрителям лучше узнать персонажей фильмов, понять его сюжет, следить за развитием событий.
Развитие темы урока.
- Откройте учебник-тетрадь на с 74-75. Там на рисунках-кадрах изображены персонажи известной сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»: верные друзья (Кот, Петух, Ослик и Пес), разбойники с Атаманшей, Трубадур и Принцесса.
Песня друзей» - разучивание.
Песня трубадура» - разучивание.
Трубадуры - так называли поэтов-певцов во Франции XI—XIIIвв.Это слово означает «находить, изобретать, слагать стихи, воспевать». Трубадуры владели музыкальной грамотой. До наших дней сохранилось свыше 250 их песен с нотной записью. Трубадуры или ихпомощники (менестрели) аккомпанировали себе на виолах, арфах и других инструментах. В своих песнях трубадуры воспевали рыцарскую любовь, счастье жизни.
3) Прослушивание «Бременских музыкантов» из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм.
Текст поможет детям восстановить в памяти сюжет сказки. Музыка нарисует портреты главных героев, поможет побывать в «гостях» у разбойников и на балу в королевском дворце.
Сравнить разные музыкальные характеристики и сопоставить их музыкальный язык:
- Как «высказывается» каждый из персонажей?
- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают их нрав, настроение?
- Какие средства музыкальной выразительности передают отношения композитора к своим героям?
З.Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».
Понять и почувствовать роль музыки в создании сказочных образов мультфильма-сказки.
Продолжить работу с образами «Бременских музыкантов» и на уроках изобразительного искусства - создать рисованный мультфильм по мотивам сказки.
ТЕМА: Обобщающий урок
Цель урока:выявить степень усвоения учащимися двух тем: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Ход урока
Организационный момент.
Это обобщающий урок четверти и всего первого года обучения.
Сценарий составляется с учетом того, чтобы выявить степень усвоения учащимися двух тем:
«Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Работа детей с разворотом учебника-тетради, на котором представлены «Афиша» и «Программа».
Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю ребята могут дома.
2. Составление и «озвучивание» программы концерта для родителей.
- На уроке учащиеся вспоминают полюбившиеся музыкальные произведения.
- Хоровое, ансамблевое и сольное пение разученных на уроках песен.
3. Ролевые игры:
- «Играем в композитора»;
- «Сочини песенку»; -«Играем в дирижера»; -«Разыграй песню» и др.
4.Слушание музыкальных произведений и их интонационно-образный анализ.
Твой музыкальный словарик».
Использовать разворот учебника-тетради «Твой музыкальный словарик», который поможет учителю и учащимся вспомнить и закрепить в памяти те понятия и музыкальные термины, которые изучались в течение учебного года. Эти понятия должны ассоциироваться в сознании детей с конкретными музыкальными произведениями, а знания о музыке должны опираться на музыкально-слуховые представления.
ТЕМА: Урок-концерт
Цель урока:определение уровня музыкальной культуры учащихся. Музыкальный материал:
- «Нотный хоровод», В. Герчик, Н.Френкель;
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;
- Фрагмент из детской оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля, ел. Е. Манучаровой;
- «Разыгрывание» русской народной песни-игры «Горелки». Дополнительный материал:
костюмы к опере Коваля «Волк и семеро козлят».
Ход урока
Организационный момент.
1) Во вступительном словеобъяснить присутствующим цель данной встречи, рассказать о том, что происходило на уроках музыки в течение года.
2) Вход детей под звуки марша. 3)Музыкальное приветствие учителя и гостей.
2. Исполнение песни:
«Нотный хоровод», В. Герчик, Н.Френкель - с участием хора и группы солистов.
3. Слушание: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.
- Демонстрация навыков восприятия музыки и ее интонационно-образного анализа учащимися.
- Вопросы к родителям по поводу содержания и характера музыки.
- Создание композиции, включающей вокализацию главной темы произведения, пластическое интонирование, музицирование.
4. Вокальная импровизацияна заданную интонацию или стихотворный текст с использованием музыкальной грамоты.
5. Концертное исполнение:
- фрагмент из детской оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля, сл. Е. Манучаровой;
- «разыгрывание» русской народной песни-игры «Горелки»;
- инсценировка фрагмента народного праздника.
8. Конкурсы(по выбору учителя):
- исполнение знакомой песни,
- конкурс «дирижеров»;
- конкурс «барабанщиков»;
- конкурс марша и т.п.
Итог урока.
Заключительное слово учителя об итогах этого учебного года и перспективах следующего.
Рекомендации родителям по созданию домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки книг по искусству.
- Исполнение всеми присутствующими песни.
- Выход под праздничную музыку.