Звучит «Галоп» И.О.Дунаевского.
- Как звучит музыка?
- Что она рисует?
- Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?
(Главное свойство музыки - это изображение движения, упругого ритма бега).
Ребята попытаются сами изобразить цокот копыт бегущих лошадок ритмичными ударами кистей рук со сплетенными пальцами.
Чтобы восприятие и исполнение этой пьесы первоклассниками было эффективным, развивало слуховую активность детей, исполнить эту пьесу на фортепиано, изменяя темп и динамику звучания (тихо -громко, затихая - усиливая).
- Ну что, Бом, изменилось твое мнение насчет музыки? Могли ли так четко выполнять цирковые трюки лошади и артисты без музыки?
Вывод:музыка нужна и важна в цирковом представлении.
3.Песенный репертуар.
Можно включить песни, в которых рассказывается о животных: Прослушивание песен «Мы катаемся на пони» Г. Крылова, ел.
М. Садовского; «Лошадки» Ф. Лещинской, ел. Н. Кучинской, переводс польского Н. Найденовой.
- Что мы можем сказать об этих песнях?
(Эти песни носят изобразительный характер, звучат в подвижном темпе. Требуют при разучивании четкой артикуляции, точных вступлений на каждую фразу. Требуют выразительного исполнения возгласов: «Но! Но! Но!» или «Цок! Цок! Цок!». Требуют пропева-ния мелодической линии в быстром движении).
«Слон и скрипочка», В. Кикт, ел. В. Татаринова - слушание,разучивание.
Обратить внимание на мягкий, напевный звук, протяжное звучание выдержанных звуков в конце фраз, поиска исполнительского плана, в котором звучание каждого нового куплета будет отличаться от предыдущего.
Прослушивание песни «Добрые слоны» А. Журбина, ел. В. Ше-ленского. (Песня передает впечатление ребенка, наблюдающего за тем, как танцует слон).
- Как звучит запев? (Запев звучит сначала как неторопливый рассказ. Он требует спокойного, естественного звучания голосов, широкого дыхания, тщательного исполнения длинных звуков в конце фраз).
- Как звучит припев?
(В припеве изменяется ритмический рисунок, подчеркивающий танцевальностъ песни).
Поэтому нужно следить за ритмически точным воспроизведением пунктирного ритма, аккуратного интонирования нисходящих ходов мелодии вконце фраз, активного дыхания на самых высоких звуках диапазона (движение к кульминации на звуке «ми»), которые нужно исполнить легко, без «нажима» и форсированного звучания.
4.Бим:Итак, мы с вами покатались на пони, скакали на лошадях, посмотрели на грустного слона, который не умеет играть на скрипочке, а про нас, клоунов, забыли.
Звучит мелодия «Клоунов» Д. Кабалевского.
- Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?
- В каком характере звучит музыка?
- Что она напоминает - песню, танец или марш?
- Определите, чье выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?
Если сыграть пьесу медленно, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трех звуков, последний из которых постоянно меняется, и в быстром темпе непросто попасть пальцем на нужную клавишу! Музыка же от этого приема становится шутливой и затейливой, как веселые проделки клоунов. Нотная запись на доске этой интонации и выделение изменяющегося звука поможет детям убедиться в оригинальности такого «звукового» озорства.
- Давайте придумаем и исполним сценку под музыку «Клоунов», в которой они изобразят забавную клоунаду. Украсим её звучанием бубна, маракасов, румбы, треугольника.
Исполнение мелодии «Клоунов» детьми.
- Проводим наших клоунов, которые поняли, что музыка необходима в цирке, и откроем наши учебники на развороте «Музыка в цирке».
Видите, Муза исполняет разные роли цирковых артистов, а музыкальное сопровождение циркового представления исполняет оркестр, во главе которого - дирижер.
ТЕМА: «Дом, который звучит»
Цель урока:ввести детей в мир музыкального театра.
Музыкальный материал:
- Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова;
- «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского;
- «Золотые рыбки» из балета «Конек - Горбунок» Р. Щедрина.
- «Мелодия» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»;
- Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха» М.Красева, К.Чуковского.
Проблема урока:где мы встречаемся с музыкой?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Дом, который звучит».
Ход урока