Звучит «Галоп» И.О.Дунаевского.

- Как звучит музыка?

- Что она рисует?

- Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдаю­щих этот цирковой номер?

(Главное свойство музыки - это изображение движения, упруго­го ритма бега).

Ребята попытаются сами изобразить цокот копыт бегущих ло­шадок ритмичными ударами кистей рук со сплетенными пальцами.

Чтобы восприятие и исполнение этой пьесы первоклассниками было эффективным, развивало слуховую активность детей, исполнить эту пьесу на фортепиано, изменяя темп и динамику звучания (тихо -громко, затихая - усиливая).

- Ну что, Бом, изменилось твое мнение насчет музыки? Могли ли так четко выполнять цирковые трюки лошади и артисты без музыки?

Вывод:музыка нужна и важна в цирковом представлении.

3.Песенный репертуар.

Можно включить песни, в которых рассказывается о животных: Прослушивание песен «Мы катаемся на пони» Г. Крылова, ел.

М. Садовского; «Лошадки» Ф. Лещинской, ел. Н. Кучинской, переводс польского Н. Найденовой.

- Что мы можем сказать об этих песнях?

(Эти песни носят изобразительный характер, звучат в по­движном темпе. Требуют при разучивании четкой артикуляции, точ­ных вступлений на каждую фразу. Требуют выразительного исполне­ния возгласов: «Но! Но! Но!» или «Цок! Цок! Цок!». Требуют пропева-ния мелодической линии в быстром движении).

«Слон и скрипочка», В. Кикт, ел. В. Татаринова - слушание,разучивание.

Обратить внимание на мягкий, напевный звук, протяжное зву­чание выдержанных звуков в конце фраз, поиска исполнительского плана, в котором звучание каждого нового куплета будет отличаться от предыдущего.

Прослушивание песни «Добрые слоны» А. Журбина, ел. В. Ше-ленского. (Песня передает впечатление ребенка, наблюдающего за тем, как танцует слон).

- Как звучит запев? (Запев звучит сначала как неторопливый рас­сказ. Он требует спокойного, естественного звучания голосов, широ­кого дыхания, тщательного исполнения длинных звуков в конце фраз).

- Как звучит припев?

(В припеве изменяется ритмический рисунок, подчеркивающий танцевальностъ песни).

Поэтому нужно следить за ритмически точным воспроизведени­ем пунктирного ритма, аккуратного интонирования нисходящих ходов мелодии вконце фраз, активного дыхания на самых высоких звуках диапазона (движение к кульминации на звуке «ми»), которые нужно исполнить легко, без «нажима» и форсированного звучания.

4.Бим:Итак, мы с вами покатались на пони, скакали на лоша­дях, посмотрели на грустного слона, который не умеет играть на скри­почке, а про нас, клоунов, забыли.

Звучит мелодия «Клоунов» Д. Кабалевского.

- Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?

- В каком характере звучит музыка?

- Что она напоминает - песню, танец или марш?

- Определите, чье выступление на цирковой арене может сопро­вождать эта музыка?

Если сыграть пьесу медленно, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трех звуков, последний из которых по­стоянно меняется, и в быстром темпе непросто попасть пальцем на нужную клавишу! Музыка же от этого приема становится шутливой и затейливой, как веселые проделки клоунов. Нотная запись на доске этой интонации и выделение изменяющегося звука поможет детям убедиться в оригинальности такого «звукового» озорства.

- Давайте придумаем и исполним сценку под музыку «Клоунов», в которой они изобразят забавную клоунаду. Украсим её звучанием бубна, маракасов, румбы, треугольника.

Исполнение мелодии «Клоунов» детьми.

- Проводим наших клоунов, которые поняли, что музыка необхо­дима в цирке, и откроем наши учебники на развороте «Музыка в цирке».

Видите, Муза исполняет разные роли цирковых артистов, а му­зыкальное сопровождение циркового представления исполняет оркестр, во главе которого - дирижер.

ТЕМА: «Дом, который звучит»

Цель урока:ввести детей в мир музыкального театра.

Музыкальный материал:

- Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова;

- «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского;

- «Золотые рыбки» из балета «Конек - Горбунок» Р. Щедрина.

- «Мелодия» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»;

- Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха» М.Красева, К.Чуковского.

Проблема урока:где мы встречаемся с музыкой?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Дом, кото­рый звучит».

Ход урока

Наши рекомендации