Повторное слушание «Утра» Э. Грига.

- Закройте глаза и представьте, что хотел рассказать нам композитор.

- Появление солнца на горизонте, которое изобразит музыка, от­метьте неторопливым движением рук вверх.- Мелодию «Утра» исполнить на какой-либо слог или гласный звук (как вокализ) или со словами: «Солнышко всходит, и небо светле­ет; природа проснулась, и утро пришло».

«Доброе утро!» Д. Кабалевского(из кантаты «Песни утра, вес­ны и мира» на стихи Ц. Солодаря).

- Каков смысл приветствия «Доброе утро!»?

- Произнесите эти слова с разным настроением, с разной интона­цией.

- Придумайте мелодию к словам «Доброго утра» и спойте ее.Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная, как харак­тер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной инто­нации.

- Давайте разучим с вами заключительные фразы (три повторе­ния) хора «Доброе утро!» Д. Кабалевского (из кантаты «Песни утра, весны и мира» на стихи Ц. Солодаря). Это музыкальное приветствие выписано нотами на доске.Ориентация на нотную запись поможет детям в процессе разу­чивания этих фраз хора найти разное звучание звука «ля», отметив его повышение и понижение знаками «бемоль» и «бекар». Так в музы­кальном письме мы обозначим просветление звучности, смену минор­ной окраски интонации на мажорную.

- Перед прослушиванием хора «Доброе утро!» целиком мы про­читаем стихотворный текст, чтобы при быстром темпе звучания (ско­роговорке) вы смогли уловить его смысл:

Сегодня, друзья, как вчера,

Начинается день наш с утра.

На всех языках говорят,

Говорят миллионы ребят...

При размышлениях детей по поводу услышанной музыки можно ввести термин «контраст».Именно контраст эмоциональных состояний (взволнованно, ра­достно спокойно, мягко, ласково) создает контраст средств музыкаль­ной выразительности (мелодия, сопровождение, темп, ритм, динамика).

- «Добрый день!» Я. Дубравин, С.Суслова.

- Исполнение, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.

- Постоянно сравнивать звучание песни со знакомыми интона­циями «Утра» Грига, находить в них общее и различное.

Итог урока.

Вучебнике-тетради Муза предлагает детям выполнить задания: нарисовать рисунок (в классе или дома), созвучный одной из прозвучавших на уроке пьес, изображающих утренний пейзаж.

ТЕМА: «Музыка вечера»

Цель урока:расширить художественные представления детей о жанре

вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.

Музыкальный материал:

- «Ай-я, жу-жу, медвежонок» (латышская народная песня);

- «Колыбельная Умки» из мультфильма «Умка» К. Крылатова, стихи Ю. Яковлева;

- «Спят усталые игрушки» А. Островского, стихи 3. Петровой;

- «Колыбельная» Б. Флисса - В.Моцарта, русский текст С.Свириденко; «Утро в лесу», «Вечер» В.Салманова;

- «Вечерняя музыка» В.Хаврилина из симфонии-действа «Перезвоны». Проблема урока:как ты можешь нарисовать музыку?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыка ве­чера». Поэтические зарисовки вечера: А. Фет, И. Никитин. Репродукции с картины В. Марковой «Пейзаж с лошадью».

Ход урока

Организационный момент.

- Какую песню поет тебе перед сном мама или бабушка? (Колы­бельную).

Колыбельная песня - самый древний жанр музыкального искусства.

Главная интонация колыбельной «Баю, баю» записана нотами в развороте учебника-тетради «Музыка вечера», стр. 48.

В ней соединились самые важные качества колыбельных песен: ласка, нежность, мягкость, мелодичность, неспешность.

Пропевание интонации колыбельной с детьми можно соединить с пластическим интонированием - изображением покачивания колы­бельки, люльки, зыбки, укачиванием малыша.

Углубление темы урока.

После этого можно приступить к исполнению уже знакомых де­тям или новых колыбельных:

«Ай-я, жу-жу, медвежонок»(латышская народная песня);

«Колыбельная Умки»из мульфильма «Умка» К. Крылатова, стихи Ю.Яковлева;

«Спят усталые игрушки»А. Островского, стихи 3. Петровой;

«Колыбельная»Б. Флисса - В.Моцарта, русский текст С. Свириденко.

- Какие интонации присутствовали в музыке?

- Громко ли исполнялась музыка?

- В каком темпе исполняются ко­лыбельные?

Поэтические зарисовки вече­ра

(А. Фет, И. Никитин).

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

А.Фет.

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

И.Никитин.

Опишите картину вечера к тому произведению, которое вам боль­ше понравилось.

- Какими красками передано на­строение музыки? Прослушивание музыки. «Утро в лесу» В.Салманова, «Вечер» В.Салманова.

- Какие интонации вы услышали? (В «Вечере» В. Салманова отчет­ливо слышны интонации колыбель­ной).

- Что изображает аккомпанемент? (Аккомпанемент изображает по­качивание).

- Какое из двух произведений со­звучно стихам А. Фета, И. Никитина?

«Вечерняя сказка» из «Детского альбома» А. Хачатуряна -слушание.

- Изменяется ли характер музыки?

(В середине «Вечерней сказки» А. Хачатуряна резко изменяет­ся характер музыки. В сказке происходят какие-то события).

«Мелодия» А.Хачатуряна- слушание.

- Какая звучала музыка?

- Какое настроение выражено в музыке?

- Что она изображает?

Наши рекомендации