Повторное слушание «Утра» Э. Грига.
- Закройте глаза и представьте, что хотел рассказать нам композитор.
- Появление солнца на горизонте, которое изобразит музыка, отметьте неторопливым движением рук вверх.- Мелодию «Утра» исполнить на какой-либо слог или гласный звук (как вокализ) или со словами: «Солнышко всходит, и небо светлеет; природа проснулась, и утро пришло».
«Доброе утро!» Д. Кабалевского(из кантаты «Песни утра, весны и мира» на стихи Ц. Солодаря).
- Каков смысл приветствия «Доброе утро!»?
- Произнесите эти слова с разным настроением, с разной интонацией.
- Придумайте мелодию к словам «Доброго утра» и спойте ее.Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная, как характер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной интонации.
- Давайте разучим с вами заключительные фразы (три повторения) хора «Доброе утро!» Д. Кабалевского (из кантаты «Песни утра, весны и мира» на стихи Ц. Солодаря). Это музыкальное приветствие выписано нотами на доске.Ориентация на нотную запись поможет детям в процессе разучивания этих фраз хора найти разное звучание звука «ля», отметив его повышение и понижение знаками «бемоль» и «бекар». Так в музыкальном письме мы обозначим просветление звучности, смену минорной окраски интонации на мажорную.
- Перед прослушиванием хора «Доброе утро!» целиком мы прочитаем стихотворный текст, чтобы при быстром темпе звучания (скороговорке) вы смогли уловить его смысл:
Сегодня, друзья, как вчера,
Начинается день наш с утра.
На всех языках говорят,
Говорят миллионы ребят...
При размышлениях детей по поводу услышанной музыки можно ввести термин «контраст».Именно контраст эмоциональных состояний (взволнованно, радостно спокойно, мягко, ласково) создает контраст средств музыкальной выразительности (мелодия, сопровождение, темп, ритм, динамика).
- «Добрый день!» Я. Дубравин, С.Суслова.
- Исполнение, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.
- Постоянно сравнивать звучание песни со знакомыми интонациями «Утра» Грига, находить в них общее и различное.
Итог урока.
Вучебнике-тетради Муза предлагает детям выполнить задания: нарисовать рисунок (в классе или дома), созвучный одной из прозвучавших на уроке пьес, изображающих утренний пейзаж.
ТЕМА: «Музыка вечера»
Цель урока:расширить художественные представления детей о жанре
вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.
Музыкальный материал:
- «Ай-я, жу-жу, медвежонок» (латышская народная песня);
- «Колыбельная Умки» из мультфильма «Умка» К. Крылатова, стихи Ю. Яковлева;
- «Спят усталые игрушки» А. Островского, стихи 3. Петровой;
- «Колыбельная» Б. Флисса - В.Моцарта, русский текст С.Свириденко; «Утро в лесу», «Вечер» В.Салманова;
- «Вечерняя музыка» В.Хаврилина из симфонии-действа «Перезвоны». Проблема урока:как ты можешь нарисовать музыку?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыка вечера». Поэтические зарисовки вечера: А. Фет, И. Никитин. Репродукции с картины В. Марковой «Пейзаж с лошадью».
Ход урока
Организационный момент.
- Какую песню поет тебе перед сном мама или бабушка? (Колыбельную).
Колыбельная песня - самый древний жанр музыкального искусства.
Главная интонация колыбельной «Баю, баю» записана нотами в развороте учебника-тетради «Музыка вечера», стр. 48.
В ней соединились самые важные качества колыбельных песен: ласка, нежность, мягкость, мелодичность, неспешность.
Пропевание интонации колыбельной с детьми можно соединить с пластическим интонированием - изображением покачивания колыбельки, люльки, зыбки, укачиванием малыша.
Углубление темы урока.
После этого можно приступить к исполнению уже знакомых детям или новых колыбельных:
«Ай-я, жу-жу, медвежонок»(латышская народная песня);
«Колыбельная Умки»из мульфильма «Умка» К. Крылатова, стихи Ю.Яковлева;
«Спят усталые игрушки»А. Островского, стихи 3. Петровой;
«Колыбельная»Б. Флисса - В.Моцарта, русский текст С. Свириденко.
- Какие интонации присутствовали в музыке?
- Громко ли исполнялась музыка?
- В каком темпе исполняются колыбельные?
Поэтические зарисовки вечера
(А. Фет, И. Никитин).
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
А.Фет.
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
И.Никитин.
Опишите картину вечера к тому произведению, которое вам больше понравилось.
- Какими красками передано настроение музыки? Прослушивание музыки. «Утро в лесу» В.Салманова, «Вечер» В.Салманова.
- Какие интонации вы услышали? (В «Вечере» В. Салманова отчетливо слышны интонации колыбельной).
- Что изображает аккомпанемент? (Аккомпанемент изображает покачивание).
- Какое из двух произведений созвучно стихам А. Фета, И. Никитина?
«Вечерняя сказка» из «Детского альбома» А. Хачатуряна -слушание.
- Изменяется ли характер музыки?
(В середине «Вечерней сказки» А. Хачатуряна резко изменяется характер музыки. В сказке происходят какие-то события).
«Мелодия» А.Хачатуряна- слушание.
- Какая звучала музыка?
- Какое настроение выражено в музыке?
- Что она изображает?