Разучивание песни«3имняя сказка» С.Крылова.
- Обратите внимание, в каких образах появляется на страницах учебника-тетради Муза?
ТЕМА: « Добрый праздник среди зимы»
Цель урока:выявить степень понимания детьми роли музыки в жизни
человека.
Музыкальный материал:
- Балет «Щелкунчик» П.Чайковского;- «Марш»;- «Вальс снежных хлопьев»;- «Па-де-де»;- «Зимняя сказка» С.Крылова;- «Новогодний хоровод» Г.Струве, Н.Соловьева;- «Елочка любимая» Г.Вихарева;- «Дед Мороз» Г.Вихарева.
Проблема урока:где звучит музыка?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Добрый праздник среди зимы».
Ход урока
Организационный момент.
- Новый год празднуют все люди земли. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса.
- С миром чудес мы встретимся в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т.Гофмана.- Откройте учебник и посмотрите: Муза знакомит детей с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу-Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией.В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправляются в страну сказок.Вспомните, на первом уроке звучала музыка П.И.Чайковского «Па-де-де» (из второго акта) балета «Щелкунчик». (Таким образом, возникла своеобразная арка, которая объединила начало и конец первого полугодия).- Сегодня Муза приглашает нас в театр, в атмосферу чудес, волшебства, приятных неожиданностей.Давайте вспомним правила поведения в театре.
Углубление темы урока.
Звучит «Марш» детей у новогодней елки.
- Почему мы можем маршировать? (Ведь это танцевальный марш, марш из балета).
- Придумать ритмическое сопровождение к «Маршу».- Промаршировать под его музыку под звуки барабанов, удары бубнов.«Вальс снежных хлопьев».- Изобразить в небольшом пластическом этюде фантастический танец.- Представить себя участниками сказки и действующими лицами балета: «Вальс снежных хлопьев» (покачивания корпуса, плавные движения рук, кружение).Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского.- Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра.- Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле, музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, любви, свету.Просмотр видеофрагментов подкрепляет эмоционально-образное восприятие балета «Щелкунчик» как зрелищного сценического жанра музыки.
Разучивание песен.
- Мы побывали с вами на спектакле. Посмотрели новогоднюю сказку, а теперь будем готовиться к новогоднему празднику.Песня «Зимняя сказка»,музыка и стихи С. Крылова - продолжение разучивания.«Новогодний хоровод»Г.Струве, Н.Соловьева.
Вспомнить на уроке шаг хоровода, который обычно дети водят вокруг елки.«Елочка любимая»Г.Вихарева - разучивание.«Дед Мороз»ПВихарева - разучивание.
- Урок наш был посвящен подготовке к одному из самых любимых праздников - Новому году.Дома нарисуйте рождественские открытки, напишите поздравления близким людям, друзьям.
Муза и я поздравляем всех с Новым годом!
ТЕМА: «Край, в котором ты живешь»
Цель урока:показать детям красоту родной земли, запечатленную в
музыке, поэзии, живописи.
Музыкальный материал:
- «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьева;
- «Что мы Родиной зовем», Г.Струве, В.Степанов;
- «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова;
- «Песенка о солнышке, радуге и радости», И. Кадомцева.
Проблема урока:почему я узнаю музыку?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Край, в котором ты живешь».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами поговорим о родном крае.
(На доске записаны слова: РОД -РОДня - наРОД- приРОДа - РОДи - на).
Найти общность слов и смысл выражений: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?»
- А как называется земля, где человек родился? (Родина).
- Какое значение для человека имеет слово «Родина»?
(Предполагаемые ответы).
«Что мы Родиной зовем», Г.Струве, В.Степанов - исполнение учителем.
- Так что мы Родиной зовем? (Дом, березки, край, в котором живем).
- Как называется страна, где вы живете? (Россия).
Работа с учебником.
Разворот учебника-тетради «Край, в котором ты живешь» знакомит детей со стихами, пейзажами, песнями о Родине. Важно, чтобы, читая стихотворение 3. Александровой «Если скажут слово «родина...», рассматривая картины природы, дети уловили верную, идущую от сердца интонацию урока: просто о высоком - «Родина бывает разная, но у всех она одна».
3. Углубление темы урока.
- В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли.
Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.
- Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера.
- Почему художник нарисовал девушку под березкой?
(Предполагаемые ответы).
- Березка - это символ Руси. Вот так о России рассказал композитор Георгий Струве.
«Моя Россия», Г.Струве Н.Соловьева.
- Песня напевная, поэтому требует при разучивании работы над кантиленой, широким дыханием, естественным мягким звуком. Часто повторяемая ошибка при работе над этой песней - разрыв дыхания в конце фраз: «Росси-и», «косички», «Росси-и», «реснич-ки». Обратить внимание на окончания.
- Определите форму про-изведения. (Двухчастная. Две части. Запев и припев).
Звучит «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова.
Обратить внимание ребят на повторяющуюся интонацию из трех звуков: «Добрый день».
Она всякий раз звучит выше, от разных нот - «ми», «соль», «ля».
Предложить учащимся исполнять фразы песни по очереди: то «про себя», то вслух.
Этот прием позволяет отрабатывать интонационно чистое, точное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении «про себя» желательно беззвучно артикулировать текст, что даст возможность сохранить ритмическую основу песни и единый темп движения.
- Как исполнялась песня? (Радостно, ладно).
- Когда звучит весёлая мелодия, музыканты говорят: мажорная.
- Это будет мажорный лад.
- Меня зовут Мажор. Знакомству с вами рад! Всегда я приношу с собой улыбки для ребят.
Со мною будешь ты всегда в мажорном настроении, Любую трудность победишь ты, всем на удивление. Так пусть везде и пусть всегда улыбки красят лица! Не бойся трудности в пути, иди вперёд и пой! И помни, мой дружок, всегда сеньор Мажор с тобой!
- Что обозначает слово мажор?
Мажор обозначает музыкальное произведение светлого, радостного характера.
«Песенка о солнышке, радуге и радости»,И. Кадомцева - разучивание.
- Какая здесь музыка? (Подвижная, ритмичная, мелодичная).
- Какой аккомпанемент? (Самостоятельный аккомпанемент. Аккомпанемент не поддерживает мелодию).
Разучивание рекомендуется проводить вначале в неторопливом темпе. Распеванием, подготавливающим голосовой аппарат детей к ее исполнению, могут служить звуки трезвучия, на которых построены фразы запева. В вокальном отношении определенные трудности будут испытывать первоклассники при разучивании припева, в котором встречаются широкие ходы мелодии, высокие звуки.
Песня эта потребует большего времени на ее разучивание и «впевание».
- Какая в этом произведении форма? (Двухчастная. Запев и припев).
Вывод:
- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине, о родном крае?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы поёте об отчизне?
ТЕМА: «Поэт, художник, композитор»
Цель урока:привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь.
Музыкальный материал:
- «Пастораль», А. Шнитке;
- «Пастораль», Г. Свиридов;
- «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова;
- «Песнка о солнышке, радуге и радости», И. Кадомцева.
Проблема урока:есть ли у музыки друзья?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Поэт, художник композитор».
- Картина В.Васильева «Утро».
- Стихотворение Никитина «Утро».
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня Муза привела к нам на урок гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам. Откройте ваши учебники и посмотрите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?
- Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор).
- Что же понадобится художникам, поэтам, композиторам для изображения картин природы (пейзажа)?
- Соедините линиями-ниточками фигуры композитора, живописца, писателя (поэта) со словами на воздушных шариках: звуки, краски, слова. (Важно, чтобы учащиеся поняли: и литература, и живопись, и музыка имеют общую почву - жизнь).
2. Углубление темы урока.
Звучит «Пастораль» Шнитке - слушание.
- Какое настроение вы почувствовали?
(Безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения).
- Какими красками написано произведение?
(Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностъю).
- Попробуйте спеть мелодию. - Исполнение мелодии «Пасторали».
- Каков здесь ритмический рисунок? (Пунктирный ритм).
- Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка).
- Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка).
- Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано). Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом. Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певучесть мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.
3. Беседапо картине «Утро»В. Васильева.
- Что изображено на картине?
- Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
- Какое время суток нарисовал художник?
- Какими красками он изобразил этот пейзаж?
- Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?
- Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?
4. Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».
Выразительное чтение отрывка:
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
- Какими средствами можно подчеркнуть настроение и характер стихотворного пейзажа?
- Темп чтения быстрый или медленный?
- Нарастание или затихание звучности голоса?
Нужно ли выделение каких-либо главных, «важных» слов?
Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло».
5. Сравнениестихотворения И. Никитина «Утро», картины В. Васильева «Утро» и музыкальной пьесы А. Шнитке «Пастораль».
- Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.