Разучивание песни«3имняя сказка» С.Крылова.

- Обратите внимание, в каких образах появляется на страницах учебника-тетради Муза?

ТЕМА: « Добрый праздник сре­ди зимы»

Цель урока:выявить степень понимания детьми роли музыки в жизни

человека.

Музыкальный материал:

- Балет «Щелкунчик» П.Чайковского;- «Марш»;- «Вальс снежных хлопьев»;- «Па-де-де»;- «Зимняя сказка» С.Крылова;- «Новогодний хоровод» Г.Струве, Н.Соловьева;- «Елочка любимая» Г.Вихарева;- «Дед Мороз» Г.Вихарева.

Проблема урока:где звучит музыка?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Добрый празд­ник среди зимы».

Ход урока

Организационный момент.

- Новый год празднуют все люди земли. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса.

- С миром чудес мы встретимся в балете П.И.Чайковского «Щел­кунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т.Гофмана.- Откройте учебник и посмотрите: Муза знакомит детей с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу-Щелкунчика, с помощью ко­торой раскалывают орехи. Ночью оживший Щел­кунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией.В трудную минуту Мари спасает Щел­кунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправля­ются в страну сказок.Вспомните, на первом уроке звучала музыка П.И.Чайковского «Па-де-де» (из второго акта) балета «Щелкунчик». (Таким образом, возникла своеобразная арка, которая объединила начало и конец первого полугодия).- Сегодня Муза приглашает нас в театр, в атмосферу чудес, вол­шебства, приятных неожиданностей.Давайте вспомним правила поведения в театре.

Углубление темы урока.

Звучит «Марш» детей у новогодней елки.

- Почему мы можем маршировать? (Ведь это танцевальный марш, марш из балета).

- Придумать ритмическое сопровождение к «Маршу».- Промаршировать под его музыку под звуки барабанов, удары бубнов.«Вальс снежных хлопьев».- Изобразить в небольшом пластическом этюде фантастический танец.- Представить себя участниками сказки и действующими лицами балета: «Вальс снежных хлопьев» (покачивания корпуса, плавные движения рук, кружение).Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского.- Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра.- Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле, музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, любви, свету.Просмотр видеофрагментов подкреп­ляет эмоционально-образное восприятие балета «Щелкунчик» как зрелищ­ного сценического жанра музыки.

Разучивание песен.

- Мы побывали с вами на спек­такле. Посмотрели новогоднюю сказ­ку, а теперь будем готовиться к ново­годнему празднику.Песня «Зимняя сказка»,музы­ка и стихи С. Крылова - продолжение разучивания.«Новогодний хоровод»Г.Струве, Н.Соловьева.

Вспомнить на уроке шаг хоровода, который обычно дети водят во­круг елки.«Елочка любимая»Г.Вихарева - разучивание.«Дед Мороз»ПВихарева - разучивание.

- Урок наш был посвящен подготовке к одному из самых любимых праздников - Новому году.Дома нарисуйте рождественские открытки, напишите поздравления близким людям, друзьям.

Муза и я поздравляем всех с Новым годом!

ТЕМА: «Край, в котором ты жи­вешь»

Цель урока:показать детям красоту родной земли, запечатленную в

музыке, поэзии, живописи.

Музыкальный материал:

- «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьева;

- «Что мы Родиной зовем», Г.Струве, В.Степанов;

- «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова;

- «Песенка о солнышке, радуге и радости», И. Кадомцева.

Проблема урока:почему я узнаю музыку?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Край, в ко­тором ты живешь».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня мы с вами поговорим о родном крае.

(На доске записаны слова: РОД -РОДня - наРОД- приРОДа - РОДи - на).

Найти общность слов и смысл выражений: «родные места», «родитель­ский дом», «откуда ты родом?»

- А как называется земля, где че­ловек родился? (Родина).

- Какое значение для человека име­ет слово «Родина»?

(Предполагаемые ответы).

«Что мы Родиной зовем», Г.Струве, В.Степанов - исполне­ние учителем.

- Так что мы Родиной зовем? (Дом, березки, край, в котором живем).

- Как называется страна, где вы живете? (Россия).

Работа с учебником.

Разворот учебника-тетради «Край, в котором ты живешь» зна­комит детей со стихами, пейзажами, песнями о Родине. Важно, чтобы, читая стихотворение 3. Александровой «Если скажут слово «родина...», рассматривая картины природы, дети уловили верную, идущую от сердца интонацию урока: просто о высоком - «Родина бывает разная, но у всех она одна».

3. Углубление темы урока.

- В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защит­никам родной земли.

Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужби­не, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испыта­ний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

- Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера.

- Почему художник нари­совал девушку под березкой?

(Предполагаемые ответы).

- Березка - это символ Ру­си. Вот так о России рассказал композитор Георгий Струве.

«Моя Россия», Г.Струве Н.Соловьева.

- Песня напевная, поэто­му требует при разучивании работы над кантиленой, широ­ким дыханием, естественным мягким звуком. Часто повторя­емая ошибка при работе над этой песней - разрыв дыхания в конце фраз: «Росси-и», «косич­ки», «Росси-и», «реснич-ки». Об­ратить внимание на окончания.

- Определите форму про-изведения. (Двухчастная. Две части. За­пев и припев).

Звучит «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова.

Обратить внимание ребят на повторяющуюся интонацию из трех звуков: «Добрый день».

Она всякий раз звучит выше, от разных нот - «ми», «соль», «ля».

Предложить учащимся исполнять фразы песни по очереди: то «про себя», то вслух.

Этот прием позволяет отрабатывать интонационно чистое, точ­ное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении «про себя» желательно беззвучно артикулировать текст, что даст возмож­ность сохранить ритмическую основу песни и единый темп движения.

- Как исполнялась песня? (Радостно, ладно).

- Когда звучит весёлая мелодия, музыканты говорят: мажорная.

- Это будет мажорный лад.

- Меня зовут Мажор. Знакомству с вами рад! Всегда я приношу с собой улыбки для ребят.

Со мною будешь ты всегда в мажорном настроении, Любую трудность победишь ты, всем на удивление. Так пусть везде и пусть всегда улыбки красят лица! Не бойся трудности в пути, иди вперёд и пой! И помни, мой дружок, всегда сеньор Мажор с тобой!

- Что обозначает слово мажор?

Мажор обозначает музыкальное произведение светлого, радостного характера.

«Песенка о солнышке, радуге и радости»,И. Кадом­цева - разучивание.

- Какая здесь музыка? (Подвижная, ритмичная, мелодичная).

- Какой аккомпанемент? (Самостоятельный акком­панемент. Аккомпанемент не под­держивает мелодию).

Разучивание рекоменду­ется проводить вначале в нето­ропливом темпе. Распеванием, подготавливающим голосовой аппарат детей к ее исполнению, могут служить звуки трезвучия, на ко­торых построены фразы запева. В вокальном отношении определенные трудности будут испытывать первоклассники при разучивании припе­ва, в котором встречаются широкие ходы мелодии, высокие звуки.

Песня эта потребует большего времени на ее разучивание и «впевание».

- Какая в этом произведении форма? (Двухчастная. Запев и припев).

Вывод:

- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Ро­дине, о родном крае?

- Какие чувства возникают у вас, когда вы поёте об отчизне?

ТЕМА: «Поэт, художник, компо­зитор»

Цель урока:привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь.

Музыкальный материал:

- «Пастораль», А. Шнитке;

- «Пастораль», Г. Свиридов;

- «Добрый день!», Я. Дубравин, С.Суслова;

- «Песнка о солнышке, радуге и радости», И. Кадомцева.

Проблема урока:есть ли у музыки друзья?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Поэт, ху­дожник композитор».

- Картина В.Васильева «Утро».

- Стихотворение Никитина «Утро».

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, сегодня Муза привела к нам на урок гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам. Откройте ваши учебники и посмотрите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

- Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор).

- Что же понадобится художникам, поэтам, композиторам для изображения картин природы (пейзажа)?

- Соедините линиями-ниточками фигуры композитора, живописца, писателя (поэта) со словами на воздушных шариках: звуки, краски, слова. (Важно, чтобы учащиеся поняли: и литература, и живопись, и музыка имеют общую почву - жизнь).

2. Углубление темы урока.

Звучит «Пастораль» Шнитке - слушание.

- Какое настроение вы почувствовали?

(Безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения).

- Какими красками написано произведение?

(Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностъю).

- Попробуйте спеть мелодию. - Исполнение мелодии «Пасторали».

- Каков здесь ритмический рисунок? (Пунктирный ритм).

- Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка).

- Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка).

- Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано). Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом. Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певу­честь мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.

3. Беседапо картине «Утро»В. Васильева.

- Что изображено на картине?

- Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?

- Какое время суток нарисовал художник?

- Какими красками он изобразил этот пейзаж?

- Какими линиями на этой картине передано впечатление широ­кого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?

- Какие линии составляют основу композиции картины - гори­зонтальные (показать рукой) или вертикальные?

4. Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

- Какими средствами можно подчеркнуть настроение и характер стихотворного пейзажа?

- Темп чтения быстрый или медленный?

- Нарастание или затихание звучности голоса?

Нужно ли выделение каких-либо главных, «важных» слов?

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распах­нутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло».

5. Сравнениестихотворения И. Никитина «Утро», картины В. Васильева «Утро» и музыкальной пьесы А. Шнитке «Пастораль».

- Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при вос­приятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.

Наши рекомендации