Звучит «азбука» а.островского.
- Кто обратил внимание на мелодию песни? (Первая и вторая фразы - одинаковые).
- Муза нам подсказывает, что азбука бывает еще и музыкальной.
- Следующая «гавань» нашего путешествия - «Наш учитель».
- Как зовут вашего учителя?
- Чему научил вас учитель?
- А каких учителей вы ещё знаете?
(Учитель музыки, учитель рисования, учитель физкультуры...).
- Можно ли им за то, что они вас учат, сказать спасибо?
«Спасибо Вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова в исполнении учителя.
«Музыкальная азбука».Эта гавань - самая загадочная, потому что мы меньше всего знаем, с чем мы можем там встретиться.
- Но у нас есть предположения. (Ноты, скрипичный ключ).
- К сожалению, наш урок подходит к концу, и в эту «гавань» мы попадем только на следующем уроке.
- А сейчас у нас будет вынужденная остановка в «гавани» «Мойдом».
- Пока мы будем отдыхать, давайте сделаем сюрприз для Музы, расскажем ей в своих рисунках о том, где в нашей школе живет музыка. И к следующему уроку вы их принесете.
ТЕМА: «Музыкальная азбука»
Цель урока:знакомство с музыкальной грамотой.
Музыкальный материал:«Музыкальный корабль» Г.Струве, В. Семернина; «Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева; «Домисолька» О. Юда-хина, В.Ключникова; «Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель; «Музыка всегда с тобой» Г.Струве, В.Семернина.
Проблема урока:из чего состоит музыка?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкальная азбука».
Ход урока
Организационный момент.
Дети вывешивают на доске свои рисунки, рассказывающие о жизни музыки в школе.
- Какую «гавань» нам осталось посетить на школьном корабле?
Звучит песня Г. Струве «Музыкальный корабль» в исполненииучителя.
- Вы заметили, что сегодня мы сменили наш корабль. Дальше в наше плавание по музыкальной стране мы отправимся на музыкальном корабле.
Дети должны точно услышать пульсацию в музыке и показать покачивание корабля.
- Я думаю, эта «гавань» для музыки - самая важная. Может быть, именно здесь и есть родной дом музыки. Муза нам подсказывает, что ключ к разгадке скрыт в самом названии «гавани» - «Музыкальная азбука».
Углубление темы урока.
- Что такое Азбука?
(Азбука складывается из букв, затем буквы, соединяясь друг сдругом, образуют слова).
- Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать? Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.
- Откроем учебник на странице 22.
- Как назвали итальянцы музыкальные буквы? (Ноты).
- Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).
- Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).
- Где записываются ноты? (На нотном стане).
- А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).
- Ну, вот, Муза и рассказала нам о музыкальной азбуке.
Вот перед нами дом,
А проживает в нем
Семья веселых нот.
Их каждый назовет:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Фундамент дома - нота ДО,
Она живет в пристройке,
Квартира первая ее –
Начало всей постройки.
На первом этаже, смотри,
Из всей большой семьи
В квартире теплой номер три
Живет тихонько МИ.
А СОЛЬрешила третий взять
Этаж, ну, что ж, изволь!
Второй этаж, квартира пять,
Был занят нотой СОЛЬ.
А нота ФА и нота ЛЯ
В квартирах два и шесть.
А нота РЕ, ах, нота РЕ
Подняться не решилась
И рядом с нотой ДО и МИ
Тихонько поселилась.
- Из чего можно построить музыкальный дом для нот?
- Как называется такой дом?
Пять линеек нотной строчки Мы назвали «Нотный стан»,И на нем все ноты-точки Разместились по местам.
- А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).
- У Музы есть песенка про ноты:
Семь подружек»В.Дроцевича, В.Сергеева - разучивание.
Показ учителем. Далее предлагается исполнить песню вместе с детьми.
Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием затактовых шестнадцатых длительностей, над выполненем упругих ритмов, коротких пауз.
«Музыка всегдас тобой»Г.Струве, В.Семернина - слушание.
- О чем говорится в этой песне?
- Похожа ли она на предыдущую песню?
(Предполагаемые ответы учащихся).
- Муза хочет обратить наше внимание на следующую страницу учебника. Семь подружек сейчас будут петь вместе, а чтобы они звучали слаженно, красиво, у них есть помощник.
Как его зовут, вы узнаете, прослушав песню «Домисолька»О. Юдахина, В. Ключникова. Исполнение.
- Как называют человека, который помогает хору и оркестру исполнять музыку?
(Это дирижер. Своими руками, глазами, мимикой этот человек объясняет, как лучше спеть, чтобы песня всем понравилась).
Игра «Живой звукоряд».Учитель-«дирижер» раздает таблички с названиями нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре, а дети вместе с ним поют свои звуки.
Затем выбирается ученик-«дирижер».
- Муза прислала нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.
«Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель.
- Кто пришел к нотам в круг?
- Какие ноты водили хоровод?
- Наше пребывание в «гавани» «Музыкальная азбука», к сожалению, заканчивается. Школьный корабль нас ждет, наше первое путешествие закончилось.
- Какая песня вам больше всего запомнилась из этого путешествия? Исполнение понравившейся песни.