Драматургия а. н. островского

Цель занятия:проанализировать и сопоставить две пьесы драматурга, имеющие программный характер для разных периодов его творчества.

Драма Островского «Гроза»

1. История создания произведения и проблема прототипов.

2. Основной конфликт «Грозы». Новаторский характер изображения «темного царства». Два поколения героев и система их взаимоотношений.

3. Своеобразие жанра пьесы: «народная трагедия» или социально-бытовая драма? Полемика Д. Писарева с Н. Добролюбовым.

4. Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и трактовка финала произведения. Трагизм образа героини.

5. Поэтика пьесы: ремарки; монолог; символика названия; вещь - символ; сравнение - символ; язык действующих лиц. Мифопоэтика образов, хронотоп.

6. Особенности исполнения роли Катерины в театре (на примере известных русских актрис XIX–XX веков).

Список литературы

Островский А. Н. Гроза (любое издание).

Григорьев А. Литературная критика. М., 1967 (или: Григорьев А. Театральная критика. Л., 1985).

Добролюбов Н. Темное царство; Луч света в темном царстве (любое издание).

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1955.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

Журавлева А. «Гроза» А. Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А. Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Гл. 6.

Островский А. Н., Чехов А. П. и литературный процесс XIX-XX вв.: Сб. М., 2003. Статьи А. И. Ревякина, М. И. Свердлова, Г. И. Романовой.

Штейн А. Мастерство русской драмы. М., 1973.

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»

1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5.Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Тема 4.

Роман Гончарова «Обрыв»

1. Творческая история «Обрыва». Гончаров о романе как о завершающей части трилогии. Что, по мнению автора, объединяет все три романа? Смысл заголовка. «Обрыв» как метафора эпохи.

2. Система персонажей в «Обрыве». Конфликт «старого» и «нового» и особенности его разрешения.

3. Проблема главного героя романа, его связь с Обломовым и Адуевым. Райский как воплощение современного и «вечного» в человеке. Общественный и культурный смысл поиска героем красоты. Райский – художник: значение рода занятий героя в романе и в концепции автора.

4. Философия любви и типология любовного чувства в романе. Женские образы в произведении как отражение исторической эволюции женских типов (привлечь концепцию В. А. Недзвецкого). Драма Веры и спор о любви. Проблема свободы.

5. Отношение Гончарова к нигилизму и нигилистам: объективное и субъективное в образе Марка Волохова. Художественные способы проявления авторской оценки. Полемика с позитивизмом: философский и этический аспекты.

6. Поиск пути прогресса российского общества как проблемный узел романа. Специфика образов бабушки Бережковой, помещика Тушина. Образ России.

7. Композиция и сюжет романа. Значение формы «роман в романе». Гончаровский полифонизм, пластичность и изобразительность в структуре романа. Символика.

Список литературы

Гончаров И. А. Обрыв (любое издание).

Он же [Предисл. к ром. «Обрыв»] Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1980.

Он же. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Скабичевский А. М. Старая правда // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Шелгунов Н. В. Талантливая бесталанность // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.,1997.

Кулешов В. И. Нестареющее обаяние «Обрыва» // Кулешов В. И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М., 1982.

Лебедев Ю. В. Над страницами романа И. А. Гончарова «Обрыв» // Литература в школе. 1995. № 4, 5.

Недзвеикий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник, М.: МГУ, 1992.

Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.

Тема 5.

Наши рекомендации