Основные законы композиции: равновесие, виды равновесия.

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Равновесие.

Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Основные законы композиции: соподчинение и равноценность элементов.

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Соподчинение и равноценность элементов.

Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии между элементами:

1) двухуровненный (доминанта и второстепенные элементы или доминанта и акцент).

2) трехуровненный ( доминанта, акцент и второстепенные элементы).

Зависимость композиционного центра.

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенными.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

Основные средства композиции: контраст.

Основные средства композиции:

1) Контраст

2) Нюанс

3)Тождества

4) Симметрия

5) Асимметрия

6) Ритм

7) Модуль

8) Пропорциональность

9) Масштабность

Контраст

Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст.

Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст.

Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Основные средства композиции: нюанс, тождество.

Основные средства композиции:

1) Контраст

2) Нюанс

3)Тождества

4) Симметрия

5) Асимметрия

6) Ритм

7) Модуль

8) Пропорциональность

9) Масштабность

Нюанс

Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам :размер, форма, тон

Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Основные средства композиции: симметрия, асимметрия.

Основные средства композиции:

1) Контраст

2) Нюанс

3)Тождества

4) Симметрия

5) Асимметрия

6) Ритм

7) Модуль

8) Пропорциональность

9) Масштабность

Симметрия

Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии:

зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная. Это симметрия, в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)

Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии:

1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии.

2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)

Асимметрия

Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Наши рекомендации