Поэтапное использование логоритмических средств
В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С АЛАЛИЕЙ
Поскольку музыкально-ритмические занятия служат целям коррекции речи и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Если музыкально-ритмическое занятие проводится перед логопедическим, то его задачей является подготовка детей к речевому занятию. В этом случае детей не следует перегружать новым материалом и подвижными играми. Рекомендуются спокойная ходьба, построения, счетные упражнения, слушание музыки или песни, попевки, включающие гласные звуки и простые звукоподражания, двигательные упражнения с минимальным речевым материалом и т. п. Если музыкальные ритмические занятия чередуются с логопедическими, тогда они должны носить более развлекательный характер и способствовать активному отдыху, т. е. учитывать быструю нервную и психическую утомляемость детей с алалией. Музыкально-ритмическое занятие, следующее сразу после логопедического, имеет своей целью закрепление навыков, полученных у логопеда, и развитие в большей степени двигательной сферы детей путем включения подвижных игр, общеразвивающих упражнений и двигательных упражнений с речью.
В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов.В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.
На первом этапесоздаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. Это объясняется тем, что любая инструкция, оценка, в том числе похвала, являются ограничением спонтанной активности, так как в этом случае навязывается определенный модус поведения. Кроме того, попытки сразу же установить с ребенком речевые контакты либо навязывание определенных видов деятельности без учета доступного самому ребенку уровня коммуникации могут сразу же создать атмосферу непонимания между педагогом и детьми. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому музыкальный руководитель, так же как и логопед, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку в первые
несколько занятий выявляет его двигательные и музыкальные возможности.
В первую очередь формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения(ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создает у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.
Общеразвивающие упражнениявсесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения делятся: а) для рук и мышц плечевого пояса; б) для ног; в) для мышц туловища. Они могут проводиться без предметов и с предметами (флажками, обручами, палками, мячами). В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки.