Упражнения на восприятие переходного акцента.
Характерная особенность переходного акцента заключается в том, что он, в отличие от метрического, не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», «четыре», т. е., например, при четырехдольном
размере (4/4) акцент в первом такте на «раз», во втором — на «два»,
в третьем — на «три», в четвертом — на «четыре» и в пятом — снова на «раз».
Переходный акцент можно сравнить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью. Например:
Ты сегодня опоздал на ритмику (1,2, 3, 4).
Ты сегодняопоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).
Ты сегодня опоздална ритмику (1, 2, 3, 4).
Ты сегодня опоздал на ритмику(1, 2, 3, 4).
Педагог выписывает на доске или вывешивает плакаты с цифрами. Например: 1, 2, 3; 1, 2, 3; 1, 2, 3. И объясняет, что выделенные цифры означают акцент музыкального произведения. Во время проигрывания все должны внимательно слушать и согласовывать выделенную цифру с акцентом и отреагировать хлопком или голосом. Затем в занятия включаются различные движения (маршировка, дирижирование). Так, на акцент делается шаг вперед, на затихание музыки — назад и т. д. Эти упражнения прово-
дятся как индивидуально, так и группами. Необходимо, чтобы каждый занимающийся умел чувствовать цепь переходного акцента. Когда будут усвоены все стадии переходного акцента, можно внести в занятия изменение: поочередное вступление на каждый последующий акцент. Все внимательно следят за выполнением задания, чтобы не пропустить свое вступление. Подобные упражнения помогают лучше усвоить логические ударения в речи.
Все сидят на стульях, полукругом. Дается переходный акцент в четырехдольном
размере (4/4 На «раз» в первом такте все поднимают правую руку, на 2—3—4—
опускают. В следующем такте руку поднимают при акценте на «два» и на 3—4—1 опускают. В третьем такте руку ^поднимают при акценте на «три». В четвертом такте — на «четыре» и на «раз». В пятом такте встают с поднятой рукой.
7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА
Темп— это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц.
Темповый диапазонделится на три области: область медленных, умеренных (средних) и быстрых темпов. Диапазон частот, который человек в состоянии оценивать и воспроизводить как ритмические, расположен между 5—10 и 720—960 ударами в минуту (на музыкальном материале) и между 20—40 и 480—500 ударами в минуту (на немузыкальном материале).
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмахах руками и т. д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. Для занятий вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа, усвоив понятия «скоро» и «медленно» в движении, занимающиеся начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами.
Для отработки темпа движения в коллективе педагогу нужно знать темп движения каждого ребенка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.
Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа помогает восстановить правильный речевой темп.
С детьми младшего возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами.
Приведем примеры.
Дети под звуки быстрой музыки (темп бега), подняв руки на уровне плеч, бегут друг за другом, подражая полету самолетов.
Дети под звуки марша (темп марша) идут по начерченной мелом линии. При " переходе музыки на быстрый темп (бег) дети бегут к обручу, лежащему в центре зала, берут его правой или левой рукой (по указанию педагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения темпа музыки (марш). Кладут обруч на пол и снова илут лоуг за лоугом по линии.
Со старшими дошкольниками и школьниками темп отрабатывается в упражнениях на построение: движения цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи, треугольники. Можно давать упражнения с воображаемыми предметами, такие, как:
Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.
Стулья стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега начинают движение по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, движение змейкой возобновляется.
Подросткам и взрослым, кроме марша и бега, можно давать упражнения с поскоками, с постепенным ускорением и замедлением в темпе и более сложные построения, такие, например: все идут шагом и на каждом шаге нужно сделать по два хлопка или: дети образуют два круга, которые движутся одновременно — один круг идет в темпе марша, другой — в темпе бега. Можно упражнения варьировать: ведущий (педагог или ребенок) задает темп, остальные постепенно включаются в движение, подчиняясь заданному темпу. Или: все идут под музыку марша. Музыка прекращается, но движение не останавливается, дети должны прошагать в заданном темпе до сигнала педагога.
Стоя в кругу, дети на каждую четверть делают шаг на месте, затем на каждую восьмую хлопают в ладоши, т. е. на один шаг два хлопка. Проработав
это упражнение на месте, идут по кругу в темпе марша, одновременно хлопая в ладоши. На сигнал — поднятый флаг— все исполняют наоборот.
На полу нарисован квадрат, в него вписан круг. Квадрат и круг пересечены диагональю. Затем педагог делит учеников на три группы. Одна группа встает на одну из сторон квадрата, другая — на линию круга, третья — по диагонали. Стоящие на линии квадрата встают друг за другом, положив правую руку на левое плечо
впереди стоящего, и когда в музыке даются четверти, движутся по квадрату.
Те, кто стоят на линии круга, держатся за руки и бегут цепочкой по кругу, когда в музыке даются восьмые Стоящие по диагонали друг за другом на расстоянии
вытянутых вперед рук идут медленно, делая шаги с противоположением рук, когда в музыке даются половинные ноты. Роли меняются, чтобы каждая группа
исполнила все три темпа.
8. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
В музыке имеются два понятия и два определения музыкального ритма: широкое и узкое. В широком понимании музыкальный ритм— это развертывание во времени конструкции музыкального произведения, как строителя формы во времени1. В узком— это
1 Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги 1, 2. Л., 1971.
временная закономерность, организация звуков по их длительности, т. е. сведение музыкального ритма к ритмическому рисунку, который образуется от сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных (метризованных) и звучащих в некоторых темповых рамках. Точное определение музыкального ритма в узком понимании следующее: «Музыкальный ритм... представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)»'.
Ритмическими единицами являются длительности отдельных звуков и пауз. Наряду с ними в создании ритмического рисунка участвуют и более крупные элементы — мотивы, стопы, фактурные ячейки, внутрислоговые распевы в вокальных партиях.
Выделяют следующие уровни восприятия музыкального ритма: на первом уровне воспринимаются временные отношения звуков, мотивов, коротких фраз. На втором уровне отражается временная структура более крупных музыкальных отрезков — фраз, предложений, периодов. Третий уровень — это уровень восприятия структуры произведения в целом.
Музыкально-педагогические исследования чувства ритма вскрыли, что, с одной стороны, музыкально-ритмические реакции и доминирование ритма проявляются у детей на ранних стадиях развития музыкальности, с другой — у детей возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий. Ребенок к 2,5—3 годам располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках времени. Ритм остается преобладающим элементом в музыкальных представлениях и более старших школьников. Дети 3—5 лет воспроизводят в пении главным образом ритмическую канву музыкального произведения, и даже старшие дошкольники улавливают преимущественно его динамическую сторону, а собственно звуковысотную (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже.
Из ритма как «первоэлемента» музыкального восприятия исходит немецкий музыкант и педагог К. Орф при построении своей системы музыкального воспитания детей. Ритм помогает ему быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
В то же время исследования советских ученых, в частности НИИ дошкольного воспитания АПН, показали: 1) что дети справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, не все могут простучать несложную ритмическую фигуру; 2) сложной структуре музыкального ритма соответствует структурно сложная сенсорная способность, формирующаяся в онтогенезе не сразу как целостная система, а поэтапно.
1 Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972, с 187.
Основными сенсорными компонентами этой способности являются:
а) восприятие отношений длительности звуков и пауз, лежа
щих в основе ритмического рисунка;
б) восприятие отношений акцентированных и неакцентирован-
ных звуковых элементов, составляющих основу музыкального
метра;
в) восприятие скорости следования опорных звуков, опреде
ляющей музыкальный темп.
Чувство ритма формируется путем усвоения системы сенсорных ритмических эталонов, которое происходит на основе процесса их двигательного моделирования и дальнейшей интериоризации свертывания моторных звеньев этого процесса.
Простейшими эталонами тактового метра являются дву-, четырех- и трехдольный метры. Эталонами темпа являются средний (умеренный), быстрый и медленный темпы. Однако в развитом чувстве ритма музыкальный ритм отражен в единстве всех компонентов, и в качестве его эталонов выступают комплексные, синтетические ритмические структуры.
В онтогенезе можно выделить следующую последовательность формирования чувства ритма: первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуков. Причем сначала дети овладевают эталоном быстрого темпа, затем — среднего и значительно позже — медленного. Второй появляется способность к восприятию-воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра Процесс усвоения эталонов тактового метра идет от двудольного к четырех-, а затем трехдольному метру. Способность к восприятию-воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка, появляется последней. Процесс усвоения детьми эталонов ритмического рисунка начинается с усвоения чередования одинаковых длительностей. Затем усваивается чередование различных длительностей: сначала элементарных квадратных, потом элементарных неквадратных ритмических рисунков. Позднее в той же последовательности происходит усвоение усложненных вариантов этих ритмических структур.
Первоначальный развернутый процесс ориентировочного двигательного моделирования ритмической структуры состоит из следующих последовательно проявляющихся основных периодов:
а) периода аритмичных, беспорядочных двигательных реакций;
б) периода равномерных движений, отражающих, по-видимому,
акцентированные звуковые элементы; в) периода воспроизведения
в движениях основного ритмического отношения, отражающего
начальную стадию воспроизведения структуры задачи в целом;
г) периода усвоенного ритма. Первые три периода являются под
готовительными к четвертому — периоду адекватного воспроизве
дения ритмической структуры, по мере усвоения сокращаются во
времени и редуцируются в порядке их появления. В итоге этого
процесса ребенок сразу адекватно воспроизводит целостную ритмическую структуру.
Каждому из периодов двигательного моделирования ритмической структуры предшествует фаза моделирования составляющих ее элементов на уровне неспецифической ориентировочной реакции.
Восприятие сложной ритмической структуры, как и элементарного ритмического эталона, представляет собой процесс ее постепенного «построения». Сначала ребенок воспринимает какой-либо один структурный вариант сложного эталона. Чаще всего это ранее усвоенный элементарный ритмический эталон или первые 2—3 элемента новой структуры. Затем воспринимаются наиболее яркие ритмические отношения следующего структурного варианта и, наконец, сложный эталон в целом.
Для правильного воспроизведения воспринятых эталонов в двигательных структурах необходимо, чтобы:
1) скорость движения совпадала с темпом музыки;
2) мускульное напряжение в движении совпадало с силой зву
чания или с даваемым в музыке отдельным акцентом;
3) передаваемый движением ритмический рисунок совпадал с
музыкальным ритмом.
Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова тревога — «тигога», самовар — «мататар», ( молоток — «колоток».
В логоритмическом воздействии на лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.
Занимающимся предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. У них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем возрасте ритмы оформляются легкими движениями.
Например:
Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу На каждую восьмую поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом,
продолжают также исполнять эти движения (Графически )
Дети сидят на полу по кругу, скрестив ноги На половинную ноту делают хлопок над головой, на первую четверть хлопают правой рукой об пол, на вторую четверть хлопают левой рукой об пол. Делая хлопки над головой, руки ведут кверху через
стороны. (Графически: )
В старшем дошкольном и школьном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые они оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.
Дети, опустившись на пол, изображают птиц. На две четверти дети делают два взмаха крыльями, поднимая руки до уровня плеч. На половинную ноту встают, широко раскрывая крылья При повторении ритма на две четверти делают два
взмаха крыльями, на половинную ноту снова опускаются на пол .)
Дети «копают землю». На первую четверть лопата ставится на намеченное место, на вторую четверть нажимается ногой, и на половинную ноту земля отбрасывается в сторону. В этом же ритме дети изображают аистов, делая на две четверти два шага, а на половинную ноту — шаг, высоко поднимают свободную ногу, согнутую
в колене (индивидуальное исполнение) ( )
В старшем школьном возрасте на занятиях используются более сложные ритмические рисунки. Фигурные построения усложняются последовательными переходами из одной фигуры в другую, при этом учитываются пространственные соотношения.
Например:
Дети «жнут рожь». На первую четверть наклоняются и левой рукой как бы забирают стебли ржи; на вторую четверть правой рукой воображаемым серпом срезают
стебли; на половинную ноту кладут рожь на землю ()
Дети делятся на группы по 4 человека. Каждая группа должна в заданном ритме сложить костер и зажечь. В первом такте на каждую четверть дети по очереди кладут дрова в костер, во втором такте на первые две четверти как бы зажигают спички, на половинную ноту (счет «три»! «четыре») зажженную спичку подносят
к дровам ( .) '
Если позволяют двигательные возможности людей с речевыми нарушениями, то на занятиях проводятся поочередное вступление в исполнение ритмических рисунков парами, работа с предметами, связанная с различными групповыми перестроениями, воспроизведение ритма на каком-нибудь инструменте: бубне, барабане, треугольнике.
Все стоят парами по кругу, взявшись за руки. В первом такте дети идут по кругу. Во втором такте опускают руки и кружатся на месте вправо. При повторном исполнении во втором такте пары кружатся влево ( .)
Для подростков и взрослых упражнения даются с более сложными построениями. Например, коллективная пляска, пляски, построенные на движениях русской народной пляски, ритмические пляски, построенные на тесном взаимодействии движения и музыки.
Ритмические игры и с детьми и со взрослыми строятся по двум принципам:
1) отражающий порядок и беспорядок, т. е. быстрый переход
I
от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;
2) «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.
В основе плясок коллективного характера лежат фигурные построения, которые берут начало от старинных кадрилей и лансье, от деревенской пляски «Метелица». В танце всегда наблюдаются сложные переплетения узоров.
Ритмические пляски представляют собой сочетание естественных движений — шагов, бега, прыжков (поскоков), боковых прыжков, поворотов и т. д.— и музыки. Они не требуют специальной танцевальной техники, но отличаются сложностью построения, требуют времени для их полного усвоения. В ритмические упражнения обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом, т. е. над всей просодией. Речевой материал условно можно разделить на три группы.
1. Движение со словом и жестом.
2. Называние действия группой участников или одним участни
ком упражнения.
3. Диалоги: а) по взаимодействию, в которых говорит только
один из участников, а второй действует молча; б) речевое общение
ведется обоими участниками или двумя группами.
Первая группа упражнений используется в основном с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Аи боюсь! Аи боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
Вторая группа упражнений используется на занятиях с людьми любого возраста в соответствии с их речевыми и двигательными возможностями. В начале коррекционного курса действие называет педагог, а участники занятия выполняют его все вместе или по очереди; затем действие называет кто-либо из участников занятия или группа занимающихся, а другая группа это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма. Приведем примерную игру для детей трех лет.
«Мы на луг ходили».(Слова В. Кукловской, пер. с укр. Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко. Автор 3. Березницкая.) Дети стоят в кругу. Поодаль — зайчик.
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза).
Дети, взявшись за руки, ходят вправо по кругу.
Задремал на кочке зайчик в холодочке
Вот так, задремал зайчик в холодочке (2 раза).
Остановившись, дети указывают на зайчика. Положив руки под щеки, показывают, как он спит.
Разбудить хотели, в дудочки дудели: Ту-ту, ру-ту-ту! В дудочки дудели (2 раза).
Дети имитируют игру на дудочках. Зайчик спит.
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, тра-та-та! В барабаны били (2 раза).
Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.
Зайка, просыпайся, ну-ка, поднимайся.
Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся (2 раза).
Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.
Третья группа упражнений проводится в форме диалога, выражающего взаимоотношения двух лиц (или групп). Некоторые из них заключают обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп.
Пример игры для детей двух лет и старше.
«Сорока, сорока».(Русская народная песня в обработке В. Агафонникова. Автор М. Медведева.)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Девочка-сорока в центре. Играется вступление. Дети идут по кругу вправо. «Сорока» скачет влево то на одной, то на другой ноге. В конце четвертого такта все останавливаются.
Дети поют:
Сорока, сорока, где была? «Сорока» отвечает и показывает движениями, как она мешает кашку.
— Далеко. Кашку варила, детушек кормила, на порог скакала, гостей созывала. Гости услыхали, быть обещали.
Дети поют.
«Сорока» скачет по кругу то на правой, то на левой ноге, дотрагиваясь до плеча нескольких детей (созывает гостей).
С окончанием музыки «сорока» останавливается, к ней подбегают гости. Под веселую народную мелодию они пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши.
Чувство музыкального ритма, как и чувство ритма в целом, необходимо рассматривать со всеми другими средствами музыкальной выразительности. Внимание занимающихся обращается на эмоциональное содержание музыки и ее построение. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из ' физкультуры, сюжетной драматизации, танца.
9. ПЕНИЕ
Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто пере-
живает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога — слог и т. д. Воспринимая последовательность, организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения.
Приступая к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон, затем он напоминает, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. При подборе певческого материала педагог должен учитывать возрастные возможности певческого диапазона. Так, например:
для 2—3 лет — ми — ля; 3—4 лет — ре — ля; 4—5 лет — ре — си; 5—6 лет — ре — си, иногда до 2 второй октавы; б—7 лет — ре — до2, до второй октавы.
Воспитывая вокальные навыки, педагог следит, чтобы они пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Дикция четкая и ясная. Все это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия.
Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными тональностями, на которых естественно воспитывается постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. Мелодия песни не должна превышать звука до второй октавы, в ней нежелательны большие интервалы, иначе трудно сохранить интонацию при скачке. Имеет значение длина фразы — на одном дыхании следует петь не более
двух тактов по 4/4 . Удобна мелодия, построенная сверху вниз, так
как дыхание в начале пения сильнее, воздуха больше, а от силы дыхания зависит качество звучания голоса. Если конец фразы по мелодии ниже, то петь легче, так как дыхание делается слабее.
Затем на занятии воспитываются хоровые навыки — взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль означает слитность, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Вначале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее с длинными. Песни нужно подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, осторожно вводить песни быстрые и отрывистого характера. В тексте песен
должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Так, например, фраза «Мы в обиду яблоньку не дадим» будет удачнее, чем «Песни звенят, трубы трубят». Интонация мелодии легче усваивается, если строение мелодии имеет ясную ладовую основу, т. е. если в мелодии часто встречаются звуки тонического трезвучия. Для выбора песен необходимы следующие условия: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни.
Занятие лучше начинать с песни. Ее можно исполнять хором, дуэтом или подгруппами.
Существуют такие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу о ее содержании, разъясняет, раскрывает чувства, настроение, выраженные в песне. Даже его голос при пояснении музыкально окрашивается в зависимости от характера произведения. Например, тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне; радостно, с подъемом — о праздничном, торжественном марше; игриво, весело — о пляске. Затем педагог выразительно исполняет песню. Показывает отдельные певческие моменты: как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., используя при этом мимику, дирижерский жест. Необходимо обратить внимание поющих на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти.
Напевая тихо мелодию песни, педагог как бы настраивает поющих, затем с этой же ноты начинает петь вместе с детьми (взрослыми). На следующем занятии педагог предлагает прослушать песню в записи и исполнить ее самостоятельно.
При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться определенных требований в логопедической работе с людьми, имеющими различные нарушения; учитывать поэтапность в нормализации речи заикающихся; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса; наличие назализации у лиц с ринолалией и т. п.