Упражнения на восприятие неожиданного акцента.
На полу рисуются круги по количеству участвующих в упражнении Под музыку марша каждый ходит вокруг своего круга. На акцент прыгает в свой круг двумя ногами и ждет следующего сигнала, на который он выпрыгивает из круга и снова идет вокруг него.
Занимающиеся стоят в две шеренги у противоположных стен зала. У одних обручи, которые они тихо качают. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладоши дети перекатывают обручи в другую шеренгу, которая ловит их и качает до следующего акцента.
Упражнения на восприятие метрического акцента.'
При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Дошкольники и младшие школьники воспринимают повторяющийся акцент и передают его движениями рук, ног и всем корпусом, не определяя его путем счета. Только в результате занятий передача акцента обозначается словом.
Дети стоят в шеренге на некотором расстоянии друг от друга В руках у каждого
скакалка. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4) все закидывают скакалку, как удочку, на 2—3—4 подтягивают ее к себе.
Дети стоят в кругу лицом друг к другу При акценте на счет четырехдольного
такта (4/4) делают прыжок обеими ногами к центру, на 2—3—4 отступают назад.
Дети сидят на стульях, поставленных в линию один за другим, ноги кладут на перекладину впереди стоящего стула, имитируют движение, подражая гребцам.
В музыке дается размер 2/4, в котором на счет «раз» — сильный акцент, и дети, как
бы опуская весла, делают движения руками.
Старшие школьники, подростки и взрослые сознательно с помощью счета определяют и фиксируют акцент движения. Например, педагог подчеркивает первый удар ударом в бубен, а остальные дает тихо. Занимающиеся говорят «раз» на первый удар и считают тихие удары до следующего сильного удара. Затем им под силу и более сложные задания, такие, как движения руками в такт музыке (дирижирование), задания от занятия к занятию усложняются. Например, нужно пройти под музыку, сочетая шаг с движениями рук. Это позволяет целостно воспринимать метрический акцент всем телом, т. е. приучает занимающихся управлять своим телом, делать его послушным при любом двигательном задании под музыку.
При отработке акцента на шаге нужно соблюдать определенный
размер музыкального произведения. Сначала размер будет 4/4,
2/4, а затем более трудный размер 3/4. Трудность его исполнения
заключается в том, что акцентированный шаг чередуется, падая попеременно то на правую, то на левую ногу. Потом можно перейти к свободной форме выражения акцента в различных группировках, а также в упражнениях с предметами (палкой, флагом, обручем, мячом). Включение предметов дает реальную установку акцентированному движению, способствуя большей точности в исполнении. Движение вперед на ударную часть такта и движение назад на
безударные звуки помогает усвоению передачи акцента в движении. В старшем возрасте придается большое значение точности исполнения упражнений. Задания с поочередным включением в движение требуют внимания от всех участников. Все должны следить за ходом исполнения задания, чтобы не пропустить своего вступления, так как от каждого участника зависит качество работы всего коллектива.
Приведем примерные упражнения.
Все стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. На счет «раз» в четырехдольном размере берут правой рукой своего партнера за правую руку и на счет 2—3—4 меняются местами. В следующем такте' берутся левыми руками и меняются местами.
Все стоят в две шеренги на расстоянии 3—4 шагов и смотрят друг другу в затылок. Стоящая впереди шеренга держит в руках мячи. На акцент в трехдольном и четырехдольном размере дети перекидывают мячи через голову стоящим сзади и сейчас же поворачиваются к ним лицом. Поймавшие мяч тоже делают поворот и на акцент в следующем такте в свою очередь перекидывают мячи через голову.
Все стоят по кругу. У каждого в руках маленький мяч. При акценте на счет
"раз» в четырехдольном размере (4/4) мяч высоко подбрасывается вверх, на 2—3—4
нужно повернуться на месте кругом и поймать мяч. не дав ему упасть на пол.
Все дирижируют под музыку на любой счет (2/4,3/4,4/4), стоя в кругу спиной
к центру. С прекращением музыки на один, два такта дирижирование продолжается, заданный темп сохраняется. Музыка возобновляется. Педагог проверяет, совпали ли движения рук с началом музыки, не было ли отклонений в темпе.