Из истории собирания и изучения детского музыкального фольклора.
Собирание детского фольклора началось позднее собирания других видов народной поэзии. Первые его записи появились в печати в 30-40-х годах XIX века, но это были единичные тексты детских песен и описания детских игр. В 50—60-е годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей. Народное детское творчество обратило на себя внимание как явление большой художественной и педагогической ценности.
Большую услугу общему делу собирания детского фольклора, а главное пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал «Учитель». В те годы записывалось много текстов детских песен — детский фольклор можно найти в ряде периодических изданий тех лет: в журнале «Живая старина», «Этнографическое обозрение», в «Губернских ведомостях». в «Известиях географического общества», «Трудах этнографического отдела Известий Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», в «Памятных книжках земств», «Трудах губернских архивных комиссий» и др.
К сожалению, в большинстве случаев записи текстов традиционного детского фольклора производились не на местах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались затем переработке, изменения вносились как в язык, так и в содержание текстов.
Большое художественное и научное значение имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник П. А. Бессонова «Детские песни», в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (всего 150 песен), записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. Сборник был отредактирован и подготовлен к печати В. Ф. Одоевским.
Первым этнографом-собирателем, который выделил детский фольклор в особый отдел и указал на разнообразие его видов, был П. В. Шейн (1826-1900).
Песни собранные П. В. Шейном, с 1851 года печатались в «Чтениях общества истории и древностей Российских» при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием «Русские народные песни», а в 1892 году был опубликован первый том (в двух выпусках) издания Академии наук «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.
Шейн первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни разделил на два больших раздела В первый раздел сборника вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором - помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста. Это был первый свод детского фольклора.
В дореволюционных публикациях, к сожалению, очень мало музыкальных записей детских песен. Небольшое количество мелодий русских народных детских песен дано в приложении к упоминавшемуся сборнику П. А. Бессонова «Детские песни». Нотное приложение к девяти песням помещено в сборнике «Песни колыбельные и детские и прибаутки» (издание 2-е. — Страсбург, 1870). Е. Водовозова опубликовала в 1871 году в Петербурге «Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (музыка А. И. Рубца). В сборник А. Мамонтовой «Детские песни на русские и малороссийские напевы» (под редакцией П. И. Чайковского. — М., 1872) вошли ,как подлинные детские народные песни, так и авторские сочинения. Ряд песен для сборника «Гусельки» (115 детских народных песен) собрали Н. X. Вессель и Е. К. Альбрехт. — Спб., 1876) Впервые были записаны с голосов нескольких деревенских женщин и девушек. 27 колядок русских, малорусских и других славянских народов с напевами. К сожалению, все эти и подобные им сборники отличались рядом недостатков: в большинстве случаев мелодии детских песен записывались не от самих детей, а от взрослых, исполнявших их по памяти.. Это приводило к тому, что нередко характер напева не совпадал с жанром песни. Кроме того, большинство мелодий детских песен подвергались обработке и переделывались. Бывали случаи нарушения нотной записи, несовпадения ритма с текстами отдельных песен,
Общий подъем в области музыкальной фольклористики на рубеже XIX—XX веков почти не отразился на собирании произведений детского музыкального творчества — записи детских песен продолжали носить случайный характер.
Широкое изучение детского фольклора началось после победы Октябрьской революции. В советское время воспитание детей стало делом государственным, всенародным. Народному творчеству стали придавать большое значение, произведения детского фольклора начали использовать в учебной школьной литературе. Десятки ученых и литераторов записывали произведения детской народной поэзии.