Методика конструирования и проведения уроков музыки
Планирование и анализ уроков музыки
Каждый урок музыки является определенным и конкретным звеном цельной системы музыкального воспитания школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку складывается из органически связанных этапов — календарно-тематического планирования и планирования поурочного.
Начинается календарно-тематическое планирование с тщательного изучения учебной программы по музыке. Некоторые программы предполагают тематику четвертей, полугодий. Другой ряд программ — тематику разделов, уровней. При этом тематика подразумевает либо конкретное ключевое (основное) понятие (например, «Интонация»), либо конкретное содержательное направление-ориентир деятельности (например, «Как можно услышать музыку»). Исходя из темы четверти, проблемы, раздела, учителю необходимо конкретизировать тематическое планирование применительно к ряду уроков.
Примерное тематическое планирование уроков музыки представлено авторами программ непосредственно в программах и методических пособиях для учителя музыки.
В качестве примера приведем тематическое планирование уроков музыки в 1-й четверти 4 класса (программа В.В.Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак):
Тема года «Музыкальное путешествие» Первая четверть (9 ч)
Урок 1. «Россия — любимая наша страна...» (1 ч) Уроки 2,3. Великое содружество русских композиторов (2 ч) Урок 4. Тема Востока в творчестве русских композиторов (1 ч)
Урок 5. Музыка Украины (1 ч)
Урок 6. Музыка Белоруссии (1 ч)
Урок 7. Музыкант из Желязовой Воли (1 ч)
Урок 8. Блеск и мощь полонеза (1ч)
Урок 9. Музыкальное путешествие в Италию (1 ч).
Исходя из тематического планирования, учитель составляет поурочное планирование. При этом обязательным условием является соблюдение принципа преемственности между отдельными уроками как звеньями единой цепи. Иными словами, учитель должен четко осознавать, какими музыкальными знаниями, умениями, навыками уже владеют учащиеся, и что на этой основе должно быть актуализировано на данном этапе.
Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте: определяет тему урока, цель и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные); отбирает необходимый репертуар; структурирует последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа целостности урока; определяет дозировку времени для каждого раздела урока с учетом недопущения переутомления учащихся; подбирает адекватные целям и задачам методы методические приемы; продумывает методику работы по всем видам музыкальной деятельности детей на уроке, предусматривая деятельность учителя и учащихся.
Немаловажным при поурочном планировании является знание программы, ясное понимание учителем задач музыкальноговоспитания детей, знание психолого-возрастных особенностей школьников, владение общедидактическими методами и методами педагогики искусства.
Начало любого плана-конспекта предполагает выявление цели и задач урока, исходя из темы урока.
3 класс. Тема раздела «В концертном зале»1
Урок № 1. Тема «Музыкальное состязание»
Цель: развивать представления детей о жанре инструментального концерта.
Задачи
Образовательные: на примере 3-й части Концерта № 1 П.И.Чайковского для фортепиано с оркестром в исполнении С.Т.Рихтера и ленинградского филармонического симфонического оркестра под управлением Е. Мравинского формировать представления детей о мастерстве композитора и исполнителя в воплощении диалога солиста и оркестра.
Воспитательные: воспитывать интерес к отечественной музыкальной культуре.
Развивающие: развивать музыкальные способности, а также психические процессы памяти, речи, мышления.
______________
1 Программа «Музыка» Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
План-конспект может быть развернутым и кратким. И в том, и в другом случае он всегда подразумеваег гибкость применении в зависимости от конкретной ситуации.
Существуют различные модели составления плана-конспекта урока. Приведем одну из наиболее удобных в практическом применении схем составления плана-конспекта на примере урока по теме «Музыка моего народа» (4 класс, программа под ред. Д.Б.Кабалевского) (табл. 13).
Как видно из плана-конспекта, музыкальный материал адекватен педагогическим требованиям и теме урока. Структура урока оправданна с позиции драматургии. Урок отличается чертами цельности.
Дозировка каждого вида музыкальной деятельности продумана в соответствии с психологическими особенностями развития произвольного внимания младших школьников. Методика работы адекватна поставленным задачам и особенностям репертуара, степени его новизны.
Так, русская народная песня «Ты заря ли, моя бела зорюшка» явится для детей новым материалом, вместе с тем обращение к ней как примеру лирического жанра расширит уже имеющиеся представления детей о песенности как ведущем признаке русской музыки.
Наряду с новым материалом в уроке предусмотрено обращение к уже известным произведениям. Так, русские частушки хорошо знакомы детям по предыдущему уроку. Дальнейшая работа над их исполнением будет способствовать более осознанному восприятию детьми на следующем уроке «Озорных частушек» Р. К. Щедрина, а также пониманию связи народное и профессиональной музыки.
Песня «Милый мой хоровод» в данном /роке обретает пластическое воплощение. Если на прошлом уроке, когда песня звучала в записи фольклорного ансамбля, акцент ставился на народной манере исполнения, то теперь внимание детей акцентируется на вариационности как характерном приеме развития русской народной музыки.
В конспекте урока также нашло отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование современных ИКТ-технологий.
Однако для начинающего учителя конспект разрабатывается более подробно. В качестве примера приведем фрагмент подобного подробного конспекта урока музыки1.
____________
1 Русская музыка в школе: Методические очерку / авт.-сост Г П Сергеева Т. С. Шмагина. - М., 1998. - С. 64.
1 класс. Тема четверти «О чем говорит музыка»
У: О ком вам сейчас расскажет музыка: о девочке, о мальчике, а может быть, о взрослом человеке? Слушайте!
Д.: Это мальчик. Он играет с машинкой.
У.: Может ли машинка вот так двигаться? (наигрывает начало пьесы) Во что же играет мальчик?
Д.: В паровоз...
У: (наигрывая небольшие фрагменты пьесы, как бы размышляя сама с собой): Да, вроде бы стучат колеса, но Петр Ильич написал эту пьесу в XIX веке и вряд ли среди детских игрушек в то время был паровоз...
Д.: (молчат)...
У: А вот представьте себе, что вы взяли палочку, сели на нее верхом и...
(звучит вся пьеса)
Д.: Это мальчик играет в наездники, с лошадкой... У: Молодцы! Посмотрите в ноты и прочитайте, что здесь написано.
Д.: (читают): «Игра в лошадки».
У: Как же звучит музыка?
Д.: Быстро. Резво. С прискоками. Радостно.
У: А что же случилось с нашим наездником в конце пьесы? Почему он остановился? Может быть, он упал? Может ли музыка рассказать об этом? Давайте послушаем еще раз.
(звучит пьеса «Игра в лошадки», за ней без перерыва — «Мама»).
Д.: Мальчик не упал, он просто остановился...Потому что в комнату вошла мама.
У: А как вы узнали?
Д.: Музыка мальчика просто останавливается, а потом звучит очень добрая и ласковая музыка...Это мама.
(Учитель показывает ноты, и дети с восторгом читают название новой пьесы «Мама».)
Нетрудно заметить, что подробный конспект урока не только определяет ориентиры деятельности учителя, но и прогнозирует возможные ответы учащихся.
Оба вида конспектов подразумевают гибкость применения в зависимости от конкретной ситуации, уровня музыкальности учащихся класса, активности учащихся на уроке и других причин.
Учитель музыки должен не только уметь планировать свою деятельность, но и анализировать ее. Анализ урока музыки предполагает рассмотрение качественного уровня комплекса параметров.
1. Общая гуманистическая характеристика деятельности учителя в ее нравственно-эстетической и культурологической направленности:
— создание эмоционально-творческой атмосферы на уроке музыки как уроке искусства;
— оказание психологической и музыкально-педагогической поддержки учащихся;
— этика и эстетика отношений учащихся с учителем;
— создание атмосферы свободного художественно-творческого поиска и диалога.
2. Общеметодическая готовность учителя музыки, проявляющаяся:
— в тематически-структурной целостности урока;
— результативности музыкально-педагогических действий;
— культуре речи учителя;
— активности учащихся на уроке;
— эффективности педагогического контроля за накоплением музыкальных знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного и учебно-творческого опыта музыкальной деятельности учащихся;
— стимулирование самостоятельности художественного мышления;
— создание ситуации сотрудничества учителя и учащихся;
— создание ситуации сотрудничества учеников класса.
3. Психолого-педагогический анализ урока с позиции:
— создания положительной мотивации;
— организации заинтересованного внимания учащихся;
— организации восприятия учебного материала детьми;
— организации креативного музыкального мышления младших школьников.
Анализируя урок музыки, оценивают:
— владение учителем необходимым объемом музыкально-педагогических знаний;
— сформированность профессиональной позиции;
— обладание учителем комплексом музыкальных способностей, музыкальным мышлением, интуицией;
— умения и навыки исполнения учителем инструментальных и вокальных произведений различных стилей и жанров;
— умения и навыки аккомпанирования хоровому пению класса, собственному сольному исполнению;
— хормейстерские умения и навыки, обеспечивающие процесс исполнительской интерпретации вокально-хоровых произведений;
— владение учителем приемами практической работы по развитию музыкального восприятия и образного мышления, музыкальных способностей учащихся, их общей музыкальности;
— владения учителем методами наблюдения и самонаблюдения, анализа и самоанализа, коррекции и саморегуляции1.
Таким образом, анализируя урок музыки, выявляется мера способности учителя к конструктивной, музыкально-исполнительской, коммуникативно-организаторской, музыкально-исследовательской деятельности. Данные компетенции анализируются в организации учителем различных видов музыкальной деятельности учащихся (музыкально-слушательской, музыкально-исполнителской, музыкально-композиционной). Выявляются также средства решения поставленных учителем задач, и в частности, использование современных ИКТ-технологий.
МИКРОПРАКТИКУМ
1. Составьте календарно-тематическое планирование по теме «Построение (форма) музыки» (3 класс, 4-я четверть, программа под ред. Д. Б. Кабалевского).
Для удобства воспользуйтесь таблицей. Даты определите с учетом того, что 4-я четверть начинается традиционно, с апреля месяца и заканчивается в 20-х числах мая. Урок музыки, согласно Учебному плану начальной школы, проходит один раз в неделю (табл. 14).
2. Обратившись к одной из программ, составьте развернутый план-конспект урока музыки и на семинаре проведите его самоанализ по предлагаемой схеме.
____________
1 Критерии анализа урока музыки разработаны кафедрой методологии и методики преподавания музыки МПГУ на основе «Диагностической карты деятельности» участника конкурса «Педагогический дебют».
— Каков замысел урока и почему?
— Раскройте место урока в теме, разделе. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каковы программные требования к уроку?
— Какие особенности учащихся были вами учтены при подготовке к уроку и почему?
— Какие задачи и какими методами вы планируете решать на данном уроке и почему?
— Почему вами избрана именно такая структура урока:
назовите этапы урока;
обоснуйте место каждого этапа на уроке;
какой вы видите связь частей;
проанализируйте дозировку времени на каждом из этапов урока.
— Раскройте содержательно свою деятельность как учителя и планируемую деятельность учащегося.
— В чем вы видите возможные отклонения от плана в ходе урока?