Музыкально-инструментальная деятельность детей
Игра на музыкальных инструментах на уроках музыки развивает творческие способности учащихся посредством музицирования в ансамбле и оркестре.
В организации детского оркестра используют различные инструменты — ударные (ложки, трещотки, колокольчики, коробочку), духовые (кугиклы, свистульки, свирели), струнные (гусли звончатые). Наряду с русскими народными инструментами в детском оркестре используют также металлофон, симоны, вермоны, тарелки, треугольник, барабан, бубен и др.
Задания для игры детей на музыкальных инструментах могут быть воспроизводящего характера, а также творческие. В первом случае педагог предлагает исполнить детям определенный ритмический рисунок либо конкретные звуки. И.Г. Лаптев, автор книги «Детский оркестр в начальной школе», приступая к обучению детей игре на музыкальных инструментах, предлагает учащимся ряд несложных упражнений — хлопки, щелчки, притопы, способствующие развитию чувства ритма. Использование природных «инструментов», по мнению Лаптева, дает начальное представление о характере звука, динамике, темпе, ансамбле.
Другим примером задания воспроизводящего характера является задание исполнить на металлофонах несложные мелодии. Например, мелодию «Колыбельной» (из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной), чередуя два звука — «соль» и «ми». Усложняя подобные задания воспроизводящего характера, детям второго года обучения можно предло-
__________
1 Данное задание составлено на основе либретто сценария Т.Ф.Кореневой («Искусство в школе» № 5, 2000). Сюжетной основой сценария является день из жизни ребенка XIX века в кругу семьи, близких, знакомых, друзей. Музыкальным репертуаром спектакля составляют пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
жить для музицирования аранжировку русской народной песни «Светит месяц» (см. пример 8).
Разучивать партитуру можно либо по слуху, либо по нотной записи. И в том и другом случае предварительно необходим анализ особенностей ритмического и в отдельных случаях мелодического рисунка каждой партии. По мнению авторов учебно-методических комплектов по «Музыке» для младших школьников, в организации работы над созданием ритмической партитуры также целесообразно поэтапное подключение отдельных инструментов в ансамблевой игре.
Задания творческого порядка предполагают, например, импровизационное исполнение ритмического сопровождения к песне. Педагог может предложить первоклассникам игрой на ложках сопровождать инструментальное вступление и заключение, а также пение припева в русской народной песне «Как у наших у ворот». Важно, чтобы дети слушали сопровождение, слушали друг друга и не заглушали мелодии песни.
Из сказанного видно, что игра на музыкальных инструментах детского оркестра является хорошим «союзником» других видов музыкальной
деятельности детей на уроке музыки. И это касается не только народной музыки, синтетической по своей природе. Музыкальные инструменты можно использовать и в других произведениях песенного репертуара. Например, в песне «Тихая сказка» (музыка Е. Попляновой, слова С. Маршака), предложив учащимся продублировать мелодию вступления и заключения песни на металлофонах, а в припеве — мягко подчеркнуть сильную долю на треугольнике. Более быстрому освоению детьми металлофона содействуют инструменты с цветными пластинами, что особенно позитивно в донотном периоде работы с детьми.
В некоторых песнях участие определенного инструмента зафиксировано композитором. В песне «Ручеек» Ю.Тихоновой используется колокольчик. Момент его вступления отмечен в нотах, учителю следует показать его ребенку взглядом и небольшим кивком головы, (см. пример 9).
Музыкальные инструменты целесообразно использовать и в музыкально-ритмическом движении. Например, ложки, трещотки — в русских народных плясках, бубен — в тарантелле. Также возможно инструментальное исполнение учащимися отдельных произведений, предназначенных для слушания, и, в частности, пьес из цикла «Детская музыка» Прокофьева. Продумывая аранжировку, учителю следует:
— определить состав оркестра;
— распределить между инструментами различные элементы фактуры, исходя из характера музыки. Основное условие при этом — дости-
жение хорошей прослушиваемости голосов, рельефности и глубины оркестрового звучания;
— записать вариант аранжировки в виде партитуры.
Наряду с организацией оркестрового музицирования на уроках музыки целесообразно обращение к ансамблевому музицированию, и н частности, игре на фортепиано в 4 руки. Задачей такого вида исполнительства, согласно Кабалевскому, является привлечение учащихся к исполнению вместе с учителем ярких, образных произведений, технически несложных и небольших по объему. Например, детям предлагается исполнить русскую народную песню «Во поле береза стояла» в четыре руки с учителем. Разумеется, предварительно ребенку показываются клавиши, способ звукоизвлечения и задается темп, после чего ученик играет вступление и продолжает свою партию в ансамбле с учителем.
Распространенным явлением в наши дни стало обучение детей н| уроках музыки игре на свирели. Существует методическое пособие «Играем на свирели, рисуем и поем» А. И. Конч, целью которого является научить детей музицировать на свирели по цифрам и через инструментальное исполнение развить координацию голоса и слуха (см. пример 10).
А. И. Конч предлагает следующую последовательность разучивания пьесы:
— прочитать текст;
— прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни, проговаривая графическое изображение ритма;
— аккуратно, сдерживая дыхание, проиграть мелодию, слушая звук: добиться красивого мелодичного звучания;
— играя на одном звуке, палец не поднимать, добиться звучания мелодии дыханием.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Познакомьтесь с публикациями Т. Э.Тютюнниковой1 по использованию идей К.Орфа в организации инструментального исполнительства детей. К семинару подготовьте ответы на следующие вопросы:
________________
1Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. — М., 2000.
— Что вы знаете об инструментарии К.Орфа?
— Знакомы ли вы с опытом отечественных педагогов-музыкантов по использованию идей К.Орфа в практике организации музыкально-исполнительской деятельности на элементарных музыкальных инструментах?
— Какие из методов работы К.Орфа по организации детского оркестра вы хотели бы использовать в своей педагогической деятельности и почему?
МИКРОПРАКТИКУМ
1. Исполните с сокурсниками русскую народную песню «На юленом лугу», использовав ударные инструменты — трещотки, ложки, бубны, бубенцы, коробочку во вступлении и заключении (свободная импровизация), а также духовые — либо свирели, либо свистульки. Духовые инструменты во вступлении не играют, только в заключении (свободная импровизация) и в самой песне на словах «Их-вох!» (исполняется два звука, ритмизируя «ду-ду»).
2. Сделайте для работы с младшими школьниками аранжировку «Марша» Прокофьева из цикла «Детская музыка». Можете использовать хроматические металлофоны, «вермоны», треугольник, барабаны, тарелки, бубны, коробочку1.
3. Проанализируйте методическое пособие «Играем на свирели, рисуем и поем» Конч.
Исполните на свирелях предлагаемые произведения2 (см. примеры II
и 12).
4. Исполните в 4 руки с сокурсниками, инициируя работу с учащимися 2 класса, белорусскую народную песню «Перепелочка» (программа Кабалевского).
__________
1 Партия любого ударного инструмента записывается на одной линейке («нитке»).
2 Цифровая запись А. В. Зарубы.
5. Ярким примером удачного использования металлофона и треугольника в пении является аранжировка песни «Скворушка прощается» (музыка Т. Попатенко, слова М.Ивенсен), с которой дети знакомятся в 3 классе (программа Кабалевского). Обратившись к хрестоматии, исполните песню согласно предлагаемой партитуре. В игре на металлофоне не забудьте о мягкой кисти руки, а также специфическом «туше» — палочка должна отскочить от пластинки, в противном случае звук не будет полетным. Треугольник следует держать, используя небольшой шнур, не касаясь рукой инструмента, так как это скажется тут же тусклым и невыразительным звучанием. Ударять палочкой по треугольнику не следует слишком сильно, достаточно мягкого движения.