Урок музыки как основная форма музыкального воспитания

Урок музыки — это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы но музыкальному воспитанию школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки явно имеет черты, характерные для понимания урока в общей педагогике. Таковыми общими чертами, сближающими урок музыки с другими уроками по предметам учебного плана для начальной школы, являются единство:

— состава учащихся и продолжительности урока по времени;

— закономерностей педагогического процесса;

— общепедагогических принципов и методов обучения.

Как и для любого другого урока, для урока музыки характерно противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося'. В этой связи на уроке музыки применяется совокупность форм организации учебной деятельности — фронтальной, групповой, индивидуальной. Так, практическая деятельность учащихся на уроке предполагает одновременно фронтальную работу над ансамблем (ритмическим, динамическим), строем (горизонтально-мелодическим и вертикально-гармоническим), агогикой, единой манерой звукоизвлечения, художественной трактовкой произведения, а также групповую — работу над строем и тембральным ансамблем в хоровых партиях (сопрано, альты), слаженностью звучания отдельных групп оркестра (ударных, духовых, струнных, клавишных). Залогом успешности фронтальной

_____________

1 Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М, 2008. — С. 136.

и групповой форм является индивидуальная работа. Объяснением этому явлению следует полагать традиционность индивидуальною подхода в обучении исполнительству, а также личностно-ориентированную направленность современного педагогического процесса в целом.

Для урока музыки свойственны обшепедагогические элемента изучение нового материала, закрепление, обобщение. Также присутствует в уроке музыки оценка знаний, умений, навыков учащихся и домашнее задание.

Бессспорно и то, что урок музыки имеет определенную специфику к учебном плане данный предмет относится к образовательной области «Искусство». Особенностью «Искусства» является направленность на развитие эмоционально-ценностной и сенсорной культуры личности; развивающей воображение и творческие способам в качестве цели, а не побочного результата. Б. М. Неменский н ной связи отмечал, что у рационально-логического, научного и эмоционально-образного, художественного предметов познания разные объекты познания. В одном случае это объективная реальность, в другом — личностное, человеческое отношение к ней, и соответственно разные формы познания, формы деятельности, Путь освоения, итоги познания и итоги развития1 (табл. 8).

Урок музыки обладает и своими характерными особенностями, определяемыми спецификой музыки, как искусства интонации, художественного отражения действительности в звучании, и феноменом музыкального творчества, предусматривающим личностный и процессуальный аспекты.

Спецификой урока музыки являются виды музыкальной деятельности учащихся: музыкально-слушательская; музыкально-исполнительская; музыкально-композиционная.

Музыкально-слушательская деятельность вбирает в себя музыкально-эстетическую (формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке), музыкально-теоретическую (изучение детьми нотной грамоты, средств музыкальной выразительности, жанров, форм музыкального искусства) и музыкально-историческую (освоение стиля как исторического явления эпохи, национальной школы, индивидуального письма композиторов).

Музыкально-исполнительская деятельность предусматривает дробление на вокально-хоровую работу, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение.

Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в уроке в различных комбинациях, в силу чего какого-то определенного «трафарета» проведения урока музыки не

__________

1 Неменский Б. М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. - 1991. — № 3 — С. 14.

урок музыки как основная форма музыкального воспитания - student2.ru

существует. Чередование различных видов музыкальной деятельности согласуется, как правило, с целью и задачами урока, а также законами музыкальной драматургии в силу специфики предмета. В идеале, урок музыки — единая и динамичная композиция. «У этой композиции, — отмечает Н.А.Терентьева, — есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги»1.

Общеизвестно мнение М. Н. Скаткина, считавшего, что урок — это «педагогическое произведение учителя». Естественен вывод, урок музыки — «музыкально-педагогическое произведение», поскольку он есть результат творчества учителя музыки и как педагога, и как музыканта2.

Как музыкант учитель продумывает урок с учетом особенностей репетиционной работы.

Э.Б.Абдуллин в изучении музыкального произведения выделяет три стадии:

— знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы;

— более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;

— целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.

______________

1 Терентьева Н.А., Шитикова Р. Г. Программа «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание». I —IV классы. — М., 1994. — С. 36.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общей ред М И Ройтер-штейна. — М., 2006.

урок музыки как основная форма музыкального воспитания - student2.ru

Выше обозначенные стадии по своей сути близки трем основным типам уроков музыки:

— урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового знания);

— урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики знания);

— урок обобщенной темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему характеристики знания)1.

Особым типом урока можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года. Репертуар подобного урока-концерта предварительно обговаривается с учащимися. И него могут войти песни и произведения из материала для слушания, наиболее полюбившиеся детям. Но помимо хорошо известного детям репертуара урок-концерт должен включать в себя и новый материал. Абдуллин в этой связи справедливо полагает, что в таком уроке очень желательно выступление учителя музыки как солиста (певца, инструменталиста). Действительно, в таком случае учитель музыки превращается для детей из носителя культуры в ее непосредственного творца.

Среди специфических типов уроков музыки в начальной школе различают урок-игру, урок-спектакль и др.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Прокомментируйте позицию Кабалевского как приоритетное требование к организации урока музыки:

______________

Классификация Э. Б. Абдуллина.

«Урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим вес входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство...»1.

2. Е. Паркхерст, критикуя классно-урочную систему, отмечала, что это неволя, лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями.

Какими вы видите пути индивидуализации музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки?

3. В музыкально-слушательской деятельности позитивность фронтальной формы объяснима возможностями взаимодействия детей между собой в процессе решения проблем. Возможно ли в условиях музыкально-слушательской деятельности использовать групповую форму? Если — да, то каким образом?

4. Т.В.Чередниченко отмечала в своих исследованиях, что развитие музыкального искусства неотделимо от развития чувственных способностей самого человека. С этой точки зрения выявите характерную особенность урока музыки.

5. Проанализируйте цель урока-викторины.

Учитель: Наш сегодняшний урок мы проведем в виде викторины, Вам надо будет разделиться на 3 команды, каждой из которых предстоит ряд испытаний. При правильном ответе на каждое задание команда получает три балла, если ответ дан неточный — 2— 1 балл в зависимости I от количества ошибок. Команда, набравшая большее количество балов, считается победителем и награждается CD-дисками с записями произведений С. С. Прокофьева.

1 задание — угадать, из какого произведения звучит музыкальный фрагмент. Условие: ответ может быть дан только по завершению звучания музыки. (Звучат фрагменты из цикла «Детская музыка» С. С. Прокофьева — «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».)

2 задание — используя инструменты детского оркестра (металлофоны, треугольник, бубны, барабаны, деревянная коробочка), придумать аранжировку фрагмента «Марша» из цикла «Детская музыка» С.С.Прокофьева. При показе один из детей выполняет роль дирижера. (Предварительно фрагмент «Марша» — 1 часть — прослушивается всеми участниками конкурсных заданий.)

3 задание — капитан каждой команды выбирает лист с названием произведения С.С.Прокофьева. Задача детей — как можно ярче и интереснее рассказать содержание балета «Золушка», симфонической сказки «Петя и волк», кантаты «Александр Невский».

4 задание — необходимо собрать воедино отдельные части рисунка музыкального инструмента и определить название инструмента, какого героя озвучивает данный инструмент в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». (На рисунках изображены флейта, гобой, удар-

______________

1 Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. — Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1—3 классы. — М.,

Ные.) При правильном ответе звучит фрагмент симфонической сказки « Петя и волк».

5 задание — капитан команды выбирает лист, на котором изображен какой-либо из персонажей балета «Золушка» С.С.Прокофьева. Детям предлагается, используя музыкально-пластические движения, изобразить конкретного персонажа из балета «Золушка» (учитель танцев, Золушка, феи осени), другие команды должны угадать героя по звучащей музыке и пластике движений. При оценке учитывается соответствие выбранных движений характеру звучания музыки.

6 задание — из предложенного каждой команде списка произведений С.С.Прокофьева надо найти одно, которое не относится к ею творчеству.

7 задание — каждой команде предлагается решить кроссворд, оперируя жанрами произведений, в которых работал С. С. Прокофьев (песня, кантата, опера, балет, симфоническая сказка). На выполнение кросс-иорда командой отводится 10 минут.

Подведение итогов.

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Определите виды музыкальной деятельности в предлагаемом конспекте урока музыки (табл. 9).

2. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Урок-концерт». Продумайте, какое произведение И. С. Баха вы исполните в качестве музыкальной иллюстрации рассказа А. Кленова «Рояль без ножек».

Учитель: Когда-то, когда вы пришли на свой первый урок музыки, мы с вами говорили о том, что музыка идет всегда рядом с нами по жизни, начинаясь с колыбельных песен наших мам. Когда нам хорошо, так и хочется петь, а когда тяжело, трудно, больно, в первую очередь, опять же спешит к нам навстречу музыка как незримый друг, который всегда поддержит и утешит. Доказательством чему служат воспоминания Юрия Герасимовича Соколовского, профессора Петербургской консерватории, на долю которого выпали трудные дни блокады в годы Великой Отечественной войны.

(Учитель читает фрагмент рассказа А. Кленова как воспоминания Соколовского.)

«...Блокадная зима была бедна звуками. Лишь сухо пощелкивал в радиорепродукторах метроном, и время от времени обрушивался на город грохот артобстрела. В один из вечеров я отправился к брату. На груди у меня, завернутые в тряпочку, лежали несколько десятков зерен, которые мы с женой случайно обнаружили в гербариях, еще до войны собранных дочкой.

Вышел я на Литейный проспект. Близко к дом

урок музыки как основная форма музыкального воспитания - student2.ru

урок музыки как основная форма музыкального воспитания - student2.ru

урок музыки как основная форма музыкального воспитания - student2.ru

отвечаю, до свидания», Отошел в сторонку, в снег. Пропустил ее, да„ лица не видал, а сказали друг другу «до свидания», как знакомые. Пока дошел до улицы Жуковского, вконец измотался, а ведь до войны считал, что мы с братом живем рядом.

Вошел во двор и остановился пораженный. В тишине я услышал где-то играли на рояле. Мне казалось, что звуки разносятся по веек., городу, так четко и звонко звучал в морозном воздухе инструмент. Рояль., немного осталось их в блокаду. Топить было нечем. В другое время : показалось бы кощунственным — жечь рояль. Но когда от тепла, которое заключалось в блестящем отполированном дереве, зависела жизнь человека, выбирать не приходилось.

И меня поразило не то, что сохранился рояль. Меня изумило то, играют. Ведь что означало в эти холодные и голодные дни сесть за роя и начать заниматься! А играющий именно занимался, а не просто наигрывал. И звучало вот что...

(Исполняется клавирная музыка И. С. Баха)

...Не помню, сколько времени простоял я, слушая музыку. Потом запомнил полутемное окно, из которого неслись звуки рояля, и поднялся к брату. Каково же было удивление, когда оказалось, что инструмент за стеной.

— Кто там живет? — спросил я у брата.

Не знаю, вход с другого подъезда. Но порой мне кажется, что там живу я. Эта музыка, звучащая каждый день, для меня как последний лист в рассказе О'Генри. Помнишь? Человек сказал, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. И вот один художник, узнав об этом больном, нарисовал осенний лист, вырезал его, влез ночью на дерево и прикрепил к ветке вместо настоящего засохшего и уже упавшего последнего листка. Больной остался жить, а художник умер, потому что простудился ночью, когда прикреплял нарисованный лист.

Брат мой был очень плох. Перевезти его ко мне никак не удавалось. Он категорически отказался уехать из своей квартиры. Я говорил ему, что у меня тоже есть рояль, и я буду ему каждый день играть все, что он захочет. В отличие от постоянно звучавшего за стеной Баха. Почему-то там играли только музыку великого немца.

Брат отказывался. Нельзя, говорил он, оставлять того, кто там за стеной. У всякого артиста должен быть зритель, у каждого музыканта — слушатель.

Я говорил ему, что играющий за стеной, наверное, не желал бы, чтобы его слушали. Ведь он не выступает, а занимается, и, честно говоря, игра его далека от совершенства.

— Не имеет значения, — отвечал брат. — Тот последний лист, возможно, тоже не был шедевром живописи.

— Но ведь ты даже не знаешь, кто там играет.

— Тем больше у меня желания поскорее встать на ноги и увидеть этого человека, чтобы сказать: я встал, благодаря Вам, я выжил, благодаря Вам.

Пришлось мне переселиться к брату, а за стеной с поразительной волей продолжали заниматься. Рояль страшно расстроился, дребезжал, некоторые клавиши попросту не отвечали. Но с каждым днем исполнеине становилось лучше. Как вдруг в один из дней рояль замолчал. Все мм ужасно забеспокоились. Особенно разволновался брат. Несмотря на то он еще был болен, брат потребовал, чтобы ему помогли одеться. Я до сих пор помню каждый шаг этого пути вверх по лестнице соседнего подъезда. Едва передвигая ноги, опираясь на меня, брат шел, цепко держа в руках дневную пайку того самого знаменитого блокадного хлеба, который в ту пору означал жизнь.

Нам открыла девочка лет четырнадцати. Открыла не сразу. Видно, долго добиралась до двери. Она ничего не сказала, не спросила, а тотчас же повернулась и, касаясь рукой стены, пошла в комнату. Когда мы пошли за ней, мы увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться.

Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем дело. В комнате стоял, нет, не стоял, лежал рояль без ножек, без пюпитра, без верхней крышки. Осталось только самое необходимое, без чего нельзя было '•и играть. Ножки, крышка были сожжены в печке...

Девочку удалось спасти, а брат мой окончательно встал на ноги»1.

(Звучит фрагмент музыки И. С. Баха.)

Внеклассная и внешкольная работа по музыкальному воспитанию детей

Внеклассная и внешкольная музыкальная деятельность детей направлена на углубление получаемых на уроках музыки музыкальных знаний учащихся, развитие музыкальных способностей, а также совершенствование исполнительских навыков и умений слушательской деятельности. Основными принципами органи-1мции внеклассной музыкальной деятельности детей являются преемственность с уроками музыки, планомерность, последовательность, системность и увлеченность.

Среди организационных форм внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию различают посещение концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов-жранизаций опер и балетов.

Музыкальная деятельность может явиться составной частью комплексных занятий, проводимых во внеурочное время. Одно из таких занятий по теме «Мы слушаем осень» выглядит следующим образом: идет беседа о картинах осенней природы, затем свои впечатления от картин дети передают красками, звуками, движениями — поют песни об осени, читают стихи, изображают падающие с деревьев листья, на металлофонах и треугольниках сочиняют и исполняют «Танец дождя», мастерят поделки из природных материалов, составляют коллективно красочное панно из осенних

___________

1 Кленов А. Рояль без ножек // Пионерский музыкальный клуб. — М Вып. 15. - С. 56-62.

листьев. Подобные занятия способствуют развитию творческого воображения детей, а также превращению эстетических установок н регуляторы практической деятельности ребенка.

Внеклассная работа по музыкальному воспитанию учащихся в начальной школе может быть организована в виде ролевой игры «Идем в концертный зал». Предварительно педагог распределяет с детьми роли — слушателей, билетеров, рабочих по сцене. В роли музыковеда может выступить учитель начальных классов. Исполнителями могут явиться учащиеся и их родители.

Интересной формой работы по музыкальному воспитанию учащихся является Клуб юных любителей музыки. Тематика проведения встреч в Клубе юных любителей музыки может быть самая разнообразная — «Ансамбль — значит вместе», «Знакомьтесь: музыкальные жанры!», «Если б инструменты умели говорить...», «Что такое это — музыка?» и т.д.

В организации встреч в Клубе юных любителей музыки возможен вариант совместного проведения усилиями общеобразовательной и музыкальной школ, так как основные принципы ДМШ заложены в идее музыкального просветительства. К слову, музыкальное просветительство как действенное явление жизни общества существовало всегда. Так, в конце XIX века в России была открыта Бесплатная музыкальная школа, главными задачами которой были создание культурного музыкального пространства в России, формирование музыкального вкуса публики, популяризация и пропаганда сочинений классических жанров.

Подготовка ролевой игры «Идем в концертный зал», встреч в Клубе юных любителей музыки требует активности и мобильности педагога. Его творчество может явиться стимулом активизации творческих способностей детей. Неслучайно русский педагог конца XIX — начала XX столетия П.Ф.Каптерев говорил: «...Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства»2.

Еще одной формой организации внеклассных музыкальных занятий, выбираемой детьми согласно индивидуальным интересам, является кружковая работа. Так, после школьных занятий дети по желанию могут заниматься различными видами музыкальной деятельности в творческих объединениях/кружках хорового пения,

____________

1 Предлагаемый сценарий занятия описан в ст.: Школяр Л. «Музыка в группе продленного дня» // Музыка в школе. — 1984. — № 3. — С. 23 — 26.

2 Каптерев П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Образование — 1987. -№ 1.

обучения игре на музыкальных инструментах, а также в музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.д.

Выступления школьных детских творческих коллективов — хора, фольклорного ансамбля, музыкального театра явятся украшением школьных праздников.

Педагогическими условиями подготовки и проведения школьных праздников являются:

— целенаправленность педагогического воздействия с целью становления музыкального вкуса, эстетических чувств и обогащения музыкально-эстетического опыта школьников;

— концептуальность понимания школьного праздника не только как события, но и со-бытия всех его участников. В этой связи особенно важным следует полагать непосредственное участие учащихся, а также взрослых — родителей и учителей;

— адекватность концертной программы психолого-возрастным особенностям детей;

— соответствие музыкального материала высокому уровню художественных достоинств;

— достаточная степень активности учащихся в празднике, сочетающая различные формы музыкальной деятельности детей: вокально-хоровое пение, инструментальное музицирование, слушание музыки, музыкально-пластическое движение;

— реализация ценностно-ориентационной, отношенческой и мотивационной направленности музыкального материала праздничных программ для пробуждения и развития у школьников познавательного интереса к высокохудожественному искусству.

Внешкольная работа по музыкальному воспитанию может быть организована аналогично внеклассной как деятельность творческих объединений (кружков) в Дворцах/Домах детского творчества, в которых ребенку предлагаются занятия спортивными и бальными танцами, в классе эстрадного вокала, ансамбле песни и пляски, оркестре русских народных инструментов и пр.

Традиции дополнительного музыкально-эстетического образования были сформированы в нашей стране, начиная с 20-х годов XX столетия. В дальнейшем богатые возможности для реализации творческого потенциала детей имело создание Института художественного воспитания при АПН РСФСР в середине 50-х годов, чему во многом способствовала деятельность В. Н. Шацкой, В. Г. Соколова и др.

Согласно современным документам, регламентирующим деятельность учреждений дополнительного образования, данную форму музыкального воспитания детей отличает:

— предоставленная ребенку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свобода выбора образовательной области, образовательной программы, объема учебного материала и темпа его освоения;

— отсутствие образовательных стандартов;

— соответствие интересам и запросам детей;

— направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, ее образовательной активности;

— деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности;

— сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.

К учреждениям дополнительного музыкального образования наряду с Дворцами и Домами детского творчества относятся также детские музыкальные школы (ДМШ), детские школы искусств (ДШИ). Учебный план их рассчитан на семилетний или пятилетний сроки обучения (сокращенная программа).Музыкальное образование в данных учреждениях осуществляется по ряду специальностей: фортепиано, скрипка, виолончель, труба, кларнет, флейта, домра, аккордеон и др. Содержание и организация учебного процесса в детских музыкальных школах, школах искусств определяют примерные программы по дисциплинам (музыкальная литература, сольфеджио, хор, оркестр и т.д.) и учебные планы, утвержденные Министерством культуры РФ. Ребенок, обучаясь в данных учреждениях, может получить общее музыкально-эстетическое воспитание, а также профессиональную подготовку для дальнейшего продолжения обучения в условиях среднего профессионального образования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Познакомьтесь с историей создания и традициями Народного ансамбля песни и танца им. С. О.Дунаевского Центрального дома детей железнодорожников г. Москвы. Подготовьте к семинару выступление об известных детских творческих коллективах вашего региона.

«В 2010 году Народному ансамблю песни и танца им. С.О.Дунаевского Центрального дома детей железнодорожников, интереснейшему детскому коллективу, хорошо известному в Москве и других городах России, исполнилось 75 лет. Уникальность ансамбля заключается в том, что это первый в нашей стране детский самодеятельный коллектив. Его создателем и руководителем на протяжении многих лет был С.О.Дунаевский.

За годы своего творческого пути ансамбль приобрел широкую известность, что явилось заслуженной наградой, результатом кропотливого туда детей и педагогов, одержимых любовью к искусству. За 75 лет боксе 50 тысяч воспитанников ансамбля прошли здесь школу искусства. И дальнейшем они получили различные профессии. Многие из них посвятили свою жизнь педагогической деятельности, стали участниками профессиональных музыкальных коллективов. Среди них народные и заслуженные артисты А.Холминов, Н.Некрасов, В.Толкунова, С. Варгузова, М. Кольцова, О. Басилашвили, М. Рожков, О.Даль и др.

Народный ансамбль песни и танца ведет большую просветительскую работу. В 2000 году ансамбль принял активное участие в Международном музыкальном фестивале, проходившем в Москве к ЮО-летию со дня рождения И.О.Дунаевского.

Ведущее место занял ансамбль в торжественном концерте-поздравлении «Страна мечтателей, страна ученых», также состоявшемся в рамках фестиваля. В программу концерта вошли песни И.Дунаевского «Марш энтузиастов», «Скворцы прилетели», а также вокально-хореографическая композиция в сопровождении оркестра на музыку и песни Исаака и Семена Дунаевских «Нам песня жить и любить помогает». Традиционны творческие отчеты и выступления ансамбля в Концертном зале имени П.И.Чайковского, раньше и в Концертном зале «Россия», Большом зале консерватории имени П. И. Чайковского, в Центральном доме культуры железнодорожников и на многих других концертных площадках г. Москвы. За многие годы сложился интересный репертуар ансамбля, в котором свою творческую жизнь обрели произведения композиторов-классиков: «Аве Мария» (муз.Каччини), «Хор половецких девушек» из оперы А.Бородина «Князь Игорь», музыка Г.Свиридова в переложении для хора В.Соколова к повести А.С.Пушкина «Метель» и т.д.

В музыкально-хореографическом репертуаре ансамбля «Сицилийская тарантелла» (музыкальная обработка В. Короткова), «Утро» (муз. Э. Грига), «Полька» (муз. И.Дунаевского). В хоровой репертуар вошли также полюбившиеся песни Ю.Чичкова, Е.Крылатова, А.Пахмутовой, Г.Струве, Р. Паулса.

Учебная работа в ансамбле песни и танца осуществляется по двум направлениям — дифференциации и интеграции, взаимодополняющим друг друга. Изначально художественно-эстетическое развитие дети и подростки получают в разновозрастных коллективах: хоровых, хореографических, в оркестре. Возрастной диапазон их участников — от 5 до 25 лет. Вся работа построена на основе преемственности и постепенного углубления учебно-творческих задач»1.

2. Э. И. Медведь наряду с кружковой и студийной формами выявляет массовую форму художественно-творческой работы в системе дополнительного образования.

«Под массовыми формами дополнительного эстетического воспитания понимаются традиционные праздники (в доме творчества, в клубе

___________

1 По материалам подарочного буклета «Народному ансамблю песни и танца им. С.О.Дунаевского 70 лет». — М, 2005.

и т.д.), карнавалы, конкурсы, смотры, викторины, выставки. Выполним эстетико-просветительские функции, названные мероприятия способствуют выявлению детей, имеющих художественно-творческие данным пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2 500 участников). Такие же конкурсы проводятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединяются («Праздники музыки и танца», театрализованные праздники). В последние десятилетия в Москве проводится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художественного творчества детей, в котором участвуют художественные коллективы центров и домом творчества, школ искусств»1.

Подготовьте сообщение о подобных мероприятиях в рамках массовом формы художественно-творческой работы в системе музыкального дополнительного образования вашего региона.

МИКРОПРАКТИКУМ

Проанализируйте встречу в Клубе юных любителей музыки, посвященную творчеству М. И. Глинки2. Составьте аналогичный сценарий встречи в Клубе юных любителей музыки и апробируйте его с сокурсниками.

Самообразование детей в области музыкального искусства

Самообразование детей в области музыкального искусства — самостоятельная познавательная деятельность учащихся, способствующая расширению музыкальных знаний, совершенствованию исполнительских навыков и развитию музыкальных способностей. Самостоятельная познавательная деятельность младших школьников не предполагает непосредственного участия учителя в нахождении литературы о композиторах, просмотре телепередач с записями трансляций выступлений известных исполнителей, прослушивания записей детских творческих коллективов и т.д. Однако самостоятельная познавательная деятельность в младшем школьном возрасте требует целенаправленного руководства, мотивации и сформированности необходимых умений и навыков планировать самостоятельную работу, реализовывать поставленные дидактические цели и оценивать собственные действия. В этой

______________

1 Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. — М., 2002.

2 Осеннева М. С. Новая встреча в клубе юных любителей музыки / Начальная школа. - 2004. — № 6. — С. 111-115.

связи самостоятельная познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в условиях свободного времени, но и на уроках музыки с целью мобилизации музыкального мышления им о школьников при восприятии учебного материала. Организациясостоятельной работы учащихся на уроке позволяет обучать мни высказывать свою точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.

Авторы УМ К В.О.Усачева, Л. В. Школяр советуют, например, при ознакомлении детей 3-го класса со сценой пира из оперы Римского-Корсакова «Садко» выяснить с учащимися посредством наводящих вопросов причину спора гусляра с новгородцами, представить себя на месте композитора и продумать драматургию Сцены пира, после чего учащиеся знакомятся с авторской версией. Школьникам задаются следующие вопросы: «Почему композите» для характеристики новгородской знати выбрал всего одну смысловую фразу?», «Что должны услышать в музыке и в тексте слушатели в момент появления на пиру Садка?», «Задела ли мечта Садка о возможном благе для Новгорода присутствующих?», «Мог ли Садко получить всеобщее одобрение?», «Появляются ли у него сторонники?»1.

Подобная организация познавательной деятельности школьников вскрывает в сознании детей «внутренние существенные связи и отношения, выявление и рассмотрение которых позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие» истины»2.

Самостоятельная работа может быть организована как работа с учебником на уроке музыки и вне школы. Рассмотрим данный вид организации самостоятельной работы учащихся на примере учебника «Музыка. 1 класс» В. В.Алеева, Т. Н.Кичак. Каждый разворот данного учебника содержит вопросы, такие как:

Музыка встречала тебя в первый школьный день. Какие чувства она вызвала?

Где можно услышать музыку?

Можно ли увидеть музыку?

Как ты думаешь, почему у вальса Д. Д. Шостаковича есть второеназвание — «Шутка»?3.

Кроме вопросов на страницах учебника «Музыка. 1 класс» Алеева, Кичак можно встретить задания, подобные следующему:

___________

1 Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Метод, пособие: 3 класс. — М., 2005. — С. 97.

2 Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Методические основы освоения программы «Музыкальное искусство // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. — М., 2001. — С. 247.

3 Алеев В. В. Музыка. 1 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. — М„ 2004.

В «Детском альбоме» П. И. Чайковского помимо уже известных тебе пьес есть еще много замечательных других. Постарайся обязательно их послушать.

Вопросы и задания содержат и учебники других авторов. Например, учебникиГ.С.Ригиной «Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание» для учащихся 1—4 классов. Данные учебники созданы автором в опоре на концепцию академика Л.В.Занкова, обеспечивающую оптимальное общее развитие каждого ребенка, возможное в ходе самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии мышления, воли, чувств, нравственных представлений.

На страницах учебника Ригина предлагает детям:

- исполнить ритмические партитуры;

- пропеть песню, показывая ступени ручными знаками;

- раскрасить конкретным цветом (зеленым, красным, синим) инструменты, которые подходят для исполнения латышской народной песни «Ай-я, жу-жу, медвежонок», русской народной песни «На горе-то калина», «Марша» Д.Д.Шостаковича;

- решить кроссворд по музыкальной сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» и др.1

Наряду с учебником самостоятельная работа предполагает выполнение заданий в Рабочих (творческих) тетрадях для учащихся.

Целью Рабочих (творческих) тетрадей по музыке является организация самостоятельной работы учащихся по «формированию первичных навыков анализа музыкальных произведений, развитию творческих умений воплощения художественных образов при помощи слов, красок, линий»2. По мнению авторов, творческие тетради, это и своеобразные дневники музыкальных впечатлений. В этой связи, например, творческие тетради Усачевой, Школяр, Кузьминой называются «Записными книжками музыканта», аналогичные учебные пособия Науменко, Алеева — «Дневник музыкальных размышлений».

Работа школьников по тетрадям авторов современных учебно-методических комплектов направлена на решение следующих задач:

— закрепление и углубление знаний школьников о музыкальном искусстве, формируемых на уроках музыки;

____________

1 Ригина Г. С. Музыка. 2 класс. — М., 1996.

2 Криггская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Рекомендации для работы по учебно-методическому комплекту «Музыка» // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. — М., 2001. — С. 215.

— развитие у детей способностей самостоятельной познавательной деятельности в области музыкального искусства;

— формирование умения применять полученные знания в практической деятельности.

Полагая самостоятельность необходимой характеристикой личности, следует отметить, что идея использования Рабочих (творческих) тетрадей по музыке в учебном процессе созвучна основополагающим требованиям общества к современной школе. Так, в частности, творческие тетради для самостоятельной работы способствуют формированию личности, которая умела бы творчески решать поставленные проблемы, вырабатывать свою точку трения, у<

Наши рекомендации