Один батюшка хорошо сказал, что некрестивший человек это потенциальный преступник.
Любопытно, что поврежденный грехом человек без «музыки» жить не может ( он погружен в неприродные, искусственные звуки). Преодоление слушания музыки есть направленность к преодолению греха, которое можно получить только через таинства Церкви.
Христианину духовно близок первый Указ русского царя 1648 г. Алексея Михайловича о ликвидации скоромошьих инструментов. ( в основе Указа - святоотеческое различение инструментальной. музыки и православного песнопения, знаменного распева.)
Партес есть переходный этап в истории России, начиная с ХУП в. свидетельствующий об обмирщении церкви, усеченном «музыкальном периоде», ( усеченной временной ритмической психофизиологической организации человека) знаменного распева. Когда знаменный распев исполняется в традиционной партесной форме с точки зрения усеченности процессов дыхания. В такой форме он выражает страстность, суетливость,… и, зачастую, сопровождается «прелестью». С другой стороны, в современных условиях, переход от язычества к вере, к знаменному распеву, осуществляется в основном через партес и основная опасность состоит в том, чтобы этот процесс не затянулся.( Б. П. Кутузов «Путь в прелесть» (или проблемы современного богослужебного пения) СПб , 1997 г.).
Об апологии и повреждении православного пения, ( знаменный распев и партес), его замены каинитами музыкальными инструментами, исследование неполезности классической музыки и партеса,… и есть цель данной практической работы. Новейшие результаты в психофизиологии за последние 30 лет позволяют проиллюстрировать святоотеческое понимание «неполезности» классической музыки и уточнить историческую настороженность к партесу. Ибо управляющая сверхмедленная декасекундная психофизиологическая ритмика у них общая - усеченная.
Вы знаете, что господь наш Иисус Христос пришел не к праведникам, а к грешникам, и обильная благодать дается и тем, кто молитвенно выражает себя в партесе. Но … тысячелетним идеалом православного христианина всегда был знаменный распев, был исихазм, ( душа христианства), и современная наука, как это не парадоксально, помогает крешенному человеку укрепить свою веру,
Именно это чаяние вечноблаженной жизни может быть основанием для оптимизма, с которым в послании к Ефесенам (5, 18-19) апостол Павел призывает христиан назидать себя «псалмами, гимнами и духовными песнями, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».
Музыкальный психолог, Дина Киркнарская в заключении своей работы пишет: "Так например, данные социологических опросов в соединении с "филармонической статистикой" свидетельствуют о том, что в развитих странах Запада систематический интерес к музыкальной классике проявляют 5% населения. Как свидетельствуют результаты настоящей работы, потенциальная аудитория оперных театров и филармонических залов в 9 раз больше…" (33.. с.147).
Эту статистику можно интерпретировать и наоборот,- в 9 раз больше интуитивное тяготение к Богу (ибо изначально у человека душа христианская), а это интуитивное тяготение к невыразимому в музыке, стараются подменить филармонией и театром – грусно.
Наша задача - наоборот, не увеличить эти 5 %, а уменьшить, и заменить не только легкую., но и инструментальную, так называемую, "серьезную" музыку - православными песнопениями, везде, где это возможно, и прежде всего в музыкальной терапии. ( через канты «концерты» партеса к распевам )
Достижение здоровье через первоначальное замещение молитвы в слышании православного песнопения, в котором есть и славословие Бога , и покаяние и прощение - это путь в церковь, путь к спасению.
---------------------------------------------------
О неполезности культуры: инструментальной музыки, театра, танцев, живописи,… в жизни христианина Православная методология изложена в моей статье «Православие, как методологии науки» http://vk.com/doc19726001_340797344 Извлечения: «…2. Внеси православные начала. А в образе исследования, старайся начала каждой изучаемой тобой науки освятить светом небесной мудрости, или даже внесть их туда из сей области. 3. Гони неправославные начала. Других же начал, неприязненных ей, не только не должно принимать, но надо гнать их, и преследовать…» «Не слушай и не читай бредней заблуждающихся ученых» Св. Феофан Затворник Критика неполезности инструментальной музыки для спасения и для здоровья, с точки зрения и православия и медицины, а также технический способ формирования мягкого звука, света, тепла, изображения в аналоге и цифре, дан в моей книге: Синкевич В.А. «Фрактальное, мягкое, лучистое электромагнитное и акустическое излучение: звук, свет, тепло, изображение. Технология музыкальной терапии и арттерапии. Технические инновации на основе православной методологии», 2 -ое, полное издание. СПб, 2015г Из-во «Ступени», с. 1049 стр. https://vk.com/doc19726001_428928177 Мягкость сущ. женск.,- добрый, нежный; в природном звучании, природном тепле и природном свете «мягкость» - благодатна и здорова, открыта и неуловимо насыщена, она выражение комфорта, человек всегда стремится к природной мягкости, ибо мягкое излучение звука, света и тепла погружается в человека, восполняя его, мягкость излучения - это тварное выражение райского представления о звуке, свете и тепле Эту мягкость фрактального электромагнитного и акустического излучения в мягких : звуке, свете, тепле, изображении я изобрел в 1992г и более двух десятков лет проводил всевозможные клинические экспертизы в психологических и медицинских организациях СПб См. «Различие мягкого и жесткого звучания в аудиофайлах» https://vk.com/doc19726001_437162452 Извлечения из книги: о различении музыки и пения и о неполезности инструментальной музыки 5.4. Время в психофизиологии: «Психофизиология древнерусских распевов » 542 - 563 6. Апология звуков природы. 564 - 572 7. Происхождение пения и музыки в Священном Писании и Священном Предании 573 - 576 8. Предпосылки неполноценности (и неполезности) музыки, ибо музыка произведена человеком, а Господь сотворил только два вида звуков: звуки природы и человеческий голос. 12 недостатков инструментальной музыки Происхождение и природность тембров, иные природные звуки. Музыка как имитация тварности. 577 - 635 9. Апология православных песнопений. Почему в сеансах музыкотерапии используются православные песнопения? 636 10. Инструментальная музыка в иных конфессиях 676 - 727 Святоотеческие и медицинские материалы достаточно свидетельствуют о неполезности инструментальной музыки для спасения и для здоровья, оставляя необходимыми звучащий мир слова, древнерусских распевов и звуков природы Для всех православных христиан, кто считает, что музыка не осуждается канонами Церкви, приводим следующие Правила Святых отцов и Вселенских Соборов. * «ПРАВИЛА св. Василия» предписывают, что предстоятель церкви, который учится играть на гуслях, и настаивает на игре на них, должен быть отлучен от церкви. * Св. Климент папа римский. ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ, изреченные в восьми книгах. § 32. Если приходит кто [в Церковь] из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке (NB!!! - Главный редактор), или плясун, или корчемник; то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты. * ПРАВИЛО 22 СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СЕДЬМОГО СОБОРА, НИКЕЙСКОГО. Все приносить Богу, и не порабощаться своими желаниями, есть великое дело. Ибо Если ясте, аща ли пиете, глаголет Божественный Апостол, вся во славу Божию творите. И Христос Бог наш, в Своем Евангелии, повелел отсекать начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по слову Его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействовал с нею в сердце своем. Отсюда научаясь, мы должны очищать помыслы. Ибо Если и вся лет суть, но не вся на пользу, как учит Апостолское слово. Всякому человеку необходимо есть, дабы жить, и живущим в браке с детьми, в мирском состоянии, не предосудительно есть мужам и женам вместе; токмо Дающему пищу да приносят благодарение; но есть ни с какими либо позорищными вымыслами, или с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями, на кои падет пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гуслями и певницами (NB!!!!! - главный редактор) вино пьющим, на дела же Господня не взирающим. И Если где будут таковые в Христианах, да исправляются: Если же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас. А которых жизнь есть тихая и единообразная, яко давших обет Господу Богу взять на себя иго монашества: те да сядут наедине и умолкнут. Но и священническое житие избравшим, не совсем позволительно есть наедине с женами, а разве купно с некоторыми Богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному. То же соблюдать должно и в рассуждении сродников. Если же случится монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не иметь потребнаго, и по нужде восхочет он препочить в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому сие творить, поелику нужда требует. * ПРАВИЛО 24 СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх (позорищные - значит предназначенные для зрелища, исполнение музыки тоже зрелище, следовательно, Правило относится и к музыке - Главный редактор). И Если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен. * ПРАВИЛО 50 СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре (музыка - это игра, ее предосудительность показана в предыдущих правилах - Главный Редактор). Если же кто усмотрен будет творящим сие: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго. VI Вселенский Собор 51-м Правилом своим «…совершенно возбраняет быти смехотворцам и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи 2 Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» 3. В толковании Зонары на это правило говорится: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущенно и рассеянно, но как прилично святым. Поэтому это правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение…» 4. 62-е Правило этого же Вселенского Собора запрещает и « всенародные женские плясания, великий вред и пагубу нанести могущия,… по некоему старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые»..... Православие и культура. Открытый журнал Вчера в 19:50 Журнал продолжает публиковать высказывания святых отцов Православной Церкви о музыке. Святитель Иоанн Златоуст "Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: "умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к большему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения. Что же значит: "на кимвалах доброгласных"? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. "Всякое дыхание да хвалит Господа". Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле. Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это – наша жертва и приношение; это – служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веком. Аминь" «Путём Саломии. О танцах и о фарисействе « Свящ. Алексей Шляпин https://my.mail.ru/community/o-pravoslavie/0D9BF859CD.. Извлечение: «…принципы аскетики – это не только монашеская норма, это норма Христианская, общая и для монахов, и для мирян…». Суть аскетики отражена, например, в апостольских посланиях: «...не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Соборное послание св.ап.Иакова Гл.4.4.); "15. Не любите мира , ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Первое соборное послание Св. Ап. Иоанна. Гл.2., 15 – 17). Мир, культура…противоположны аскетической жизни: «О ВРЕДЕ ТЕАТРА для православного христианина». «Христианская церковь отрицала театр решительно и ригористично: 1). Как порождение язычества, духовно связанного с ним системой ценностей, культом чувств и языческо - космическим мировосприятием; 2). Как метод имитации истины: царство мнимости и видимости, где на самом деле владычествует ложь; 3). Как школу страстей, т.е. душевных страстных эмоций человека ( создание особого изощренного культа аффективных состояний и тонких нервно-психических переживаний); 4). Как разрушение личности ( искусство заменять лицо личинами). Театр дает направление. Стиль и метод, опыт и привичку играть не только у артистов, но и у зрителей. Он делает людей артистами в их повседневной жизни, между тем как христианское покаяние требует от человека противоположного – очищения души от всего чуждого и наносного. От грима и масок, в которые облекают ее мечтательноть и гордыня. Церковь в самой высшей своей инстанции – на Вселенских и Поместных Соборах осудила театр. Профессия артиста приравнивалась к изготовителям идолом. Постановления Эльвирского Собора (300-й год), и Африканского (408-й год) запрещали крестить актера, до тех пор порка он даст обещание навсегда оставить свое ремесло. Собор Арле (314-й год) установил отлучать актеров от причастия. А Карфагенский Собор в 397-м году постановил принимать бывших актеров в церкви только после публичного покаяния. Христианские апологеты в своих произведениях бичевали театр наряду с цирком, где происходит сражения гладиаторов и массовые убийства христиан. Знаменитый Тертуллиан писал, что в театре при свете дня совершаются дела ночи. 18-е правило Поместного Карфагенского Собора Запрещает христианам смотреть на зрелища. Характерно, что в тексте этого правила имеется указание, что такие запрещения существовали в Церкви всегда и повсеместно. 51-е правило V1 Вселенского Собора запрещает христианам посещать театральные игры, пляски, цирковые номера с участием дрессированных зверей. Нарушающих этог правило Собор повелевает отлучать от церковного общения. 54-е правило Лаодикийского Собора запрещает священникам и церковнослужителям присутствовать на всяких зрелищах, даже если они происходят в частных домах. Это осуждение театра красной нитью проходит через всю патристику. Современная церковь не отвергла, да и не может отвергнуть ни Соборных постановлений, ни патристики (церковного предания). Иначе она отвергнет сама себя. Свое духовное тождество и нравственное единство с древней Церковью» ( Архимандрит Рафаил (Карелин) «Векторы духовности» М.Лествица. 2003г. с. 261 – 263.) «Убедись в безполезности всех мирских дел - это корень спасения для монаха. Сделай опору на благодать, не делай опору на помыслы.» Архим. Тихон (Агриков). http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2213 ================================== Святые отцы, изходя из неполезности музыки для спасения и здоровья, писали о постепенности перехода от музыкальных инструментов к пению, Святитель Феофан Затворник выделяет три уровня переживания музыки и песнопений и перехода от музыки к песнопениям: первый уровень – восприятие инструментальной музыки, переход от быстрой музыки к медленной. второй уровень – музыка с голосом – пение, обращенное к Богу ( типа кантов и т.д.) третий уровень – собственно православные песнопения, современные варианты записей древних распевов….. Спрашиваете: «как быть с пением и игранием на фортепиано и фист-гармонии? Я прежде играла и пела, не обращая внимания на содержания пьес, теперь оно лезет в голову. Известно же, что не всех пьес содержание хорошо, хотя они сложены очень гармонично.» Что делать? Нельзя вам вдруг все переменить. Это тотчас бросится в глаза. Пойте и играйте то, что пели и играли прежде, стараясь не обращать внимания на содержание. А между тем понемногу отберите пьесы с хорошим, или даже только сносным содержанием, и их более пойте и играйте, чтоб о других, наконец, забыли совсем заставляющие вас петь и играть. Фист-гармония очень способна выражать должным образом церковное пение. Достаньте сочинения Турчанинова, и разучите оттуда что больше вам понравится. Разучите – Боже, Царя храни, - Коль славен наш Господь в Сионе, и подобныя. Если вы с полным чувством споете что из этого рода пьес, уверяю вас, что это понравится более, нежели другое что. И тогда будут уже просить спеть и сыграть не пустыя какие пьески, а именно эти величественные творения. Давно как-то вы поминали, что хвалят ваш голос и пение. Они делают свое дело, а вы делайте свое. Когда хорошо и то и другое, как не хвалить? Но вам не кичиться тем придлежит, а смиряться. Голос-то и вкус к пению откуда у вас? Бог дал. На что же Бог дал? Чесать слух других или на другое что?! Ни на что другое, как на то, чтобы вы обращали их во славу Божию. А так ли вы делали? Нет. Вы только себя потешали и других, а о Боге совсем у вас и помина не было. Стало быть вы даром Божьим злоупотребляли, иждивая его на пустое. Теперь мысли ваши поворотились на Богоугождение, поворотите же туда и употребление дара Божия. Если есть и пить надо во славу Божию, то тем паче петь и играть. Если вы сыграете и споете что-либо такое, что западет на душу слышащих и заставить их вздохнуть ко Господу или вознестись к нему со славословием и благодарением, то вы тоже сделаете, что делает хороший проповедник в церкви. И се вам спасительный плод дара! Извольте же употребление его направить на эту сторону. Отберите и светския и духовныя пьесы назидательныя и их только пойте и играйте. Это для других, сами же по себе никогда не пойте ничего светского, а все одно духовное. Но опять повторю: не вдруг ломайте, а потихоньку» Свт.Феофан Затворник Извлечение из книги: Синкевич В.А. в соавт. В.А. Гапонов, Е.О. Калашникова “Музыкально-акустическая терапия – новые возможности” СПб. НИКОЛЪ. 2001 г. 1000 экз в интернет мы её не вставляли…. «В «Невидимой брани» Никодима Святогорца говориться: «когда слышишь какой-нибудь приятный голос, или гармонию таких голосов и пений, обрати уши свои к Богу, и скажи: «гармония гармоний, Господи мой! Как радуюсь я о беспредельных совершенствах Твоих, кои все, сосредоточиваясь на Тебе в преестественной гармонии и потом отражаясь в сонмах ангелов на небесах, и в неисчислимых созданиях под небесами, составляет одну невообразимую стройную симфонию» ( «Невидимая брань». Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Репринтное издание, М., изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. с. 89-90); ======================================== Краткая библиография работ о неполезности инструментальной музыки для православного христианина: Синкевич В.А. «Навстречу Европейскому дню Музыкальной терапии. 14.11.2015. Критика и инновации». ( 15 стр.) https://vk.com/doc19726001_437030564 Синкевич В.А О звуковом терроре со всех средств массовой информации: радио, телевидение, общественные, производственные и жилые помещения, городское и сельское звуковое пространство : «Осторожно – музыка» https://vk.com/doc19726001_307516798 «В духовной сфере происходит революция, направленная на изменение сущности человека». 30.09.2015 https://vk.com/doc19726001_422819216 Синкевич В.А «На сопках Манчжурии» https://vk.com/doc19726001_437161742 https://vk.com/doc19726001_437037526 и т.д. |
Синкевич В.А. О неполезности инструментальной музыки в жизни христианина
https://vk.com/doc19726001_437175059
Синкевич В.А. Музыка здоровью не поможет, и ума не даст, но страсти пощекочет, и душеньку продаст… 1. «как и вся культура, музыка не является универсальным языком…» 2. «Шумахер убил эффект Моцарта»! 3. «Нечеловеческая музыка» . 4. «Психофизиология звуков природы и древнерусских распевов» (кратко) https://vk.com/doc19726001_437037526
Критика инструментальной музыки, о различении музыки и пения, древних распевов и звуков природы. В книге:
Синкевич В.А. «Фрактальное, мягкое, лучистое электромагнитное и акустическое излучение: звук, свет, тепло, изображение. Технология музыкальной терапии и арттерапии. Технические инновации на основе православной методологии», 2 -ое, полное издание. СПб, 2015г Из-во «Ступени», с. 1049 стр. https://vk.com/doc19726001_428928177
Извлечения: 5.4. Время в психофизиологии: «Психофизиология древнерусских распевов »
542 – 563. 6. Апология звуков природы. 564 – 572. 7. Происхождение пения и музыки
в Священном Писании и Священном Предании 573 – 576 . 8. Предпосылки неполноценности (и неполезности) музыки, ибо музыка произведена человеком, а Господь сотворил только два вида звуков: звуки природы и человеческий голос. 12 недостатков инструментальной музыки Происхождение и природность тембров, иные природные звуки. Музыка как имитация тварности.
577 - 635 9. Апология православных песнопений. Почему в сеансах музыкотерапии используются православные песнопения? 636. 10. Музыка в иных конфессиях 676 - 727
Синкевич В.А. «О звуковом терроре со всех средств массовой информации: радио, телевидение, общественные, производственные и жилые помещения, городское и сельское звуковое пространство: «Осторожно – музыка» https://vk.com/doc19726001_307516798
Синкевич В.А. «Навстречу Европейскому дню Музыкальной терапии. 14.11.2015. Критика и инновации». ( 15 стр.) https://vk.com/doc19726001_437030564
Синкевич В.А. «Психофизиология древнерусских распевов» в кн: «Православие и наука»,Торонто, 2013г.,Древнерусские распевы наравне со звуками природы можно использовать во внебогослужебном пении, и например, в музыкально-акустической шумовой терапии, что проверено и клинически и на практике реабилитации на протяжении более 20 лет..
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Рок-музыка возбуждает в человеке низменные чувства» zembin.by›pravoslavnyie-novosti…smirnov…nizmennye…
Протоиерей Владимир Переслегин 18.10.2005 «Богословие черного кожзаменителя Антиаскетические опыты игумена Сергия Рыбко» http://rusk.ru/st.php?idar=14022
Александр Меламид: «Искусство нужно прекратить вообще!» http://artchronika.ru/persona/20993/
В. Хорецкая «Целомудренная музыка» http://www.google.ru/url?saПроисхождение и история церковного богослужебного пения
Федосова Л.М.О духовной природе театра на сайте Московская Патриархия. Псковская Епархия. Храм святителя Василия Великого, июнь 2008г о духовной природе театра hramnagorke.ru
Куклин Иван Музыка нас связала Аверинъ www.proza.ru
Участие иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос» – свидетельство о секуляризации Церкви. Проповедь или соблазн? Журнал«Благодатный Огонь» 2016г
«Духовный вред от употребления в богослужении партесного пения» Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) http://agionoros.ru/docs/476.html
«Музыка, литература, художественное творчество и духовная жизньАндрей - Рыбак Форум Андрея Первозванного. Тема: #100503 16.10.15 http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=100503
Кто они? Против лицедеев. Иеромонах Роман (Матюшин)www.odigitria.by
Скрытый демонизм (из книги «Люди погибели») Архимандрит Рафаил (Карелин) http://karelin-r.ru/pravoslavie/print/136.html
Дума о музыке Иван Куклин http://www.proza.ru/2015/01/23/2390
Космос Баха Иван Куклин http://www.proza.ru/2015/10/15/1608
Музыкальный корни фашизма http://www.proza.ru/2015/05/01/179
La musicaм Мысли о музыке из переписки с друзьями Иван Куклин
http://www.proza.ru/2015/10/14/2123
«Музыка, литература, художественное творчество и духовная жизнь» Поучения монахов Афона http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=11&iid=2180
Православие и культура. Открытый журналhttps://vk.com/public92118284
ПРИМЕР ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРСКОГО ПОДХОДА К ИСКУССТВУ ТЕАТРА.
http://www.pravoslavie.ru/33199.html