Тема: «Сказка в музыке» (апрель)

Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение — интона­ционная окраска).

Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, пони­мать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.

Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонаций, их смены.

Развивать умение выразительно передавать музыкальные обра­зы в рисунке, творческих движениях, инструментовке, инсцениро­вать сказку.

Примерный репертуар

Младший возраст, средняя группа

С.Майкапар. Сказочка («Бирюльки»); Д.Ка­балевский. Сказочка, соч. 27; С.Майкапар. Семимильные сапоги («Бирюльки»); Г.Сви­ридов. Колдун («Альбом пьес для детей»); А.Хачатурян. Вечерняя сказка; М.Глинка. Марш Черномора (опера «Руслан и Людмила»); С.Прокофьев. Марш (опера «Любовь к трем апельсинам»); АЛядов. Сказочка, Бом-бом («Детские песни»); П^ И. Чайковский. Сцена, Вальс, Танец лебедей, Венгерский танец (Чардаш), Испанский та­нец, Русский танец, Неаполитанский танец {балет «Лебединое озе­ро»), Танец феи Драже, Трепак (русский танец), Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, Вальс цветов {балет «Щелкун­чик»), Вступление, Адажио, Кот в сапогах и Белая кошечка, Вальс {балет «Спящая красавица»).

П.Чайковский. Нянина сказка, Баба Яга («Детский альбом»); М.Мусоргский. Избушка на курьих ножках («Картинки с выстав­ки»); С.Прокофьев. Сказочка («Детская музыка»); С.Майкапар. Ми­молетное виденье («Бирюльки»); Э.Григ. Танец эльфов («Лирические пьесы»), В пещере горного короля (сюита из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»), Шествие гномов, соч. 54, № 3; М.Мусоргс­кий. Гном, Старый замок («Картинки с выставки»); Э.Григ. Ко­больд; А.Лядов. Баба-яга, Кикимора; Н.Римский-Корсаков. Океан-море синее (опера «Сказка о царе Салтане»); П.Чайковский. Лебеди, Танец лебедей, Одетта и Зигфрид, Измена, Финал, Вальс, Вальс {балет «Лебединое озеро»), Дуэт Мари и Принца, Колыбельная, Мыши, Финальный вальс, Фея Драже {балет «Щелкунчик»), Прин­цесса и принц, Интродукция (Фея Карабос), Фея Сирени, Фея Карабос, Вальс, Танец с веретеном, Красная шапочка и Волк {ба­лет «Спящая красавица»).

Тема: «Музыкальные инструменты и игрушки» (май)

Расширять представление детей об изобразительных возможно­стях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

Знакомить детей с первыми музыкальными инструментами, возникшими в древности, с основными группами инструментов и их выразительными возможностями.

Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.

Примерный репертуар

Для знакомства с музыкальными инструментами помимо рекомендованного в этой теме используется репертуар всех тем программы (произведения для клавесина, органа, симфонического оркестра, сольных инструментов).

Младший возраст, средняя группа

Д.Кабалевский. Труба и барабан, Трубач и эхо, соч. 89; Д.Шостакович. Шарманка («Танцы кукол»); П.Чайковский. Шарман­щик поет («Детский альбом»); АХречанинов. На гармонике («Бусин­ки»); Г.Свиридов. Парень с гармошкой («Альбом пьес для детей»); П.Чайковский. Мужик на гармонике играет, Камаринская («Детский альбом»); С.Майкапар. Музыкальная шкатулочка («Бирюльки»); Г.Сви-ридов. Музыкальный ящик («Альбом пьес для детей»); АЛядов. Му­зыкальная табакерка, соч. 32; Ж.Ф. Рамо. Тамбурин; И.С. Бах. Волын­ка; Л.Моцарт. Волынка; Г.Свиридов. Звонили звоны («Альбом пьес для детей»); И.Стравинский. Русская (балет «Петрушка»).

Старший возраст

Праздничные пасхальные звоны колоколов и песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Архангельские колокола — празд­ничный звон, свадебный звон, вечерний звон; Э.Григ. Колоколь­ный звон; Ф.Лист. Кампанелла; М.Мусоргский. Богатырские ворота («Картинки с выставки»); С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, 1-я часть; М.Мусоргский: Рассвет на Москве-реке (вступление к опере «Хованщина»); И.Стравинский. Масленица (балет «Петрушка»); С.Прокофьев. Бой часов (балет «Золуш­ка»), Симфоническая сказка «Петя и волк»; И.С.Бах. Органная токката ре минор; А.Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром ре минор, 1-я часть, Концерт для мандолины с оркестром до мажор, 1-я часть, Концерт для флейты с оркестром соль минор, 4-я часть, Концерт для виолончели с оркестром соль минор, 1-я часть, Кон­церт для скрипки с оркестром ля минор, 1-я часть, В.Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть.

Раздел II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обоснование содержания программы. Основные понятия

Издавна музыка признавалась важным средством формирова­ния личностных качеств человека, его духовного мира. Современ­ные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкаль­ное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на об­щее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенству­ется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музы­ка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на само­чувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и пред­почтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музы­ки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Посте­пенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, испол­нительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-об­разовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, при­емах исполнительства).

Восприятиеявляется ведущим видом деятельности. И испол­нительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на "живое" ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные про­явления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут слу­жить средствами его развития. Необходимо развить в детях все луч­шее, что заложено от природы, на основе разнообразных природ­ных задатков развить общие и специальные музыкальные способ­ности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности.

Основными задачами музыкального воспитаниядетей являются следующие:

— развить музыкальные и творческие способности с помо­щью различных видов музыкальной деятельности, учитывая воз­можности каждого ребенка;

— сформировать начала музыкальной культуры, способство­вать формированию общей духовной культуры.

Раскроем подробнее их содержание.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил
способности как индивидуально-психологические особенности че­ловека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость, и быст­роту их приобретения.

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность— это комплекс способностей, развивае­мых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельнос­ти, необходимых для успешного ее осуществления.

Центром музыкальностиявляется способность человека эмо­ционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слухо­вые представления и чувство ритма. Ладовое чувство— одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство — это эмоциональный компонент музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствитель­ности к точности интонации. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.

Музыкально-слуховые представления— это способность, про­являющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и Воображение.

Чувство ритма— это восприятие и воспроизведение времен­ных отношений в музыке, способность активно (двигательно) пе­реживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности могут быть развиты на различном репертуаре, в том числе и не имеющем подлинной художественной ценности. Чтобы сформировать у детей основы музыкальной куль­туры, необходимо развивать музыкальные способности на классической и народной музыке — музыкальных шедеврах.

Понятие культура не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе их деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи от­носят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленной человечеством, переда­ется опыт, который каждый должен "освоить и усвоить, подключа­ясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума» (Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — С. 223).

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образо­ванием.

Музыкальная культура является частью художественной куль­туры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее — воздействие на формирование личности в целом яв­ляется ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Проблема формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в нашей стране не исследовалась. Хотя имен­но в этом возрасте ребенок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и
общее развитие.

Понятие «музыкальная культура дошкольника»раскрывается достаточно подробно во введении к программе «Музыкальные шедевры». На основе развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения высокого искусства, музыкального мышления и творческого воображения развиваются музыкальные способности, формируются основы музыкально-эстетического сознания ребенка — эстетические эмоции, интерес к музыке, вкус, представления о красоте. Проявлением формируемого эстетического сознания является эмо­ционально-оценочное отношение ребенка к музыке, которое разви­вается от эмоциональной оценки к осознанной, осмысленной.

Желание ребенка выразить свое отношение к музыке проявляется в творческой музыкально-эстетической активности,

Музыкальное мышление дошкольника— это осознание ребен­ком выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. Оно формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, способствовать накоплению первоначальных ори­ентировок в ее языке, осознанию возможностей музыкально-выра­зительных средств. С помощью игр, бесед дети получают представ­ления о различной высоте и продолжительности музыкальных зву­ков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музы­кальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Разные виды деятельности обладают своими возмож­ностями в формировании музыкального мышления детей. Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки — слушание и осознание ее эмоционального содержания! Дети нахо­дят черты общего и различного в характере частей, фраз, даже отдельных интонаций произведения. При этом работают и развива­ются такие механизмы мышления как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выража­ют свои впечатления, "словарь эмоций". При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мыш­ления. Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию вооб­ражения, воли.

В других видах музыкальной деятельности (исполнительстве, творчестве) дети должны согласовывать свои действия с характе­ром звучащей музыки, сменой настроений. Соотношение эмоцио­нального и осознанного в разном возрасте различно в силу возмож­ностей общего и музыкального развития.

Экспериментальные исследования показали, что формирова­нию музыкального мышления уже в младшем возрасте способ­ствуют движения,которые помогают ребенку ощутить, характер: музыки, смену настроений. В младшем возрасте это могут быть элементарные движения рук — плавные или более активные, без­звучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки по коленям, удары кулачков. Так, уже игры-забавы с пением из русского фоль­клора (прибаутки, потешки, песенки, пестушки) применяются с движениями.

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигатель­ная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.

Двигательные реакции на изменения характера, темпа, реги­стра, динамики, фактуры помогают формированию музыкально. То мышленияво взаимосвязи с эмоциональнымее восприятием, развитием творческого воображенияи способствуют развитию ин­
тереса детей к музыке, вкуса, представлений об идеале прекрасного(при условии, если дети слушают полноценную в художественном отношении музыку).

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность вообра­жения. Воображение обогащает все творческие проявления детей.

Формирование эмоциональной отзывчивости, начал музы­кального мышления, творческого воображения позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы. Все ком­поненты музыкально-эстетического сознания: эмоциональная от­зывчивость, интерес к музыке, основы вкуса, представления о красоте — тесно взаимосвязаны. При формировании эстетическо­го отношения детей к музыке невнимание к одному из них от­рицательно скажется на результатах.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности, дети приобщаются к музыкальной культуре, постигают выразительный смысл музыки и других искусств, у них развиваются музыкально-эстетические способности.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку— одна из важнейших музыкальных способ­ностей.

Музыкальная деятельность включает в себя не только воспри­ятие музыки, но и посильное детям исполнительство,основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на му­зыкальных инструментах можно развить другую музыкальную спо­собность — музыкально-слуховые представления — умение пред­ставить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — ивлияет не только на музыкальное, но ина общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формиру­ется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, кото­рые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену се характера, как бы "пропустить ее через себя". Эти занятия требу­ют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмо­ций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисова­нии. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, раз­витию воображения, фантазии, интереса к музыке.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и при­емов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых вработе с детьми, но, прежде всего — от качества используемого репертуара, т.е. от содержаниямузыкального вос­питания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народная музыка. Основы музыкального вкусаформируются с ран­него детства. Музыка имеет сходную с речью интонационную при­роду. Подобно процессу овладения речью, для которого необхо­дима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и сти­лей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения, другие же равнодушны к ней.

В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей?

Является ли музыка элитарным искусством, доступным вос­приятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый чело­век, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспита­ния?

Музыкальная культура человека, его вкусы формируются впроцессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человечес­ком окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить.

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи. Речевая интонацияпередает прежде всего чув­ства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи пере­дается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, ак­центов, пауз. Музыкальная интонацияобладает теми же возмож-

ностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонаци­онную природу, также, должен усваиваться человеком с раннего детства.

В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная куль­тура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали бога­тые, разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народ­ную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, об­ряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных ин­струментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирова­ние было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной куль­туры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в цер­кви во время торжественной, величественной службы, в атмос­фере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музы­ки углублялись и усиливались самим таинством духовности, кото­рую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевиде­ния, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетичес­ки ценные музыкальные впечатления.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.Асафьев отмечал, что в музыке, созданной в разные времена, отражались разные музыкальные интонации, "интонационный словарь эпохи".

Это понятие употребляется в разных вариантах: "бытующий словарь интонаций", "устный словарь интонаций", "звукосмысловые накопления", "звукословарь", "интонационный словарь своего времени".

В музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф.Куперена, Ж.Ф. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо. Романти­ческая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р.Шумана, Ф.Шопена.

Современная классическая музыка более конфликтна, полна ост­рых звучаний.

Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: "Чтобы по­нять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать". Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позво­ляет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Ин­тонации народной и классической музыки становятся все более при­вычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вы­зывает у человека положительные эмоции.

Б. Асафьев объясняет это явление так: "В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения... а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представле­ний, в который входят и разнообразные "фрагменты" музыки, но который, в сущности, составляет "устный музыкально-интонаци­онный словарь". Подчеркиваю, интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя...) "запас" выразительных для него, "говорящих ему" музыкальных интонаций, живых, конкрет­ных, всегда "на слуху лежащих" звукообразований, вплоть до ха­рактерных интервалов. При слушании нового музыкального произ­ведения сравнение происходит по этим общеизвестным "дорогам" (Асафьев.Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971, с. 271 .

Прокладывать эти "дороги" предпочтительнее на высокохудо­жественных образцах музыкального искусства, создавая в представ­лении ребенка эталоны красоты.

"Данные ''памятки", — пишет Б.ВАсафьев, — "памятные мгно­вения"... являются и проводниками, и оценочными признаками, и нормами суждений. (Там же).

Таким образом, репертуар, который слышат дети, оказывает влияние на формирование отношения к музыке.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта ока­зывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Клас­сическая музыка не имеет ценности в представлении многих роди­телей, которые сами выросли без нее.

"Интонационный словарь эпох" усваивается детьми в очень незначительной степени. Он вытесняется интонационным словарем специфически детской, часто далекой от совершенства, музыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).

Какая музыка доступнадетям для восприятия? Вопрос доступ­ности содержания музыки детям должен рассматриваться вплане возможности восприятия эмоционального содержания,соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. Не стоит приучать детей при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограмм­ную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопережива­ли чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия обра­зы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выра­женной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь му­зыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт дока­зал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реаги­рует на звуки музыки. В.Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положи­тельные эмоции: "Малолетние дети вообще живо реагируют на му­зыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие — радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка" (Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. — М., 1916. — С. 4).

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, Вивальди, музыку В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными дви­жениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых ин­тонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культу­ры в целом.

Накопление музыкальных впечатлений— важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого времени (1 — 2 мин), поэтому целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты; При повторных прослушиваниях мож­но взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций де­тей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музы­кальных инструментов — народных, инструментов симфоничес­кого оркестра, чудо-инструмента органа, их выразительными воз­можностями.

Восприятие музыки детьми разного возраста отличается не­произвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с при­обретением некоторого опыта. По мере овладения речью ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить му­зыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер музыки. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, "сло­варь эмоций") восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления;

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детс­кого тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства; а также возможностью на ином уровне ос­
мыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятие музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в "немузыкальной"
среде, у него зачастую формируется негативное отношение к "серь­езной" музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального откли­ка, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чув­ствам с детства.

Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, на­строений. Известный музыкант-педагог Е.Назайкинский предла­гает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное вос­приятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкаль­ным восприятием он называет состоявшееся восприятие — про­чувствованное и осмысленное. "Музыкальное восприятие есть вос­приятие, направленное на постижение и осмысление тех значе­ний, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен". В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, "как нечто слышимое и действующее на орган слуха". Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, "адекватное музыке, ее художественному смыслу" ( Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.
Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 91).

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности му­зыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется, "личный запас ассоциаций и образов — своеобразный словарь — тезаурус" (Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. —С. 358).

Слово тезаурус в переводе с греческого означает "клад, со­кровищница, хранилище". Под тезаурусом Е.Назайкинский под­разумевает своеобразный словарь — набор закрепившихся в памя­ти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения.

Восприятие у ребенка и взрослого неодинаково в силу различ­ного музыкального и жизненного опыта.

Для качества восприятия имеет значение и тип нервной сис­темы человека, наличие способности длительного сосредоточе­ния.

Восприятие других видов искусства разными людьми также неодинаково по глубине. Известно образное высказывание В.Асмуса о восприятии литературных произведений: "Содержание ху­дожественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ори­ентирам, данным в самом произведении, но с конечным резуль­татом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью человека. Деятельность эта есть творчество" (Асмус В.Ф: Чтение как труд и творчество. Вопросы теории и эстетики музыки: — Л., 1963. — Вып. 2. - С. 184).

Музыкальное восприятие— это также активный, творческийпроцесс, Эмоциональное содержание музыки выражено в музы­кальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и Словесной речью, Б.Асафьев указывал, что в речи, как и в музы­ке: всегда, содержится определенный тонус звучания — гнев, лас­ка, привет, ужас. "Состояние тонового напряжения, — писал Б.Асафьев — объединяет музыкальную и речевую интонацию" (Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс. — Л., 1972. — Кн. 2. С. 269). Смысл музыкального произведения постигается слушателем - впроцессе интонирования,т.е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять му­зыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые Одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление "чувственной программы" музы­кального произведения важно для полноценного восприятия.

Накопление опыта впечатлений детстваочень важно для фор­мирования музыкальной культуры.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку; специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире ис­пользовать альбомы фортепианных пьес для детей П.Чайковско­го, А.Гречанинова, Э.Грига, Р.Шумана, С.Майкапара, С.Проко­фьева, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфоничес­ких произведений, написанных для детей (например, "Детская симфония" Й.Гайдна, сюита для оркестра "Детские игры" Ж.Бизе, симфоническая сказка "Петя и Волк" С.Прокофьева и др.).

Помимо "детской" музыки очень важно слушать с детьми фраг­менты классических произведений разного времени — старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шумана,, Ф.Шо­пена, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.

Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаться к нимнеоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в про­изведении новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрас­тамносит довольно условныйхарактер. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности (музыкально-рит­мических движений, игры на музыкальных инструментах и др.), дети получают возможность активно, творчески осмыслитьсодер­жание музыки, полюбившиеся им произведения.

Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впе­чатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразитель­ности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, ме­лодические интонации), выделяют наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении му­зыкальных произведений, и в творческих импровизациях. Без слу­шания музыки исполнительская деятельность сводится к подра­жанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развиваю­щей функции.

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музы­кант-педагог для того, чтобы воплотить в жизнь важнейшие зада­чи музыкального воспитания детей?

Наши рекомендации