Тема: «Сказка в музыке» (апрель)
Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение — интонационная окраска).
Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.
Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонаций, их смены.
Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих движениях, инструментовке, инсценировать сказку.
Примерный репертуар
Младший возраст, средняя группа |
С.Майкапар. Сказочка («Бирюльки»); Д.Кабалевский. Сказочка, соч. 27; С.Майкапар. Семимильные сапоги («Бирюльки»); Г.Свиридов. Колдун («Альбом пьес для детей»); А.Хачатурян. Вечерняя сказка; М.Глинка. Марш Черномора (опера «Руслан и Людмила»); С.Прокофьев. Марш (опера «Любовь к трем апельсинам»); АЛядов. Сказочка, Бом-бом («Детские песни»); П^ И. Чайковский. Сцена, Вальс, Танец лебедей, Венгерский танец (Чардаш), Испанский танец, Русский танец, Неаполитанский танец {балет «Лебединое озеро»), Танец феи Драже, Трепак (русский танец), Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, Вальс цветов {балет «Щелкунчик»), Вступление, Адажио, Кот в сапогах и Белая кошечка, Вальс {балет «Спящая красавица»).
П.Чайковский. Нянина сказка, Баба Яга («Детский альбом»); М.Мусоргский. Избушка на курьих ножках («Картинки с выставки»); С.Прокофьев. Сказочка («Детская музыка»); С.Майкапар. Мимолетное виденье («Бирюльки»); Э.Григ. Танец эльфов («Лирические пьесы»), В пещере горного короля (сюита из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»), Шествие гномов, соч. 54, № 3; М.Мусоргский. Гном, Старый замок («Картинки с выставки»); Э.Григ. Кобольд; А.Лядов. Баба-яга, Кикимора; Н.Римский-Корсаков. Океан-море синее (опера «Сказка о царе Салтане»); П.Чайковский. Лебеди, Танец лебедей, Одетта и Зигфрид, Измена, Финал, Вальс, Вальс {балет «Лебединое озеро»), Дуэт Мари и Принца, Колыбельная, Мыши, Финальный вальс, Фея Драже {балет «Щелкунчик»), Принцесса и принц, Интродукция (Фея Карабос), Фея Сирени, Фея Карабос, Вальс, Танец с веретеном, Красная шапочка и Волк {балет «Спящая красавица»).
Тема: «Музыкальные инструменты и игрушки» (май)
Расширять представление детей об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Знакомить детей с первыми музыкальными инструментами, возникшими в древности, с основными группами инструментов и их выразительными возможностями.
Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.
Примерный репертуар
Для знакомства с музыкальными инструментами помимо рекомендованного в этой теме используется репертуар всех тем программы (произведения для клавесина, органа, симфонического оркестра, сольных инструментов).
Младший возраст, средняя группа |
Д.Кабалевский. Труба и барабан, Трубач и эхо, соч. 89; Д.Шостакович. Шарманка («Танцы кукол»); П.Чайковский. Шарманщик поет («Детский альбом»); АХречанинов. На гармонике («Бусинки»); Г.Свиридов. Парень с гармошкой («Альбом пьес для детей»); П.Чайковский. Мужик на гармонике играет, Камаринская («Детский альбом»); С.Майкапар. Музыкальная шкатулочка («Бирюльки»); Г.Сви-ридов. Музыкальный ящик («Альбом пьес для детей»); АЛядов. Музыкальная табакерка, соч. 32; Ж.Ф. Рамо. Тамбурин; И.С. Бах. Волынка; Л.Моцарт. Волынка; Г.Свиридов. Звонили звоны («Альбом пьес для детей»); И.Стравинский. Русская (балет «Петрушка»).
Старший возраст |
Праздничные пасхальные звоны колоколов и песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Архангельские колокола — праздничный звон, свадебный звон, вечерний звон; Э.Григ. Колокольный звон; Ф.Лист. Кампанелла; М.Мусоргский. Богатырские ворота («Картинки с выставки»); С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, 1-я часть; М.Мусоргский: Рассвет на Москве-реке (вступление к опере «Хованщина»); И.Стравинский. Масленица (балет «Петрушка»); С.Прокофьев. Бой часов (балет «Золушка»), Симфоническая сказка «Петя и волк»; И.С.Бах. Органная токката ре минор; А.Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром ре минор, 1-я часть, Концерт для мандолины с оркестром до мажор, 1-я часть, Концерт для флейты с оркестром соль минор, 4-я часть, Концерт для виолончели с оркестром соль минор, 1-я часть, Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 1-я часть, В.Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть.
Раздел II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обоснование содержания программы. Основные понятия
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).
Восприятиеявляется ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на "живое" ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности.
Основными задачами музыкального воспитаниядетей являются следующие:
— развить музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;
— сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Раскроем подробнее их содержание.
Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил
способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость, и быстроту их приобретения.
Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность— это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Центром музыкальностиявляется способность человека эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Ладовое чувство— одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство — это эмоциональный компонент музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.
Музыкально-слуховые представления— это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и Воображение.
Чувство ритма— это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности могут быть развиты на различном репертуаре, в том числе и не имеющем подлинной художественной ценности. Чтобы сформировать у детей основы музыкальной культуры, необходимо развивать музыкальные способности на классической и народной музыке — музыкальных шедеврах.
Понятие культура не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе их деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).
В богатствах культуры, накопленной человечеством, передается опыт, который каждый должен "освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума» (Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — С. 223).
Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием.
Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее — воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Проблема формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в нашей стране не исследовалась. Хотя именно в этом возрасте ребенок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и
общее развитие.
Понятие «музыкальная культура дошкольника»раскрывается достаточно подробно во введении к программе «Музыкальные шедевры». На основе развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения высокого искусства, музыкального мышления и творческого воображения развиваются музыкальные способности, формируются основы музыкально-эстетического сознания ребенка — эстетические эмоции, интерес к музыке, вкус, представления о красоте. Проявлением формируемого эстетического сознания является эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, которое развивается от эмоциональной оценки к осознанной, осмысленной.
Желание ребенка выразить свое отношение к музыке проявляется в творческой музыкально-эстетической активности,
Музыкальное мышление дошкольника— это осознание ребенком выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. Оно формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, способствовать накоплению первоначальных ориентировок в ее языке, осознанию возможностей музыкально-выразительных средств. С помощью игр, бесед дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Разные виды деятельности обладают своими возможностями в формировании музыкального мышления детей. Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки — слушание и осознание ее эмоционального содержания! Дети находят черты общего и различного в характере частей, фраз, даже отдельных интонаций произведения. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выражают свои впечатления, "словарь эмоций". При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления. Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения, воли.
В других видах музыкальной деятельности (исполнительстве, творчестве) дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей музыки, сменой настроений. Соотношение эмоционального и осознанного в разном возрасте различно в силу возможностей общего и музыкального развития.
Экспериментальные исследования показали, что формированию музыкального мышления уже в младшем возрасте способствуют движения,которые помогают ребенку ощутить, характер: музыки, смену настроений. В младшем возрасте это могут быть элементарные движения рук — плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки по коленям, удары кулачков. Так, уже игры-забавы с пением из русского фольклора (прибаутки, потешки, песенки, пестушки) применяются с движениями.
Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.
Двигательные реакции на изменения характера, темпа, регистра, динамики, фактуры помогают формированию музыкально. То мышленияво взаимосвязи с эмоциональнымее восприятием, развитием творческого воображенияи способствуют развитию ин
тереса детей к музыке, вкуса, представлений об идеале прекрасного(при условии, если дети слушают полноценную в художественном отношении музыку).
При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей.
Формирование эмоциональной отзывчивости, начал музыкального мышления, творческого воображения позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, основы вкуса, представления о красоте — тесно взаимосвязаны. При формировании эстетического отношения детей к музыке невнимание к одному из них отрицательно скажется на результатах.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности, дети приобщаются к музыкальной культуре, постигают выразительный смысл музыки и других искусств, у них развиваются музыкально-эстетические способности.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку— одна из важнейших музыкальных способностей.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство,основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность — музыкально-слуховые представления — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — ивлияет не только на музыкальное, но ина общее развитие ребенка.
Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену се характера, как бы "пропустить ее через себя". Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.
Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых вработе с детьми, но, прежде всего — от качества используемого репертуара, т.е. от содержаниямузыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народная музыка. Основы музыкального вкусаформируются с раннего детства. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения, другие же равнодушны к ней.
В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей?
Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый человек, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?
Музыкальная культура человека, его вкусы формируются впроцессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.
Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонацияпередает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонацияобладает теми же возмож-
ностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также, должен усваиваться человеком с раннего детства.
В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.
В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.
В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.
Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.
В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
Крупный ученый-музыковед композитор Б.Асафьев отмечал, что в музыке, созданной в разные времена, отражались разные музыкальные интонации, "интонационный словарь эпохи".
Это понятие употребляется в разных вариантах: "бытующий словарь интонаций", "устный словарь интонаций", "звукосмысловые накопления", "звукословарь", "интонационный словарь своего времени".
В музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф.Куперена, Ж.Ф. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо. Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р.Шумана, Ф.Шопена.
Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний.
Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: "Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать". Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.
Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.
Б. Асафьев объясняет это явление так: "В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения... а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные "фрагменты" музыки, но который, в сущности, составляет "устный музыкально-интонационный словарь". Подчеркиваю, интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя...) "запас" выразительных для него, "говорящих ему" музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда "на слуху лежащих" звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным "дорогам" (Асафьев.Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971, с. 271 .
Прокладывать эти "дороги" предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты.
"Данные ''памятки", — пишет Б.ВАсафьев, — "памятные мгновения"... являются и проводниками, и оценочными признаками, и нормами суждений. (Там же).
Таким образом, репертуар, который слышат дети, оказывает влияние на формирование отношения к музыке.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.
"Интонационный словарь эпох" усваивается детьми в очень незначительной степени. Он вытесняется интонационным словарем специфически детской, часто далекой от совершенства, музыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).
Какая музыка доступнадетям для восприятия? Вопрос доступности содержания музыки детям должен рассматриваться вплане возможности восприятия эмоционального содержания,соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. Не стоит приучать детей при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В.Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: "Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие — радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка" (Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. — М., 1916. — С. 4).
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, Вивальди, музыку В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.
На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Накопление музыкальных впечатлений— важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого времени (1 — 2 мин), поэтому целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты; При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.
Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов — народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента органа, их выразительными возможностями.
Восприятие музыки детьми разного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта. По мере овладения речью ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер музыки. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, "словарь эмоций") восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления;
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства; а также возможностью на ином уровне ос
мыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятие музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в "немузыкальной"
среде, у него зачастую формируется негативное отношение к "серьезной" музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.
Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-педагог Е.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. "Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен". В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, "как нечто слышимое и действующее на орган слуха". Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, "адекватное музыке, ее художественному смыслу" ( Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.
Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 91).
Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется, "личный запас ассоциаций и образов — своеобразный словарь — тезаурус" (Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. —С. 358).
Слово тезаурус в переводе с греческого означает "клад, сокровищница, хранилище". Под тезаурусом Е.Назайкинский подразумевает своеобразный словарь — набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения.
Восприятие у ребенка и взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта.
Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, наличие способности длительного сосредоточения.
Восприятие других видов искусства разными людьми также неодинаково по глубине. Известно образное высказывание В.Асмуса о восприятии литературных произведений: "Содержание художественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью человека. Деятельность эта есть творчество" (Асмус В.Ф: Чтение как труд и творчество. Вопросы теории и эстетики музыки: — Л., 1963. — Вып. 2. - С. 184).
Музыкальное восприятие— это также активный, творческийпроцесс, Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и Словесной речью, Б.Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке: всегда, содержится определенный тонус звучания — гнев, ласка, привет, ужас. "Состояние тонового напряжения, — писал Б.Асафьев — объединяет музыкальную и речевую интонацию" (Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс. — Л., 1972. — Кн. 2. С. 269). Смысл музыкального произведения постигается слушателем - впроцессе интонирования,т.е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые Одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление "чувственной программы" музыкального произведения важно для полноценного восприятия.
Накопление опыта впечатлений детстваочень важно для формирования музыкальной культуры.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку; специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.Чайковского, А.Гречанинова, Э.Грига, Р.Шумана, С.Майкапара, С.Прокофьева, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, "Детская симфония" Й.Гайдна, сюита для оркестра "Детские игры" Ж.Бизе, симфоническая сказка "Петя и Волк" С.Прокофьева и др.).
Помимо "детской" музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени — старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шумана,, Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.
Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаться к нимнеоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведении новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастамносит довольно условныйхарактер. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и др.), дети получают возможность активно, творчески осмыслитьсодержание музыки, полюбившиеся им произведения.
Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), выделяют наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений, и в творческих импровизациях. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.
Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкант-педагог для того, чтобы воплотить в жизнь важнейшие задачи музыкального воспитания детей?