Глава 3. Педагогические подходы к организации учебного процесса
20. Ценностно-ориентированный подход:
1) ценностно-ориентированный подход к обучению – это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиций определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности учащегося;
2) ценности начального образования основаны на национальной идеи «Мәңгілік ел». Ценностями начального образования определены: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
21. Личностно-ориентированный подход: целью личностно-ориентированного подхода является индивидуализация учебного процесса, гармоничное формирование и всестороннее развитие личности обучающегося, полное раскрытие его творческих сил с учетом его индивидуальных особенностей психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения с учетом потенциальных возможностей.
22. Деятельностный подход:
1) деятельностный подход заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра;
2) деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
23. Дифференцированный подход:
1) дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся;
2) дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности. Условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.
24. Коммуникативный подход:
1) коммуникативный подходк обучению – это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Результатом коммуникативного подхода является способность осуществлять общение посредством языка в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения;
2) в соответствии с коммуникативным подходом в процессе обучения используются задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).
25. Игровое обучение:
1) использование игровых форм в качестве метода обучения способствует активизации познавательных интересов обучающихся;
2) главные элементы игровой технологии обучения: перед началом игры ставится конкретная цель обучения; через игровую деятельность достигается конкретный педагогический результат; обучающая деятельность подчиняется правилам игры; учебные материалы являются средствами игры. Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности, способствуют тому, что ученики учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей.
26. Художественно-музыкальный подход:
1) обеспечивает учебно-познавательную деятельность ученика или группы учеников, направленную на достижение результатов по применению знаний основ музыкальной грамоты в процессе различных видов музыкальной деятельности (исполнительская, музыкально-творческая, коммуникативная и речевая деятельность) в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы.
27. Реализация данных подходов осуществляется через:
1) уважение мнения каждого обучающегося и понимание важности использования уже имеющихся знаний и навыков для дальнейшего развития;
2) мотивирующее и развивающее обучение обучающихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
3) моделирование стратегий решения проблем на жизненных примерах учащихся;
4) поощрение исследовательской деятельности обучающихся и активного обучения;
5) развитие у обучающихся навыков критического и творческого мышления через участие в различных видах музыкальной деятельности;
6) организацию индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся;
7) активную вовлеченность обучающихся в различные виды музыкальной деятельности;
8) формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний;
9) поддержку обучающихся посредством «оценивания для обучения»;
10) использование различных способов оценивания для дальнейшего развития;
11) создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческих способностей каждого обучающегося;
12) дифференциацию обучения в целях стимулирования и мотивации обучающихся;
13) межпредметную интеграцию.