Западноевропейская романтическая композиция
Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М., 1966.
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Пер. с нем. М., 1975.
Музыка Австрии и Германии XIX века. В 2-х томах. М., 1975, 1982. Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974.
Русская музыка XVIII - XX веков
Асафьев Б. Русская музыка XIX - начала XX века. Л., 1979.
Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры М , 1983
Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986. Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.
История русской музыки в 10 томах. Тома 3-б. М., 1985-1989. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. М., 1965.
Корабельникова Л. Творчество С.И.Танеева. Историко-стилистическое исследование. М., 1986.
Левашева О. М.И.Глинка. Кн.1-2 М., 1987-88. Орлова E П.И.Чайковский. М , 1980. Рубцова В. А.Н.Скрябин. М., 1989. Сабинина М. Шостакович-симфонист М , 1976. Слонимский С. Симфонии С.Прокофьева. М.-Л., 1964. Холопова В София Губайдулина. М , 1992.
Новая музыка XX века
Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М , 1986.
Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.
Рубцова В. А.Н Скрябин. М., 1989. Сабинина М. Шостакович-симфонист. М., 1976. Слонимский С. Симфонии С.Прокофьева. М.-Л., 1964 Соколов А. Музыкальная композиция XX века. М , 1992. Тараканов М. Творческий путь Альбана Берга. М., 1976. Холопова В София Губайдулина. М., 1992. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн М., 1984. Чередниченко Т. Новая музыка №6. - Новый мир, 1993, №1. Шенберг А. Моя эволюция. Пер. с нем. В кн.: Зарубежная музыка XX века Материалы и документы. М., 1975.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание курса.................................... 3
Часть 3. Опус-музыка: история новаций ___15
Лекция 9. Каноническая композиция.
Музыкальные революции XI-XVI веков..................17
1) От канонической импровизации к канонической композиции..............................17
2) Линейная нотация и искусство контрапункта..............17
3) Звукогеометрическое богословие Ars antiqua..............19
4) Ученая игра Ars nova............................... 26
5) Совершенное мироздание «строгого письма»..............31
6) На пороге оперы.................................. 39
Лекция 10. От оперы к симфонии. Музыкальные
Революции XVII-XVIII веков и автономная
(постканоническая) композиция....................... 45
1) Революция Каччини. Опера........................... 45
2) Генерал-бас и автономное искусство................... 50
3) Кантатно-ораториальные жанры.
Контрапункт свободного письма......................... 52
4) Инструментальная музыка.
Театральная и аллегорическая программность.............. 56
5) Великий синтез И.С.Баха.............................61
6) Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема...... 63
7) Мангеймский переворот и рождение симфонизма......... 65
8) Симфония и идея абсолютной музыки.................. 66
9) Специфика русского пути............................ 72
Лекция 11. Западноевропейская музыка XIX века.
Бетховен и «традиция революционеров» ............... 74
1) Западная модель: индивидуальное как революционное..... 74
2) Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение» ....... 81
3) Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры ............................ 82
4) История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы ... 86
5) «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии........... 89
6) Национально-музыкальные революции................. 94
7) Предчувствие новой музыки.......................... 96
Лекция 12. Русская музыка XIX - начала XX века.
Глинка и революции традиционалистов.................100
1) Русская модель: исторически-истинное как соборное.......100
2) Синтез духовного концерта, симфонии
и романса в глинкинской опере.........................104
3) «Свое» и «чужое», картинное
и психологическое в симфоническом наследии Глинки........108
4) «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки
и неоканоническая перспектива......................... 111
5) Хоровая соборность и сольный монолог
в опере 1860-1920-х годов............................. 112
6) Картинность и психологизм в симфонической
музыке 1860-1920-х годов............................. 115
7) «Свое» и «чужое»: князь Игорь и хан Кончак, царь Додон и Шемаханская царица ..................... 119
8) Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века..........................123
Лекция 13. Новая музыка XX века.Замедление истории ... 132
1) Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века.......132
2) Специфика музыкального сегодня.....................135
3) Календарь из сплошных «завтра»......................138
4) Календарь из сплошных «вчера»......................145
5) Материал может быть любым:
старая «мировая музыка» сегодня.......................150
6) Конструкция самоценна: грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке..........153
7) Абсурдистский смех, и сакральный канон................156
8) Великая музыкальная деревня........................159
9) Великий музыкальный поселок городского типа...........160
10) «Дороги нет, но надо идти вперед»...................165
Литература кчасти третьей .......................... 171
Оглавление........................................173
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 09.10.17